Менеджеры ведущих мировых автомобильных фирм начинают понимать, что крепкие надежные легковые внедорожники архаичной конструкции в новом мире не востребованы, они никому не интересны и всем только мешают, наступило время переоценки былых ценностей, пересмотра концепций и конструкций. Начинается разрушение старого и созидание нового.
Первой исчезает надежная рессорная подвеска. Затем уходят в небытие передние мосты-балки. Во многих внедорожниках пропадают неразрезные мосты из задней оси, их заменяет многорычажная подвеска, переехавшая с обычных легковых седанов. Высокопрофильные шины с увеличенными грунтозацепами сменяются обычными дорожными. Исчезают металлические бамперы. Начинается переусложненность: пневмо или гидроподвеска, обилие электронно-управляемых систем. Эволюция налицо, но отчего мне все это так знакомо? Да было такое когда-то, все повторяется, эволюция идет по спирали.
Последней сдалась рама, превращенная в «интегрированную в кузов» (или кузов, интегрированный в раму), вообще не понятный для меня термин. И вот что мы наблюдаем в данный момент времени: все современные модные большие универсалы с увеличенным дорожным просветом отказываются от архаичных конструкций, родом из прошлого века, спираль эволюции совершает очередной виток, и уже в конце ХХ века становится очевидным, что весь накопленный опыт внедорожного проектирования в новом веке стал бесполезен. Вполне возможно, что на III мировой внедорожники вовсе не понадобятся, отсюда вывод: время требует отказа от былых концепций, в мирной жизни надежность и проходимость отходят даже не на второй, а на пятый план. Сейчас автомобильную жизнь определяют иные ценности: экологичность и возможность легкой утилизации. Мир насыщен фирменными сервисами, теперь не надо бояться возможных поломок.
Для успеха бизнеса надо решительно плюнуть на все эти пережитки прошлого и делать машины похожие на настоящие внедорожники, этакие муляжи боевого оружия, как макеты автомата Калашникова или казачьих шашек, которые можно купить сегодня в любом магазине. И не надо закладывать в машины большой запас прочности – выйдет себе дороже, пусть клиент быстрее продаст поезженный автомобиль, совершенно обоснованно понимая, что не сегодня, так завтра он непременно развалится, и быстрее прибежит за новым. Неспроста качество автомобилей всех мировых фирм неуклонно снижается. Да и себестоимость в результате экономии на материале можно существенно снизить, а выходную цену наоборот, повысить. Ведь за всех этих многочисленных электронных нахлебников, без которых современный автомобиль немыслим, клиент должен хорошо заплатить, и с удовольствием это сделает. Он же не знает, что их реальная цена для фирмы составляет копейки.
Уже в середине 90-х в мире полноприводных автомобилей потянуло ветерком перемен, и первыми это уловили чуткие маркетологи из маленькой японской фирмы Хонда. Я очень уважаю инженеров, проектирующих машины в этой фирме. Они никогда не кричат хвастливо всему миру о своих великих достижениях, ни за кем не гонятся, они просто добросовестно делают свою работу, создают самые лучшие в мире моторы и неплохие машины. А маркетологи добросовестно делают свою: отслеживают веяния, витающие в автомобильных кругах, и периодически открывают новые ниши, создают новые типы авомобилей, пользующихся впоследствии колоссальным спросом.
И вот в 1995 году они вывели в мир свой CRV и мир обрушился. Этот крепкий легкий просторный универсал с большим дорожным просветом, высокопрофильными шинами и автоматически подключаемым вторым ведущим мостом, сразу полюбился человечеству. Сотни тысяч автолюбители тех лет подсознательно чувствовали потребность в такой машине, способной с легкостью проехать там, где застревал обычный дорожный автомобиль, но не желали покупать дорогущий прожорливый внедорожник, имеющий посредственную управляемость. Но на автомобильном рынке нужных им моделей просто не существовало. Фирма Хонда своим CRV совместно с к примкнувшей к ней фирмой Тойота, быстро наладившей выпуск подобного по концепции RAW-4, открыли новый тип полнопиводного автомобиля, впоследствии получившего название «автомобиль для активного образа жизни» или «кроссовер». Этот класс даже в наши дни продолжает бурно развиваться, все меньше остается в мире фирм, не имеющих в линейке моделей подобные автомобили.
