Научный кружок "Любознательный патриотовод" представляет первый цикл разрушения (или создания, как получится) легенд.
Решили проверить, что будет если смешать различные охлаждающие жидкости.
Что имеем:
1. Тосол А-40м (минеральный)
2. Castrol NF (гибридный)
3. TCL-50 (карбоксилатный).
4. Neste OIL (какой по классу не знаю, просто попался под руку)
Шаг 1. Все жижи в состоянии "можно заливать прям так" были смешаны 1:1. Как видим, осадка нет.
Шаг 2. Смеси подвергаются термоциклированию в режиме: 2 часа при 90 градусах - 2 часа за окном. Ночуют за окном.
Спустя 5 циклов осадка не обнаружено, но при охлаждении у них реально разные вязкости. Эксперимент продолжается.
Спасибо форумчанину Inventor за предоставленные образцы охлаждалок.
Добавлено: Пт фев 07, 2014 11:18
уДДав
Потом надо будет повести такой эксперимент с пивом и водкой :)
Добавлено: Пт фев 07, 2014 11:22
Chrommi
Свежие новости!
Сходил глянул на пробы. В пробе "1+3" появилась слегка заметная, на грани восприятия глазом, муть. Поглядим, что будет дальше.
уДДав писал(а):Потом надо будет повести такой эксперимент с пивом и водкой :)
В осадок выпадает сам экспериментатор :D
Добавлено: Пт фев 07, 2014 11:28
BigAndrey
Залитый с завода тосол, за 4 мес, дал офигенный рыжий налет, промыл сиситему, залил TCL, уже больше года, никакого налета.
Добавлено: Пт фев 07, 2014 11:39
aaaandrejj
все что вы смешали - мешать можно)))
осадок и "хлопья" получаются только от вступивших в реакцию присадок, а их не так много! попробуйте данные жижи и G12 смешать - реакция будет сразу)))
зы: но лучше их мешать только с дис водой - затем замена жижи, либо провекра на ариометре по температуре вашего региона...
короче, наблюдаем
Добавлено: Пт фев 07, 2014 12:13
Координатор
Вот, что значит НАУЧНЫЙ ПОДХОД :wise: . Молодец ! Буду следить за темой.
Добавлено: Сб фев 08, 2014 11:46
inventor
Судя по предварительным результатам выводы специалистов по антифризам насчет несовместимости карбоксилатного антифриза и минерального не голословны. Гибридный у меня изначально не вызывал больших подозрений, так как в нем и так содержится достаточно много минеральных присадок. И все-таки, на мой взгляд, термоциклирования может оказаться недостаточно для окончательных выводов. Думаю, в реальных условиях нельзя сбрасывать со счетов возможность каталитической реакции. В роли катализатора может выступать, например, аллюминий, который присутствует в легких сплавах, а у большинства еще и в радиаторе. Даже мизерный сдвиг в реакции, помноженный на бесконечное количество циклов обращения теплоносителя в контуре, может дать положительный эффект.
Приведу только один пример. В спиртовых ректификационных колоннах никогда не используют алюминий и его сплавы. В его присутствии даже при температурах 80-90 градусов этиловый спирт начинает превращаться в эфир. А это серьезно ухудшает "вкусовые" качества продукта :)
Такая реакция происходит за очень короткий промежуток времени, а мы имеем дело с многими месяцами и даже годами кругооборота жижи в двигателе.
Добавлено: Пн фев 10, 2014 07:19
TXA
Интересно и познавательно!
Надо будет экспереминтатору "Лена-40" подвезти.
Добавлено: Пн фев 10, 2014 07:34
inventor
TXA писал(а):Интересно и познавательно!
Надо будет экспереминтатору "Лена-40" подвезти.
Было бы любопытно, так как в ней содержание силикатов вообще зашкаливает. Если не ошибаюсь, свыше 2000 мг/л.
Добавлено: Пн фев 10, 2014 11:12
Chrommi
Подвези. Замешаем. В сушильном шкафу место ещё есть :D
Добавлено: Пн фев 10, 2014 17:17
evgn
Скажите, пожалуйста, а Лену-40 вы где взяли ?
