Поездки лета 2015-го года:
В июне мы съездили в южную Карелию. В основном провозились с реанимацией дома, поднимали его на бетонный фундамент. Однако, в лес тоже удалось вырваться. Было очень сухо, и там, где планировались болота и грязь, просто пролетели со свистом.
По возвращении меня ждал вот такой неприятный сюрприз:
Ее Величество Аэродинамика. Флаттер, или что-то в этом роде.
Потом довелось опробовать багажник в ночной покатушке. Свет шикарный! И доступ к хайджеку удобный.
C 21-го июля по 2-е августа предпринят рейд по Архангельской области с заездом в Коми. Поездка получилась просто замечательная! Красивейшая природа, деревянная архитектура, приветливые, гостеприимные северные люди, проверенные друзья рядом и практически полное отсутствие нашего брата – туриста, коим в последние годы просто переполнены те же Кольский с Карелией.
Примерный путь: Москва – Вологда – Ломоносово – Архангельск – Малые Корелы – Северодвинск – Архангельск – Кимжа – Мезень – Лешуконское – правым берегом Мезени до Усть-Кымы – Большая Пысса – Усогорск – Кучкас – С/У Пинежский Тракт до Хорнемы – Красная – Верхняя Тойма – Котлас – Великий Устюг – Вологда – Москва
С погодой повезло, дождей было не много (и почти все – на спецучастке, чтобы жизнь малиной не казалась) Состояние дорог в Архангельской области хорошее, за грейдерами следят, да и за грунтовками тоже, местами. Многие паромы и броды теперь заменены понтонными переправами.
Описывать маршрут подробно не буду, ибо ограничен по времени, да и все это лучше меня уже не раз описано в Сети. Ниже прилагается только некоторое количество фотографий и описание внедорожного участка, т.к. доступные его оценки сильно разнятся по годами и авторам.
Если кто-нибудь захочет прокатиться по этим местам – на вопросы постараюсь ответить.
На спецучасток Кучкас – Хорнема по правому берегу Пинеги затрачено чуть больше двух дней. Зачетный вышел оффроуд! Болотинки, топкие бродики, огромные промоины на спусках и подъемах, колеи тяжелой техники. Временами даже Патрику было не просто, а уж Дефендеру на 32-х колесах и свободных дифах досталось по-полной. У брода через Шочу мы его чуть не перевернули, да и у Патриота однажды крен зашкалил за 40 градусов.
![Изображение](http://img.ii4.ru/thumbs/2015/08/06/625031_Momentalney_snimok_2_05_08_2015_12_58_.png)
На данный момент состояние тракта следующее: В направлении от Кучкаса сначала идет хорошая лесная дорога. Постепенно она становится заросшей и появляется много пересечений маленьких, но топких речушек и ручьев. Кое-где возможно, придется подлебедиться. р. Мутокурка пересекается вброд правее обозначенной на карте дороги, в самом устье, рядом с одноименной избой. Брод легкий, дно твердое. Хотя на выезде из брода довольно глубокая колея. Брод обязательно проходить строго по прямой, т.к. на песчаной косе дальше в Пинеге засасывет. Далее до Шочи вполне легкая дорога. Не доезжая метров 300 до Шочи, начинаются засады: сначала – топкие колеи (можно осторожно пройти вразрез правее) потом, в выемке на спуске в пойму – громадная промоина в дороге, более метра глубиной. Объехать можно слева через лес, но поворот почти наверняка придется выполнять на лебедке. Далее лесом можно легко выйти в пойму на старый покос, и вернуться на дорогу уже перед самым бродом. На спуске в брод тоже глубокие колеи, вразрез вряд-ли проходимые. В колеях под грязью – большой валун. Слабо подготовленным машинам здесь, скорее всего, придется лебедиться за дерево на другом берегу Шочи, используя удлинитель, либо за машину товарища, уже стоящую в реке (так делали мы). Сам брод неглубокий, дно твердое. Выезд из брода нормальный. Хотя колея глубокая, но преодолевается на 32-х колесах. Потом следует около 10 км нормальной лесной дороги с периодическими засадами из заболоченных колей. Почти везде можно найти правильную траекторию и проехать своим ходом. Мостики через ручьи на удивление все присутствуют. Ближе к Северному дорога спускается ближе к Пинеге, и там начинается самая развлекуха: относительно свежие, глубокие и мокрые колеи тяжелого грузовика, которого, похоже, местами тащило что-то гусеничное. Обойти вразрез можно не везде, так что нужно быть готовыми лебедиться и копать. Напротив нижней (по Пинеге) оконечности Северного «накатанные» колеи уходят на берег, но до Хорнемы следует ехать по дороге, по берегу проезда нет. Колеи останутся, но будет полегче, т.к. они менее накатаны и заросли дерном (который частично содрали мы). У реки Кыспала дорога почти теряется на покосах, но на самом деле идет строго вдоль правого берега этой речки, в направлении ее течения вплоть до брода через нее. Недалеко от брода может быть завал из нанесенных паводком деревьев и бревен. Не смотря на то, что река течет в каньоньчике, весной она затопляет все вокруг. Завал надо пропилить, и спускаться к броду. Грунт мягкий, колеи глубокие и есть вероятность застрять на спуске. Лебедиться на другом берегу почти не за что. Больших деревьев поблизости нет. В броде лежит стальная аппарель от парома, но подъем из него не особо проще, чем спуск. Далее дорога выходит на опушку леса и поворачивает направо-вверх. В этом месте тоже очень глубокая колея, но можно пройти вразрез. Далее, до переправы с Сверного на Хорнему, засад больше нет.
