Этап 3
День 6
Проснулись, оделись, умылись, поели, стали собираться в обратный путь.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5809/59229564.b/0_633c5_46db6505_L.jpg)
Сегодня планы: спуститься вниз, проехать через Курай, Акташ, перевал Красные ворота и Кату-Ярык в долину реки Чулышман до впадения реки Чульчи.
Вчера договорились с нашими новыми друзьями, что довезём Лину с Евой до перевалки, а Эдик пойдёт на легке пешком.
Стартуем около 10,30 утра, обратно едем быстрее, благополучно обьезжаем болотину по подсказке алтайца, форсируем Актру (утром брод совсем мелкий), минут через 5-10 на базу приходит и Эдик. Спуск из альплагеря занял 40 минут.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/59229564.b/0_633ca_c2adb4e4_L.jpg)
Дальше едем по другой дороге, которая считается лучше и является платной (мы по ней ехали бесплатно). Чем она лучше я так и не понял — видимо, возможностью объехать один из бродов Тете.
Метров через 300 начинается небольшой подьём с ямами перед самой вершиной.
Форестер едет вперёд и повисает в диагоналку: не хватает ходов подвески. Многократные его попытки заехать успехом не увенчались - прижиматься максимально вправо, а потом влево не выходит-рядом острые камни.
Вперёд еду я, останавливаюсь на вршине, затем Форестер до ям и дальше тросом.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/59229564.b/0_633cc_55a58f6f_L.jpg)
Дальше до моста через Чую, в Курай и Акташ.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/59229564.b/0_633cf_d39e9e59_L.jpg)
В Акташе заправляемся под горлышко, заливаем канистры (всего 20 литров), обедаем в кафе, закупаем продукты и едем в сторону Чулышмана.
Останавливаемся на Красных воротах, делаем памятные фото и двигаемся дальше.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5810/59229564.b/0_633d0_b12a5e4c_-1-L.jpg)
В ту же сторону едет ещё несколько машин.
Дорога постоянно петляет, покрытие: то асфальт, то грейдер.
Проезжаем мимо Пазырыкских курганов - захоронений древних скифских вождей.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/59229564.b/0_633d2_7c0fda9f_L.jpg)
Дорога идёт вверх, асфальт исчезает совсем, периодически проезжаем мимо обрывов - это знак близости Кату-Ярыка.
И наконец вот он! Злелище поистине завораживающее.
По крутому склону горы (70 градусов ) вьётся серпантин, на котором видны ма-а-аленькие машинки, медленно ползущие вниз.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4609/59229564.b/0_633d3_ae36221f_-1-L.jpg)
Осмотрев долину сверху и сфотографировавшись стали спускаться вниз.
В интернете встречаются такие описания перевала
« Перевал представляет собой серпантин, вырубленный на склоне горы, уклон которого (склона, не дороги) не менее 70 градусов. Ну а уклон дороги я не измерял, хотя могу сказать, что на первой пониженной передаче приходилось активно пользоваться тормозами и ноги упирались в пол, чтобы не съезжать с сиденья вперед. Спуск длиной 3,5 километра и общим понижением на 600 метров занял у нас минут 15.
На поворотах там есть места для того, чтобы разминуться со встречными. А так это одна колея с пропастью с одной стороны и горой с другой. Слава Богу, встречных не было»
Перед предупреждающей надписью остановились, включили пониженную и поехали.
Дорога оказалась довольно широкая, разьезды есть не только в поворотах , но и на самих спусках, тормоза не трогал вообще, газ тоже.
На последнем, самом длинном и пологом языке включили 2 передачу и поехали не так нудно.
Спуск заканчивается у турбазы с одноимённым названием, там же нас ждал Форестер.
Делились впечатлениями от спуска только что спустившиеся и стоял устойчивый запах палённых колодок.
Некоторые испорльзовали не только рабочую, но и стояночную тормозную систему.
Поскольку нам ни тормоза, ни двигатель остужать было не надо, двинулись дальше по дороге, которая идёт по дну долины.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4707/59229564.b/0_633dc_57d52e5d_L.jpg)
Внизу несла свои изумрудные воды река Чулышман, со всех сторон с высоченных стен падали водопады.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/59229564.c/0_633e6_35f3a1a3_L.jpg)
Увидев один такой водопад совсем недалеко от дороги, остановились и побежали к нему.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/59229564.b/0_633df_636c740f_-1-L.jpg)
Сначала под холодные струи полез я, потом Катя, Илья и Аня.
Промокли насквозь так, что внезапно налетевший дождь нам был не страшен, да был он минут 5-10 от силы.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4516/59229564.b/0_633e1_8c6967c1_-1-L.jpg)
Вернулись к машине и поехали к кемпингу у впадения Чульчи.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5809/59229564.c/0_633e7_bc0a45c1_-1-L.jpg)
Завтра нас ждал поход на водопад Учар (Неприступный) - самый большой каскадный водопад на Алтае.
А сейчас - ужин, отдых и сон.
День 7
Ночью моросил небольшой дожик, но было очень тепло, особенно по сравнению с ночёвкой в альплагере, где мы спали на высоте 2000 метров.
Утром предложили уставшим детям выбор: идти на водопад или остаться на берегу и отдохнуть.
Дорога до неприступного водопада лёгкой быть не обещала - 8 км в одну сторону по тропе, куруму, сыпухе, пересекая впадающие в Чульчу речки.
Пошли втроём - Я, Эдик и Лина (наши маршруты, как оказалось, были идентичны и мы решили продолжать путь вместе).
Аня с детьми осталась в кемпинге на берегу Чулышмана.