Добавлено: Пн фев 10, 2014 17:34
dizel 1966
Не знаю,что было с завода залито,за пивом,в гараже решили-похоже на G-13,жёлтенький.Доливал не раз,состояние чистое,не мутнеет.Может угадали?
G-12 с антифризом на альмере закипел,с пеной,эффектно(плохая практика).
Добавлено: Пн фев 10, 2014 17:38
inventor
dizel 1966 писал(а):Не знаю,что было с завода залито,за пивом,в гараже решили-похоже на G-13,жёлтенький.Доливал не раз,состояние чистое,не мутнеет.Может угадали?
Это польстит заводу, но вряд ли соответствует истине :lol:
Добавлено: Пн фев 10, 2014 17:39
dizel 1966
Но прижился,как родной.
Добавлено: Вт фев 11, 2014 05:54
TXA
evgn писал(а):Скажите, пожалуйста, а Лену-40 вы где взяли ?
Покупаю в магазине на Нижегородской
Добавлено: Вт фев 11, 2014 06:01
TXA
inventor писал(а):
dizel 1966 писал(а):Не знаю,что было с завода залито,за пивом,в гараже решили-похоже на G-13,жёлтенький.Доливал не раз,состояние чистое,не мутнеет.Может угадали?
Это польстит заводу, но вряд ли соответствует истине :lol:
В в 2008 году официально на заводе заливали "Лена-40", у меня есть письмо.
Сам искал, пришлось писать.
Добавлено: Пт фев 14, 2014 19:17
cruznsk
Какой нибудь антифриз в УФ лучах светиться или это байки?
Добавлено: Сб фев 15, 2014 05:33
Chrommi
Хм. Проверю. Это легко.
Добавлено: Вт фев 18, 2014 06:25
Chrommi
Первый эксперимент завершился следующим результатом:
- при смешивании Тосол-А40 с TCL-50 образуется небольшой белый осадок.
- при смешивании Тосол-А40 с Castrol NF осадок также образуется, но меньше (почти не видно, при нагревании растворяется).
- Neste OIL (зелёный) содержит в своём составе какую-то хрень, которая конкретно так растворила полипропиленовые крышки у пробирок в которых была смесь с данной ОЖ. Остальные смеси крышки почти не тронули.
Все смеси циклировали в идентичных условиях: 2 часа при 90 градусах - 2 часа за окном, ночевали за окном. Всего накопил 20 циклов.
Осадки фотоаппарат не берёт, придётся поверить на слово. Фото крышек на картинке (особо пострадавшие в нижнем ряду). Что это такое Neste содержит я не знаю, но по идее этим крышкам пофигу и на кислоты и на растворители, мало что может им навредить, а тут такой конфуз.
Следующий эксперимент скоро. Следите за рекламой. :D
Добавлено: Вт фев 18, 2014 08:18
inventor
Ждем результатов.
Добавлено: Чт фев 20, 2014 13:46
Chrommi
Продолжаем изгаляться над жижами. Сегодня на повестке вопрос "Светятся ли охлаждающие жидкости в ультрафиолете"?
1. Тосол А-40м (минеральный)
2. Castrol NF (гибридный)
3. TCL-50 (карбоксилатный).
4. Neste OIL (зелёный)
5. Neste OIL (красный, но как по мне так он оранжевый)
6. Лена-40
По одной капле указанных жидкостей было нанесено на фильтровальную бумажку и высушено. Бумажка с разводами от высохших капель помещалась на ультрафиолетовую лампу для фотографирования. Результат следующий:
Видно, что светятся образцы 4-6. По идее, их потёки можно под машиной искать в ультрафиолетовом свете, только осторожно, а то сам пока снимал по глазам наловил ультрафиолета (защитные очки есть, идти лень).
Свечение остальных образцов практически отсутствует. Объём капли брался одинаковым.
Для тех кто ни разу не видел свечения чего-либо в ультрафиолете и наглядности делаемых выводов привожу фото денюжки. Чётко видно как выглядят участки, которые светятся, а как остальные, не светящиеся.
Добавлено: Чт фев 20, 2014 16:27
Суровмужигъ
Молодца! Я сказал!
Добавлено: Чт фев 20, 2014 17:40
cruznsk
Жалко что не использовали для теста антифриз "SIBТэк" красненький такой, в принципе не дефицитный. Или он такой плохой что его даже на тест не взяли :D
Добавлено: Чт фев 20, 2014 18:57
Max73
Красный Сибтэк я наобещал, а сам не привез :(
Добавлено: Чт фев 20, 2014 19:31
Chrommi
Мне кто что привезёт с тем и играюсь.
Добавлено: Чт фев 20, 2014 20:07
cruznsk
Привезти? ) Кстати неплохо бы было довезти образцы до кипения и поморозить, и сравнить то что обещанно на этикетке с фактическими замерами. Очень неприятно было видеть в наши морозы желе из концентрата от ликви молли разведенном по инструкции.
Добавлено: Пт фев 21, 2014 05:56
Chrommi
Привези, поглядим.
По поводу расширения экспериментального спектра, разумеется, можно сделать всё, что угодно, переоснастить лабораторию специально под эти задачи и заниматься только этим. Но пока работа идёт, основываясь на моём любопытстве и тратить на эти развлечения много времени я не могу, как бы ни хотел. Прошу отнестись к этому с пониманием. Что-то будет сделано, но постепенно, шаг-за-шагом. В общем, следите за рекламой.
Добавлено: Пт фев 21, 2014 17:06
cruznsk
Да это понятно, но если есть доступ к работе в лаборатории (а судя по аватарке он есть) то почему бы и нет :) Вообще нужное дело делаешь. :good:
Добавлено: Пт фев 21, 2014 21:48
TXA
Так как я привёз Лену-40 поздно, и она не попала в первый эксперимент. Всё таки есть надежда увидеть результат её смешивания?
Добавлено: Вс фев 23, 2014 14:58
Chrommi
Да. В пятницу замешал, поставил на циклирование. Морозцы кстати весьма.
Добавлено: Пн мар 17, 2014 10:57
Chrommi
Вторая часть результатов по смешиванию.
В этот раз смешивали следующие охлаждалки:
1. Тосол А-40м (минеральный)
2. Castrol NF (гибридный)
3. TCL-50 (карбоксилатный).
4. Neste OIL (зелёный)
5. Neste OIL (красный, но как по мне так он оранжевый)
6. Лена-40.
Смеси готовились 1:1 и циклировали в идентичных условиях: 2 часа при 90 градусах - 2 часа за окном, ночевали за окном. Накопил 20 циклов.
Результаты: осадков не выпало нигде, даже при длительном центрифугировании не выпало ничего. Единственное, что напрягло бы меня как пользователя - при смешении зелёного и красного Несте цвет смеси получается тёмно-буро-зелёно-грязный, неприглядный и почти непрозрачный.
На этом эксперименты по смешиванию прекращаю. За окном стало тепло и образцы негде морозить, да и основные жижы мы перебрали.
На очереди другие, более интересные эксперименты. Следите за рекламой.
Добавлено: Пн мар 17, 2014 11:05
ZzzzZ
тормозуху смешайте!
Добавлено: Пн мар 17, 2014 11:11
Chrommi
С тормозухой всё вроде бы и так понятно. Плюс ассортимент тормозухи не столь широк, а потребность в смешивании не столь острая.
Дальнейшие приколы будут также по охлаждалкам, но чуток по другому. Это я так, заинтриговать.
Добавлено: Пн мар 17, 2014 13:22
inventor
Ну теперь вроде стало понятно, что в статике циклический нагрев-охлаждение не приводит к химическим превращениям в испытанных смесях. Остается только один вариант - каталитические превращения при длительных циклах эксплуатации. Простейшие катализаторы, с которыми мы можем столкнуться в моторе, - железо, алюминий, нержавейка (никель, хром, титан). С железом и алюминием в нашем контуре теплоносителя все в порядке. Есть ли там какие-нибудь детали из нержавейки? Кто знает?
Схема эксперимента вырисовывается такая. Берем лабораторный термостат, и гоняем в нем смесь антифризов целый день при температуре 90 градусов в присутствии катализаторов. На ночь выключаем. И так далее в том же порядке. В качестве смеси можно взять крайний вариант силикатного и карбоксилатного антифризов. У меня где-то в кладовке валялся старый ГДРовский термомстат. Если он все еще в рабочем состоянии, могу его похоронить на этом эксперименте. Попробую завтра выяснить судьбу термомстата.
