Сообщение
AnderLuk » Вт июл 16, 2013 09:18
При пересечении границы взимаются местные сборы на КПП "Кяхта" 78 руб. за выезд из России, на КПП "Алтанбулак" - $10 за въезд в Монголию, $8-10 за страховку автомобиля. Суммарно количество дополнительных сборов при пересечении границы превышает стоимость визы ($25). На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов.
Каких либо ограничений при передвижении на автомобиле по территории Монголии нет. Единственные ограничения с которым могут столкнуться автомобилисты - это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Приближаясь к границе с Китаем надо иметь в виду, что нахождение в пограничной зоне требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30 км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. Например, для посещения пещер на плато Дарьганга необходимо иметь согласование с пограничниками, так как вход в пещеры находится в пограничной зоне. На территориях заповедников, национальных парков введен платный режим за пребывание туристов и въезд автомашин.
Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат. Пользование автомобильными рациями (27 МГц) не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет). Провоз огнестрельного и газового оружия, металлоискателей, при соответствующих разрешительных документах, декларируется на таможне.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
В дальнее путешествие по монгольскому бездорожью, особенно в жаркие и безводные районы южной части Монголии, лучше готовиться основательно, рассчитывая на полную автономию и отсутствие какой-либо возможной помощи со стороны. При поездке по асфальтированным дорогам, например, от Улан-Удэ до Улан-Батора или Арвайхээра, достаточно взять с собой только деньги: бензозаправочные станции, турбазы, гуанзы (позные) и кафе есть вдоль всей трассы.
Проблемы возникают при значительном удалении от оживленных дорог. Первое к чему надо быть готовым - это отсутствие бензина Аи-93 и дизельного топлива на значительном удалении от Улан-Батора. Можно рекомендовать взять из России несколько канистр с высокооктановым бензином типа Аи-96, чтобы смешивать его с Аи-72, который, как привило, есть на большинстве автозаправочных станций. Обязательно нужны запасные канистры с бензином, в баке бензина часто не хватает, чтобы доехать до следующей бензозаправочной станции. В Улан-Баторе продаются карты автомобильных дорог с указанием автозаправочных станций. Такая карта помогает планировать маршрут.
Следующая по значимости проблема, с которой сталкиваются путешественники, это выбор правильного направления движения. Дорог в степи превеликое множество, часто они расходятся веером и в конечном итоге просто теряются на каменистой почве. Для ориентирования обязательно необходимы компас, GPS (система определения координат), бинокль, топографические карты, желательно на монгольском языке, русско-монгольский разговорник или словарь. Географические карты с русскими и английскими названиями местные жители часто просто не понимают. Монгольские 5-ти километровые топографические карты свободно продаются в центральном универмаге Улан-Батора.
Надо отметить, что путешествовать на одной машине по безводным районам довольно безрассудно. Оптимально количество машин 2-4. При движении нескольких машин есть вероятность потерять друг друга. Ехать на прямой видимости друг за другом из-за пыли и несогласованных остановок не всегда получается. Иногда это печально заканчивается потерей одной из машин. Подобный случай произошел в прошлом году с иркутскими автотуристами в монгольской степи. В одной машине были все продукты и вода, в другой - пассажиры с детьми. Машины встретились только через неделю… в Иркутске!
Для безопасности путешествия необходима полная автономия каждой машины - в каждой машине запас бензина, воды, продуктов, теплых вещей и т.д. В путешествиях необходимо придерживаемся золотого правила - на каждой развилки дорог впереди идущая машина, останавливается и ждет, идущую следом. Выручают и радиостанции, которые на время путешествия по Монголии, устанавливаются на каждую машину. Даже при полной потери радиосвязи и незапланированном расхождении машин на 20-30 км, последующие поиски друг друга облегчались, когда радиосвязь восстанавливалась.
Особенности резко-континентального климата, жару днем и холод ночью, легче переносить, когда предусмотрительно взяты с собой, например, такие вещи как солнечные очки, шляпа с широкими полями, нашейный платок от солнца, крем от загара, увлажняющий крем для губ и рук и теплый спальник на ночь. Для утоления жажды лучше всего подходит негазированная, натуральная вода, типа "байкальской", в пластиковых бутылках и соки. Несмотря на обширные, безводные местности довольно часто встречаются родники или колодцы с достаточно качественной водой, которую можно пить без кипячения. Такую воду мы разливали в освободившиеся пластиковые бутылки, предварительно оторвав наклейки, чтобы бутылки с фабричной, "фирменной" водой не перепутывались с водой взятой из неизвестного источника. Иногда приятно подмешивать в воду натуральный сок.
Экспедиционное снаряжение комплектуется по индивидуальному вкусу и бывает достаточно разнообразным. Кому-то нравится спать на надувном матрасе на земле, другому на раскладываемых сиденьях автомобиля. Однако есть вещи, которые полезны всем в таких путешествиях. Очень выручает переносной генератор переменного тока, который обеспечивает электрическое освещение лагеря вечером и подзарядку аккумуляторов видеокамер. Газовые печки незаменимы в степи, где нет топлива. Прекрасное топливо саксаул. Можно использовать и засохший на солнце аргал. Он достаточно хорошо горит и на его огне можно кипятить воду.
Раскладные стульчики и столы делают пребывание в полевом лагере более комфортным. Наличие длинных буксировочных фалов и тросов, а также профили или обычные доски для песка и грязи облегчают прохождение сложных участков. При езде по бездорожью представляют опасность для колес песчаные кочки с корнями саксаула, торчащими из земли наподобие стальных лезвий, легко распарывающих покрышки колес. Обязательно нужны запасные камеры и ремонтный набор для вулканизации камер или ремонта бескамерных шин.
"Счастья всем даром, и чтоб никто не ушёл обиженным" (АБС, "Пикник на обочине")
Будьте же вы все трижды счастливы!