А как хороша подкачка! И на СУшке, и просто на дорогах. По хорошему асфальту ставишь 2,6, чтобы по-строже рулилось, на плохом – для комфорта можно сразу стравиться до 2,0 или чуть ниже, на грейдерах поставить 1,6 чтобы у экипажа сиськи кишки не так трясло. В бездорожье на жестких участках - 1,2, на мягких – 0,8, ну а как болото или жижа совсем – так травишься до 0,4 – 0,5, и к удивлению, машина проползает там, где обязана была сесть. Прополз – и сразу обратно подкачался, чтобы в колее не разбортироваться.
Словом, все внедорожные прибамбасы себя полностью оправдали. И если кто мне еще заявит, что у меня не экспедиционник, что экспедиционнику редукторные мосты, подкачка и 35-е колеса не нужны, мол, 33-их - за глаза и мост конструкции попроще – извините, но плюну в рожу.
Барсы поездку за поездкой ходят по трассам 100 – 110 км/ч, но обеспечивают отличную проходимость на спецучастках, не воют и не ломаются. Что такое порванная полуось я и знать не знаю.
Полностью оправдал себя багажник, и в частности, подвижная часть. И удобством доступа к лопате, хайджеку и сандтркам, а всем этим хозяйством пришлось пользоваться не один раз, и как подъемник для мешков с барахлом и едой. Багажник протрясся по многим сотням километров грейдеров, наелся на них пыли и песка, промочился как следует дождями. И ничего не разболталось, не потрескалось и не заело. Все механизмы работают идеально. Я считаю, что конструкция испытания прошла в полном объеме.
Кстати, мы шли по грейдерам и грунтовкам вторыми, дабы экипажу Дефендера, на котором салонный фильтр не предусмотрен, не было совсем уж плохо. Так вот у нас салонный фильтр забился практически наглухо уже на второй день грейдеров, несмотря на то, что мы отпускали первую машину вперед ориентировочно на километр. Вентилятор включен на полную, а из дефлекторов воздух еле идет. Пришлось фильтр вынимать и продувать, но и это помогло лишь отчасти. Похоже, нужно добавить в запчасти запасной.
В общем отказов матчасти не было, за исключением крайнего дня, но я виноват там сам.
Дело в том, что в последней засаде СУшки я умудрился, таки разбортировать переднее колесо. Вылезал из глубокой колеи на лебедке, а на подкачивание забил. В результате в покрышку набилась куча глины, мы кое-как вычерпали ее оттуда руками и палочками, и в таком виде забортировали колесо обратно. После выезда на трассу я опять таки забил на шиномонтаж. Руль бил, но вроде не сильно. Ну а в районе Пречистого, уже поздним вечером начался подозрительный негромкий стук, и при осмотре я с ужасом недосчитался двух соседних колесных шпилек. Сломало под корень. Дальше – шиномонтаж, и стремная дорога домой на скорости 70 км/ч. Возможно, эти шпильки потянуло при «закусывании» колеса в колее при лебежении. Хотя сам диск ровный, геомерия подвески, схождение – в норме. Такие дела…
Сейчас уже все восстановил, заодно перебрав все ступицы по кругу. Как раз срок подходил по регламенту.
В поездку я отправился с изношенными на 2/3 передними колодками. На С/У их съело до метала, так что сразу после выезда на дорогу пришлось срочно их менять. Под дождем.
Ну и сайлентблоки клюшек размочалило в хлам. Буду переходить на полиуретан.
Некоторая статистика:
Всего пройдено около 4120 км, из них грейдеров, грунтовок и грязей – 1200. Расход на трассах составил 13 – 14 л, на грейдерах и грунтовках – 16 – 17 л, на спецучастке (считая от первой засады до последней) – 47 л/100 км, при этом двигатель с утра до вечера не глушился вообще.
С большими топливными баками никакие канистры больше не понадобились. Топлива с большим запасом хватало на пробеги между АЗС даже в самой глухомани.
Спали мы на этот раз исключительно в машине. Палатка с собой была, но ни разу не ставилась. В целом удобно, ровно, тепло и спокойно. Но вот тут подготовочка получилась плохенькая. Во-первых необходимы шторы по кругу, т.к. в белые ночи спать без них можно только в сильно усталом виде. Ранние пробуждения мучали меня весь поход. Во-вторых, как только мы ушли с северов, стало душно и жарко по ночам, а открыть окна не получалось, т.к. комары и мошка в больших количествах не дремали. От безысходности я стал кое-как завешивать и заклеивать одно из окон тропиком палатки, хотя получалось не очень, и все равно было душно, т.к. сквозняк организовать не удалось. И в-третьих, на спальную платформу мы стелили пенки, но все равно спать на них очень жестко. Нужны более мягкие и толстые матрасики, самонадувающиеся, например. А еще ребенок и волкодав по ночам жестоко пихались, а выгнать на мороз ни того, ни другого рука не поднялась.