Производители «взрослых» полноприводных универсалов поначалу посмеивались, потом начали слегка тревожиться, видя, как новый класс автомобилей с каждым годом «отжимает» у них все больше и больше клиентов. А потом дрогнули и начались большие перемены: при очередной смене модельного ряда их изделия все ближе и ближе конструктивно приближались к кроссоверам, начался процесс эволюции, о котором я только что писал. Проще говоря, кроссоверы убили внедорожники, давайте найдем в себе мужество в этом честно признаться. И скоро добьют последнего из них.
Я беру из пачки уже третий лист бумаги и вижу, что еще ничего не сказал по сути, так, одна пустая болтовня.
Мы живем в сложное время, так всегда бывает на переломе столетий. На наших глазах происходит переоценка ценностей, размываются границы между внедорожными и дорожными машинами. Внедорожники выбрались из грязи и хлынули на дорогу. Тут же вылезли все их недостатки: они медлительны, излишне шумны, тяжелы, плохо управляются и неохотно тормозят, валкие в поворотах, потребляют слишком много топлива, зубастая резина сильно гудит на высокой скорости. Зачем нужен такой неудобный автомобиль обычному покупателю?
Первым шагом, ведущим на шоссе, был отказ от переднего моста-балки в пользу независимой многорычажной подвески. Это решение значительно улучшило устойчивость и плавность хода. Но это было половинчатое решение, уж если рубить, то рубить с плеча! Рубанули, да еще как, многие производители вообще отказались от цельных мостов, а заодно и от рамы, увеличив жесткость кузова. Хорошее решение?
Великолепное, но только для эксплуатации на асфальте. Это позволит при сохранении такого же дорожного просвета снизить положение центра тяжести и существенно улучшить устойчивость и управляемость. Но теперь все нагрузки, передающиеся от дороги через подвеску, приходятся не на раму, а на кузов. К тому же независимая подвеска колес при эксплуатации на бездорожье более уязвима, чем мосты, требует более частого технического обслуживания, состоит из большего числа деталей, ее ресурс значительно ниже, а стоимость выше. Также очевидно, что с увеличением количества деталей, составляющих определенную конструкцию, растет вероятность ее поломки.
Но маркетологи все верно рассчитали, большая часть покупателей машин данной категории видит в них лишь большой престижный универсал с приводом ко всем колесам (об устройстве и принципах работы которого не имеет ни малейшего представления), рассматривает такой автомобиль как способ показать окружающим степень своего финансового достатка. Человек не планирует выезжать на нем на серьезное бездорожье. Но при этом он непременно желает ощущать себя владельцем ВНЕДОРОЖНИКА, мечтает приобщиться к клану настоящих сильных мужчин, романтиков, этаких ковбоев ХХI века, небрежно управляющим здоровым автомобилем, теоретически готовым в любую секунду съехать с дороги навстречу приключениям.
Именно эта харизма, добытая потом и кровью теми, легендарными машинами из прошлого века, и вложенная хитрыми маркетологами в нынешние, неумолимо тянет людей, словно магнит железо, и они, подобно ночным мотылькам, непонятно зачем прилетают из темноты на свет лампы, вовсе не похожей на настоящее солнце. Обратите внимание, как много женщин в последние годы ездят на больших внедорожниках. Они подсознательно тянутся к этим машинам, им хочется ощущать под собой настоящего крепкого мужика, которого зачастую так не хватает в жизни.
Но спросите владельцев-мужчин, для чего они купили этот здоровенный высокий универсал с такой сложной трансмиссией, в назначении и устройстве которой так и не разобрались, честно прочитав мануал до пятой страницы, и они даже не найдут слов для ответа на столь разумный вопрос. Может быть, у них большая семья, требующая для размещения в машине много места? Или им жизненно необходим багажник огромной вместимости? А может к их коттеджу не проложена дорога?
Согласитесь, простые вопросы, но они отчего-то так злят владельцев. Купил, потому что это круто. Потому, что обладать таким автомобилем это СТАТУС, это вызов владельца окружающему миру, демонстрация собственной значимости.
Но объясните мне, зачем такому человеку рама, если он не знает, что это такое и где оно находится, и хорошо это или плохо, и в каких именно случаях хорошо, а в каких плохо?
И зачем ему эти три каких-то непонятных дифференциала, которые для чего-то нужно на скользкой дороге заблокировать, а потом, при выезде на асфальт, не забыть разблокировать?
А этот замороченный супер-селект, способный свести с ума любого нормального человека, порождая в его душе постоянную тревогу: а правильно ли он поступает, включив в той или иной ситуации передний мост? А может быть более верным решением будет его отключить и двигаться на заднем приводе? Или уже пора заблокировать этот непонятный межосевой дифференциал, где живет какая-то таинственная вискомуфта, которая (по слухам) иногда сама подключает передний мост при пробуксовке задних колес? А может быть уже пришло время включить понижающую передачу? И не поломается ли чего, если постоянно держать подключенной вторую ведущую ось при движении по асфальту?
И первыми эту неуверенность владельца дорогой технически сложной машины уловили гениальные маркетологи фирмы Хонда. Им давно стало ясно, что пора решительно отказываться от всех этих архаичных дедушкиных трансмиссий со всякими непонятными понижайками и блокировками и срочно формировать новый облик внедорожника ХХI века, внушительного и простого. И заслала на мировой рынок казачка по имени «Пилот». Вглядитесь внимательно в этот большой полноприводный универсал с рубленными формами и простейшей трансмиссией – перед вами идеальный гражданский внедорожник нового века. Не пройдет и 10-ти лет, как все внедорожники станут именно такими. Хондовцы опять угадали мировую тенденцию и первыми запустили в производство машину, которая несомненно в скором времени откроет новый перспективный класс полноприводных автомобилей.
И инженеры Ниссан тут же среагировали, стрельнули новым флагманом модельного ряда, получившего независимую подвеску всех колес. Вот только в последний момент смалодушничали, оставили в новой машине раздаточную коробку с понижающей передачей. Какой от нее прок такому автомобилю, что он будет ей делать на шоссе? А, понял, понял, трейлер дернет.
Еще более мне непонятна логика тойотовских инженеров. Скажите мне, зачем автомобилю, за который просят отдать более 100 000 зеленых бумажек с портретом какого-то старика, рама, задний мост-балка и раздаточная коробка? Где он их использует, какая ему от этого польза? Уж не думаете ли вы, что найдется в мире такой отчаянно храбрый и настолько же богатый человек, который ринется на этой огромной машине штурмовать бездорожье, по ходу раздвигая гладким кузовом мелкие деревья? У тойотовских маркетологов просто не хватило смелости заказать своим конструкторам большой красивый паркетник, как Пилот у Хонды или новый Патрол у Ниссана.
Я слышу, как кто-то из вас спрашивает: а на чем будут ездить в новом веке все эти геологи, нефтяники, военные, и всякие миротворцы, которых так много развелось в последнее время?
Не переживайте за них, что-нибудь придумают. Во-первых, мудрые тойотовцы оставили в производстве архаичную седьмую модель ТЛК, есть упрощенный вариант ТЛК-120 с МКПП и некрашеными бамперами, который я уже встречал в контингенте ООН, по прежнему жив Дефендер, правда это уже совсем другой автомобиль, перенасыщенный электроникой.
Во-вторых, слава Создателю, жива пока еще целая плеяда полноприводных пикапов, которым каким-то чудом удалось выскользнуть из цепких пальцев маркетологов и сохранить эти архаичные конструкции, вышедшие из девятнадцатого века: раму и задние мосты с рессорной подвеской. Правда и они с годами потихоньку сдают позиции, утрачивают былую кондовость, все чаще просятся на фирменный сервис.
Возможно, я чрезмерно сгущаю краски, и вся эта теория эволюции внедорожников лишь мрачный параноидальный бред, окружающий мир вовсе не так страшен, можно как и раньше сидеть в мягком кресле, ничего не бояться и ничего не делать, все как то само собой наладится, добро без нашей помощи победит зло и все опять станет хорошо. Как всегда, в последнюю минуту прискачет откуда-то на белом коне смелый витязь, и порубит наглому дракону мерзкие змеиные головы сверкающим мечем, ведь именно этому нас учат многочисленные русские сказки, не так ли?
А любителям настоящих бескомпромиссных внедорожников я советую особо сильно себя не расстраивать. Пусть этот автомобильный апокалипсис, который я так красочно и подробно расписал, вас не пугает. Все будет хорошо. Автомобиль еще слишком молод, ему всего лишь чуть больше 100 лет. Взгляните на историю человечества, насчитывающую десятки тысячелетий. Грубые культуры сменялись утонченными цивилизациями, доходившими до высочайшего совершенства, но и они затем безжалостно сносились с исторической сцены очередными грубыми народами, которые, в свою очередь, в течении веков опять доходили до вершин культуры и также уничтожались очередными варварами. И так бессчетное число раз. Я уверен, вернутся к нам опять крепкие неприхотливые внедорожники, надо лишь уметь терпеливо ждать и верить в чудо.
http://www.vn4x4.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=693[/u]