![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b0139-fjz.jpg)
На этих мостах машина стала более маневренной и лучше держит прямолинейную траекторию. В дальнюю дороге ехать - одно удовольствие. Потери внедорожных качеств замечено не было. Вместе с тем, после 20 000 километров пробега, машина стала терять свою былую "сбитость" и другие УАЗоводы, которым давал порулить, уже не высказывали того восторга, который был на новой машине. Разумеется, меня это обстоятельство стало коробить, полез разбираться. Что же там изменилось?
Первичный осмотр выявил течь масла из кожуха полуоси.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b013f-eq6.jpg)
Значит, деваться некуда, вскрытие неизбежно. То, что это случилось на практически новой машине, запишем как очередной фол со стороны завода. По сути дела, ситуация, дающая право на гарантийный ремонт, но гарантийщикам, дай Бог, разобраться с улетевшими из навигатора спутниками, а мостом мы, все-таки, займемся сами.
Прежде чем лезть в мост, изучили всю доступную на сей момент литературу и выяснили, что для центрации деталей поворотного кулака необходимо приобрести специальную оснастку.
![Изображение](https://a.d-cd.net/tSAAAgDPKuA-1920.jpg)
Стоимость этой железяки соизмерима со стоимостью самого моста (что и неудивительно - ничего личного, просто бизнес) поэтому решили изготовить ее самостоятельно.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b0136-4b0.jpg)
И вот что из этого получилось.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b019l-tt5.jpg)
Сразу поясним для чего нужна такая "хренька". Торец корпуса нижнего шкворня должен находиться от оси вращения ШРУСа на расстоянии 61+/-0,2 мм. Видимо, такой допуск заводу полюбился, поскольку он перекочевал с предыдущего моста. Напомним, что такой допуск необходим для корректной работы резиновых манжет и ШРУСа.
![Изображение](https://a.d-cd.net/RqAAAgDPKuA-1920.jpg)
Изготовили, на всякий случай, новые шкворни.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b0138-t8h.jpg)
И начали курочить автомобиль.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b013a-d3s.jpg)
Первый сюрприз скрывался сразу под хабом: из ступицы вылилась грязноватая жижа. Ездить по Алтаю и не преодолевать броды невозможно. Печалька, на предыдущем Патрике такого не было, даже после 100 000 километров.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b013b-47j.jpg)
Снимаем суппорт...
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b013b-hbz.jpg)
...и ступицу.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b013d-nug.jpg)
Под цапфой притаился очередной сюрприз - бронзовая втулка ШРУСа выскочила из своего гнезда. Пришлось заменить и расточить.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b018j-jbd.jpg)
От манжеты ступицы осталась, что называется, одна схема. Что и объясняет наличие воды в ступичных подшипниках.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b018k-xph.jpg)
Вынимаем ШРУС с полуосью.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b018l-npt.jpg)
Для разборки поворотного кулака хорошо бы иметь специальные съемники. Их изготовлением еще предстоит озаботиться, а пока что используем известные народные методы - типа лома, кувалды и такой-то матери.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b018q-5pi.jpg)
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01ad-8by.jpg)
По обыкновению, в начале ремонта все смотрится чинно-благородно, культур-мультур, но потихоньку что-то где-то упирается и вся культура улетучивается, вместе с ботинками слесаря.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01ae-t7p.jpg)
Изъятые шкворни имеют погрустневший вид.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01ag-u6b.jpg)
А осевой люфт, около 1 мм, говорит о том, что озаботились изготовлением новых шкворней мы не зря. Патриот в последнее время был уже не «торт», видимо, износ в этом месте мост не любит.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01af-468.jpg)
Верхний шкворень запрессовали с помощью станочных тисов и застопорили кольцом.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01ah-433.jpg)
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01ai-ing.jpg)
А нижний задавили с помощью подкатного домкрата.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01ak-jhc.jpg)
Соединяем неподвижную часть кулака с управляемой.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01a7-fe2.jpg)
Манжеты ШРУСа прикрыты стаканом кожуха полуоси из неизвестного органического материала. Этот стакан, ко всему прочему, выполняет роль упорной шайбы ШРУСа.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b019a-evy.jpg)
Извлекли манжеты.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b019b-tz0.jpg)
Рабочая кромка внутренней манжеты смотрит внутрь, а наружной - наружу. И это, видимо, правильно. Жаль, что обе утратили герметичность. Заметим, что перед манжетами установлена еще одна упорная шайба из органического материала. То есть такой своеобразный бутерброд из двух упорных шайб и манжет. На левой стороне кожух полуоси остался сухим.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b019f-y6.jpg)
Устанавливаем приспособление для регулировки положения поворотного кулака.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b019k-lk8.jpg)
Специальным шкворневым ключом, опять же знакомым по предыдущему мосту,
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b018o-k5z.jpg)
... вращая разрезную втулку,
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01a0-w5c.jpg)
... добиваемся, чтобы торец корпуса нижнего шкворня уперся в специальный выступ на оправке.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b019o-pkr.jpg)
После проведенной регулировки, дотягиваем разрезную втулку с моментом 18 кгс/м, а гайки шкворней с усилием 9 кгс/м, еще раз проверяем центрацию деталей и зашплинтовываем гайку верхнего шкворня.
Устанавливаем ШРУС с полуосью...
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01a2-o2m.jpg)
... и запрессовываем новую манжету.
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01a3-w0c.jpg)
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b01a4-n2.jpg)
Дальше всем известные операции:
Устанавливаем цапфу со ступицей, подшипниками и тормозным диском.
Тормозной суппорт.
Хабы.
Колеса.
И автомобиль готов к новым приключениям. Буквально на этой неделе начинается обширная программа испытаний шкворней нового образца нашего производства. Напомним читателям - теперь они выглядят вот таким образом:
![Изображение](http://photoshare.ru/data/69/69039/5/9b0138-t8h.jpg)
И больше похожи на обычные шаровые опоры, хорошо знакомые владельцам любого автомобиля с независимой передней подвеской. Здесь же мы имеем жесткий мост и, потому, наверное, заводские конструкторы приняли решение назвать их шкворнями. И мы не станем с ними спорить и введем в обиход такое выражение - шкворень моста с поворотными кулаками открытого типа. Длинновато, конечно, но, думаю, что народ придумает какое-то меткое прозвище.
Программа испытаний для новых шкворней производства ООО "СТО22" предполагает двухтысячекилометровый пробег вдоль побережья Бухтарминского водохранилища и десятитысячный пробег по Монголии. По результатам проведенных испытаний будет принято решение о последующей доработке изделия или серийном выпуске шкворней такого типа, а также необходимой оснастки и методических рекомендаций по ремонту и эксплуатации.