Сообщение
inventor » Чт окт 17, 2013 08:21
Поделюсь своим опытом войны с системой зарядки.
Для начала измерил выходное напряжение на генераторе. Мой Прамо-120 на клемме выдает 14,1В (и кстати так было с новья). Начал с измерений падения напряжения на клеммах в цепи генератор-стартер-аккумулятор-масса. На холостом ходу при выключенных электропотребителях оно не превышало 0,1В. При включении дальнего света, всех противотуманок, обоих печей на полную мощность, радио и рации (мой максимальный набор) получилась следующая картина: в цепи генератор-стартер падение напряжения 0,66В, в цепи стартер-аккумулятор - 0,1В, в цепи аккумулятор-масса - 0,1В. Для провода сечением 4кв.мм при длине 0,5 метров падение 0,66В - неприемлемая ситуация.
Заменил штатный проводок на провод сечением 10кв.мм с хорошо пропаянными наконечниками. В принципе, при хорошей заделке по сечению хватило бы и штатного. Но решил перестраховаться. Заодно зачистил шкуркой все клеммы, наконечники и шайбы по всей цепи генератор-стартер-аккумулятор-масса. Все это хорошо протянул и сверху покрыл литолом. Запустил движок, на клеммах аккумулятора 14,1В. Включил все вышеназванные электропотребители - по прежнему 14,1В. Вот и вся любовь-морковь... Правильно здесь говорили, что главная проблема падения напряжения - отвратительное заводское качество электрических соединений.
Теперь про диод. Устроил своим спецам по теории и практике автоматического управления допрос с пристрастием. Посмотрели они нашу схему зарядки и реле-регулятора. Простейший регулятор по их мнению. Стабилитрон в регуляторе задает напряжение сравнения. Это величина постоянная, не подлежащая регулированию. Поднять напряжение на выходе генератора можно тремя способами:
1. Заменить штатный стабилитрон на новый с более высоким напряжением.
2. Разорвать цепь регулятора на массу и поставить диод. Решение всем известное, кости ему здесь перемыли по полной программе :D
3. Таким же образом диод можно поставить в плюсовую цепь регулятора. В нашем случае, надо резать боковой вывод РР и впаивать в разрыв диод.
С первым вариантом все понятно, но это только на большого любителя.
Физический смысл установки диода состоит в следующем. Напряжение сравнения на стабилитроне остается неизменным, но диод, установленный в цепи стабилитрона относительно массы (или плюса) смещает напряжение обратной связи в большую сторону (в меньшую невозможно). А именно это напряжение обратной связи и определяет работу регулятора. Смещение напряжения зависит от характеристик диода. С точки зрения схемотехники вполне себе нормальное решение, не противоречащее никаким канонам. Из двух диодных вариантов предпочтителен именно второй вариант - разрыв цепи РР на массу. Это дает возможность установить мощный диод на радиаторе, чтоб спокойней жилось.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица