Сообщение
Mихалыч » Пт фев 14, 2014 05:27
Много букав про истоки праздника, а то многие его ассоциируют с христианским.
Комоедица – славянский языческий праздник отмечавшийся в день начала астрономической весны (день весеннего равноденствия).
Приход весны был для наших древних предков великим событием. Ее начало праздновалось как по всей Европе, так и в Азии. Весне были посвящены многие древние языческие праздники, которые сопровождались земельными ритуалами, служившими для призыва плодородия.
«Богиня Весна на Землю пришла» — славянская языческая Комоедица посвящена именно этому событию. Радуемся и празднуем наступление священной Весны даруемой самим Небом – День весеннего равноденствия.
Вот Зиме-Марене и пришёл конец! С этого дня Ярило (солнце-юноша) начинает жарить (яриться). Лучи солнечные становятся всё ярче и жарче. Кругом начинает звенеть веселая капель, вовсю текут ручьи.
На столы накрывайте печенье, пироги и горячие блины, квасы, меды, овсяный кисель и закуски.
Приход Весны неминуем. Но Хозяин леса медведь (древний весенний праздник получил название от его древнего имени «Ком») в берлоге всё ещё спит.
Люди живущие вблизи леса, готовят подарок для пробуждающегося Хозяина: пекут первые блины и с прибаутками, с веселыми песнями и плясками их относят в лес и кладут на пень, вокруг которого водят ритуальный праздничный хоровод.
Первый блин – Кому! – Хозяину Леса, Отцу людей, Великому Первопредку.
В общей языческой религии друидов (волхвов) для всех древних «варварских» европейских народов, включая славян, самыми главными и священными были 4 праздника отмечавшиеся в астрономически важные дни – дни весеннего и осеннего равноденствия и дни летнего и зимнего солнцестояния. На этих основных астрономических событиях у друидов был построен солнечный календарь, в котором могло меняться количество дней в году.
По религии друидов было множество богов и у каждого народа были свои любимые наиболее почитаемые боги, так же отличались и религиозные ритуалы (у всех были свои местные особенности). У наших предков в качестве главного почитался бог Велес – бог домашнего скота (который был для славян очень важен).
Когда варяжские завоеватели для укрепления своей власти пытались внедрить славянам своего главного бога Перуна – бога войны и противостояния – они потерпели неудачу (так как у славян этот бог был второстепенным). В итоге завоеватели-варяги поняли, что для разрушения устоявшихся славянских верований (основы славянского духа), надо внедрять нового бога, неизвестного доселе. Вот тогда и начался жестокий и кровавый процесс крещения Руси.
Комоедица (изначально Комоедицы) – великий древнейший языческий славянский –праздник, который помимо встречи начала Нового года и Весны, также имел смысл почитания славянского Медвежьего бога (которому приносились в жертву первые выпекаемые праздничные блины).
Комоедица существовала с глубоких еще доантичных времен у европейских народов. В Древней Элладе праздник назывался Комодиа или Комоидиа, то есть «медвежий праздник», от этого позже возникло название смешного представления – «комедия».
Эллины время весеннего равноденствия связывали с чествованием Артемиды – богини-охотницы (в древнеримской мифологии – Дианы). Артемида была дочерью богини Лето и сестрой Аполлона и часто изображалась вместе с медведем и ланью. Жрицы этой богини исполняли священные пляски, одев медвежьи шкуры и принося в жертву медведя. Артемида была девственницей и требовала этого (причем очень строго) и от своих подруг. Одна из них – нимфа Каллисто – понравилась Зевсу и он соблазнил ее. Когда однажды Артемида во время купания увидела, что нимфа беременна, то в гневе оборотила ее медведицей и натравила на нее собак. Зевс, спасая свою любимую, перенес ее на небо превратив в созвездие Большой Медведицы.
Современное название медведя (очень древнее) ранее было иносказательным (так как «настоящее» имя вслух не произносили, чтобы не призвать его невзначай): «медведь» (не «мёдведь») — мёд ведающий. Постепенно осмысление почему именно так потерялось и это имя прижилось и стало «настоящим». А уже позже оно начало заменяться новыми именами: «мишка», «косолапый», «топтыгин» и т.п.
Древнее медвежье имя «Ком», скорей всего, тоже иносказательное: этот зверь похож на большой комок из шерсти. Может быть настоящее имя медведя – Бер – сокрыто в названии его зимней усыпальницы: берлога — «логово бера». Отсюда название немецкого города Берн («город медведя») и «берендей» (умеющий превращаться в бера).
Древние германцы и кельты этот день считали первым днем весны и началом земледельческого сезона. Этот праздник по-английски называется Ostara или Easter (имя германской богини ассоциирующейся с зарей и весной, которой и посвящен этот праздник). Возвращение из подземного царства богини Остары чествовали булочками из пшеницы и крашеными яйцами, которые символизировали новую жизнь.
Именно в День весеннего равноденствия у многих народов до сих пор начинается Новый год – это большой весенний праздник Навруз (Nowruz). Почти все страны Великого шелкового пути (Азербайджан, Таджикистан, Иран, Узбекистан, Казахстан, Афганистан, Кыргызстан) связывают начало нового года с этим весенним днем.
У этих народов День весеннего равноденствия стал праздником благодаря зороастризму (древнему учению огнепоклонников). Азербайджан – значит «страна огней»: по сегодняшний день недалеко от города Баку горят негасимо выходы природного горючего газа вырывающегося из-под земли, такие же вечные огни горят в действующем до сих пор древнем храме Атешгях.
Наши предки славяне праздновали Комоедицы в день весеннего равноденствия (по сегодняшнему календарю 20 или 21 марта в зависимости от положения Cолнца, кстати современные родоверы почему-то отмечают его 23 марта), после которого в сутках день перевешивал ночь, Ярило-солнце растапливает снег и природа пробуждается.
О том, как праздновалась древнеславянская языческая Комоедица (Весна священная), руководимая волхвами, на сегодня известно очень мало. Обряды и ритуалы этого праздника пытаются реконструировать исходя из имеющихся исторических документов Англии, Ирландии и Западной Европы о западном языческом празднике Бельтайн (весеннем празднике друидов подобном Комоедице). Эти попытки конечно весьма условны. И все же как могла праздноваться Весна священная – Комоедица нашими предками…
НАЧАЛО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ
С утром все спешили на святилище (капище), где снег уже растаял и земля подсохла. Рядом с этим местом и на ближайших перекрестках дорог насыпали зерно для непременно появляющихся сорок, в образе которых приходили умершие (навьи) предки, которые могли спокойно вдали от людей поесть свое зерно и понаблюдать за своими веселящимися потомками.
На покрытые скатертями столы расставлялись горячие пироги и блины, закуски, а так же мёды, квасы и овсяный кисель.
Все приготовленное угощение делили на пять равных частей, одну из которых оставляли на открытом место возле Священного Огня, при этом приговаривая:
«Честные наши родители! Вот для вашей души блинок».
ЧУЧЕЛО МАРЕНЫ (ЗИМЫ)
К святилищу торжественно на шесте везли соломенное чучело Зимы (Марены). А в это время все стояли вдоль дороги и кланялись в пояс провозимой Марене Свароговне и говорили:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».
БЛИНЫ
Первый блин комам! Ком (как Вы помните из предыдущих статей) – медведь. Первые испеченные на праздник блины относили в лес в подарок еще спящему великому хозяину – Медовому зверю Кому. И лишь потом начинали угощаться сами и угощать друг друга блинами.
Затем проводили зачин, разжигали Огонь и славили (как было принято у славян) род, предков и богов. По движению солнца (посолонь) заводили (говорили – закручивали) хоровод, при этом одевали маски-хари, чтобы злые духи не узнали, скоморохи и колоброды устраивали представление:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»
ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ КОСТЁР
Все начинали прыгать через костёр, а в в конце омывались талой водой или снегом, считая, что свежая талая вода придаёт красоту и особую свежесть.
Величали молодоженов, которые поженились в течение года. А холостым повязывалась на руку веревка или повязку, для её снятия нужно было откупаться, принося угощения на общий стол.
РАСПИТИЕ СУРЬИ
По чашам разливали чудесную сурью – солнечный напиток, название которого происходит от санскритского «surya» — «солнце»). Первая чаша сурьи неслась жрицей Марены к жертвеннику, а жрица богини Живы выбивала у нее эту чашу, да так, чтобы ни капли не жертвенник не попала, иначе вновь вернётся Марена и похолодает:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»
СЖИГАНИЕ МАРЕНЫ
Дальше начинался обряд сжигания на костре чучела надоевшей Зимы-Марены. В костер при этом подбрасывали старые вещи, мусор и солому:
«Марена загорела, Всему миру надоела!»
Снова начинали прыгать через огонь. При этом обращались к Семарглу с просьбой растопить снег. Катали специально подготовленные горящие колеса. Славили Ярилу, спуская пылающие колёса с горы:
«С горы катись, С весной ворoтись!»
ПРОБУДИ
Потом вооружались горящими головешками и шли будить медведя (обряд назывался пробуди). В яме (инсценированной берлоге), лежал, укрывшись валежником, ряженый (спящий медведь). Вокруг берлоги сначала водили хоровод и шумели – «Ком» не просыпался. Тогда начинали бросать в «спящего зверя» снежки, ветки и прутья, пытаясь разбудить «косолапого».
Ряженый-медведь спал, пока какая-нибудь девушка не садилась ему на спину и не прыгала на нём. После этого «Ком» просыпался. Смелая девушка убегала, перед этим оторвав часть шкуры или ногу медведя. А ряженый-медведь наконец вставал, плясал, изображая просыпающегося от зимней спячки зверя, и шел искать свою обидчицу, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И Земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Найдя свою обидчицу, «медведь» ловил ее и тискал в своих медвежьих объятиях.
ИГРИЩА
После этого начинали игрища. Первой игрой была игра городок. В городок – высокое огороженное место – становились девушки, вооружались длинными палками и отбивали нападения парней (при этом колотя их нещадно), которые «на коняшках» пытались прорваться к ним. Кто первый прорывал защиту, тот получал право перецеловать всех защитниц городка.
После этого начинался пир (как говорили – пир горой), а уже потом все остальные забавы: качели, кулачки, коняшки, ручеёк, лазанья на столб за подарками.
Обычно празднование Комоедицы (Весны священной) проходило неделю до и неделю после весеннего равноденствия.
ПРОЩАНИЕ
Прощаясь угощали друг друга сладостями («заедками», а позднее – пряниками), говоря:
«Прости меня, пожалуй, Буде в чем виноват перед тобой».
Оканчивалось прощание целованием и низким поклоном.
САКРАЛЬНОЕ
Духи предков, конечно же незримо присутствовали на каждом празднике своих потомков, радовались вместе с ними долгожданному приходу тепла, Весны и грядущему Лету, прославляли весь Славянский род, одобряя следование и соблюдение древнего священного Обычая – совместное празднование Весны священной.
Комоедица проходила в совместной всеобщей радости потехах и развлечениях.