Переправились на моторке за 500 р и пошли под палящим солнцем по тропе «вдоль обрыва по-над пропастью, по самому краю». Шли в хорошем темпе, обгоняя другие группы, но не забывая отдыхать в тени и у речек, окуная туда шапку и одевая её мокрой для пролонгирования эффекта.
Сама Чульчу шумела далеко внизу.
И вот после очередного пригорка увидели вдали это величественное творение природы Учар, при этом, и самое юное её творение.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4516/59229564.c/0_633e8_9e30bf06_L.jpg)
[
Небольшая справка
«Большой Чульчинский водопад образовался предположительно менее двухсот лет назад в результате грандиозного обвала, вызванного очередным алтайским землетрясением, открыт он был только в семидесятых годах прошлого столетия, а туристическим объектом является менее десяти лет.»
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/59229564.c/0_633eb_49c29ffc_L.jpg)
Когда мы подошли к водопаду, на небе появились тучки, пошёл небольшой дождик, который мы переждали на островке, прямо перед водопадом, попивая чаёк из термоса с конфетками.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4812/59229564.c/0_633f0_c0c7a43e_L.jpg)
Насмотревшись и наслушавшись это чудо природы стали собираться в обратный путь. Несмотря на подмокшую тропу он оказался быстрее и проще: солнце уже жарило меньше.
Придя в лагерь, немного отдохнув, стал рассказывать о впечатлениях своей команде и обсуждать дальнейшие планы.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/59229564.c/0_633f4_1c10c31d_L.jpg)
Дети в это время строили песочные замки, загорали, купались в Чулышмане.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4411/59229564.c/0_633f5_d2abeeea_-1-L.jpg)
Ночью поднялся сильнейший тёплый ветер, было чувство, что мы на взлётной полосе.
Отдельно стоит сказать про ночное небо. Ни один городской житель такого не увидит: тёмный бархат, сплошь усеянный алмазами. Их так много и они такие яркие, что дух захватывает!
День 8
Сегодня мы идём в ущелье Карасу, смотреть на Каменные грибы, а затем едем дальше по долине Чулышмана до Телецкого озера.
Перед выходом полностью собрали лагерь, чтобы вернувшись с Грибов сразу сесть и поехать дальше.
Наши товарищи из Кузбаса решили не продолжать дальнейший путь, поэтому мыс ними сердечно попрощались,обменялись контактами и расстались.
На сей раз дорога относительно лёгкая, с небольшим набором высоты поэтому идут все.
Опять переправа на моторке через Чулышман и идём по дороге вдоль покосов в сторону ущелья.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5212/59229564.c/0_633f6_6bdc68b1_-1-L.jpg)
Переходим речку по мостику, дорога переходит в тропу и идёт вверх, идём самой левой, пологой тропой. И вот грибы уже отчётливо видны, до них рукой подать.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5012/59229564.c/0_633f7_822d8b4c_-1-L.jpg)
Тропа становиться круче, подногами мелкий песок, каждый шаг выверяешь — владельцы кроссовок скользят безбожно, берцы намного лучше цепляются за тропу.
Дошли до нижней грибницы, осмотрелись, пофоткались, оценили это очень нестабильное явление природы: сверху огромная глыба, а под ней - ножка из мелких камней и песка.
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/4707/59229564.c/0_633fb_3924d6f5_L.jpg)
Спускались также очень медленно: шажочек за шажочком.
Дойдя до ровной площадки с турами - отдохнули, попили чай с шоколадками, построили свой маленький турик и продолжили спуск.
]
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/59229564.c/0_63406_3bb678fb_L.jpg)
На обратной дороге добрая женщина из хижины предложила нам купить яблочки. Когда мы «вывернули» пустые карманы, угостила нас так:-)
Затем мы вышли к реке, и моторка переправила нас обратно.
Сели в машину и поехали 50 км на южный берег Телецкого озера.
С каждым километром дорога становилась всё более тресучая, на каких то участках скорость падала до 20-30 км: слишком большие камни.
Погода начинала портиться, по небу ходили тучки. К 6 вечера мы доехали до Телецкого. База «Золотые пески» после прошлогоднего наводнения не функционирует, однако, хозяйка обещала, что к следущему году всретят гостей как положено. Нам предложили встать на песчаной косе или проехать на базу Кырсай.
Решили ехать прямо по песку. Проехав пару сотен метров, уткнулись в буксующую ВАЗовскую пятёрку, зацепили трос и вытащили на укатанный песок.
Приехав на базу Кырсай, обнаружили много праздношатающегося народа, что, в сочетании с портящейся погодой, привело нас к решению не оставаться тут на днёвку, а поехать обратно в Акташ, сходить там в баню и утром выдвинуться в сторону Бийска, попутно заезжая на Каменного война, слияние Чуи и Катуни (ведь мы проезжали всё это в темноте). Также нам насоветовали сходить на гору Сарлык, что в 9 км от Семинского перевала - с неё открывается прекрасный вид на разноцветные озёра.
На том и порешили. Закинули всё чтобыло достано обратно в машину и поехали назад, ведь уже вечерело, а нам ещё подниматьсяна Кату-Ярык! Хотелось бы это делать не в темноте.
На середине дороги к перевалу нас застал дождь и в итоге Кату-Ярык мы преодолевали в сумерках.
2-я пониженная и уазик легко преодолевает 3,5 километровый подьём, а дальше очень быстро стало темно. В Акташ мы приехали в пол двенадцатого, но несмотряна поздний час и усталость всё таки пошли в баню.
А потом спать.