Добавлено: Пн мар 17, 2014 14:01
Chrommi
Можно и так. особенно если найдётся термостат. Свои у меня все в деле, выделить не могу.
Добавлено: Чт мар 20, 2014 12:01
Chrommi
Продолжаем сравнивать охлаждающие жидкости.
Сегодня определим которая из них лучше отдаёт своё тепло холодному телу. Грубо говоря, какая быстрее остывает и нагревается.
Для эксперимента взяли химический стеклянный холодильник и подключили его к водопроводной воде с температурой 15 градусов. Порция жидкостей объёмом 150 мл нагревалась в термостате до 90 градусов и пропускалась "самотёком" через холодильник. На выходе измерялась её температура после охлаждения.
Чем больше разница между начальной и конечной температурой тем жидкость считалась лучшей.
Вывод: разница между лучшей и худшей равна 7 градусам. Много это или мало для реальных условий эксплуатации не совсем понятно.
Добавлено: Чт мар 20, 2014 12:20
neal
Температура на выходе еще зависит от теплоемкости каждого экземпляра. Надо мерять температуру нагретой воды.
Добавлено: Чт мар 20, 2014 12:27
inventor
Теплоемкость определяется основными компонентами - водой и этиленгликолем. Все остальное не существенно. Так что схема эксперимента не корректна. Скорее всего разность получилась из-за различий в скорости протока жидкости. Стабилизировать ее - очень сложная задача.
Добавлено: Чт мар 20, 2014 12:31
Chrommi
С одной стороны, проток воды обеспечивал в каждом случае одинаковый съём тепла.
С другой стороны, а зачем вообще измерять нагрев воды? Она сквозь холодильник прошла, забрала тепло и до свидания. Нам же пофиг на сколько нагревается воздух, продуваемый через радиатор. Главное, чтобы охлаждалка была нужной температуры.
inventor писал(а):Теплоемкость определяется основными компонентами - водой и этиленгликолем. Все остальное не существенно. Так что схема эксперимента не корректна. Скорее всего разность получилась из-за различий в скорости протока жидкости. Стабилизировать ее - очень сложная задача.
Угу. Спорить не буду, корректнее всего взять шесть одинаковых движков с одинаковыми системами питания и охлаждения и сравнивать в рабочих условиях.
Тут, как часто бывает в науке, приходится жертвовать частью правдоподобности в угоду имеющимся возможностям.
ps. Термостат не нашли?
Добавлено: Чт мар 20, 2014 12:51
inventor
Нашел. Он немного дохлый. Посмотрю, что с ним можно сделать.
P.S. Теплообмен - подразумевает взаимодействие двух потоков. В данном случае воды и антифриза. Чуть прыгнуло давление в сети водопровода, проток воды ускорился - и ага... Правильно оценить тепловой баланс можно только по расходу и температурам на входе и выходе обоих потоков.
Re: Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Ср фев 17, 2016 07:17
Координатор
Интересная тема. Подниму.
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Вт июл 18, 2017 06:55
Данич
Вот наткнулся, красиво получилось!
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Вт июл 18, 2017 07:39
Координатор
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Пт июл 21, 2017 06:17
volandad
Данич писал(а): Вот наткнулся, красиво получилось!
Это какой бодягой они на сервисе тогуют?!
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Чт июл 27, 2017 16:20
Суровмужигъ
volandad писал(а):
Данич писал(а): Вот наткнулся, красиво получилось!
Это какой бодягой они на сервисе тогуют?!
Чего мы только не лили... ибо чего было. того и лили... . Нифига не взрывалось. Врут.
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Вс июл 30, 2017 06:35
Miha73
Согласен, постанова
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Сб дек 21, 2019 16:59
Vitally
После трёх летнего использования антифриза пришёл к выводу, что лучше классического тосола ничего нет.
За это время в жертву принесены две крыльчатки помпы . Кстати с завода на моём патриоте был залит тосол. Разъедает металл чуть больше чем за год.
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Сб дек 21, 2019 17:04
TXA
У меня была залита ЛЕНА-40 Которая используется до сих пор. Поменял только 1 раз. Крыльчатка была жива, сломалось в месте крепления
Отправлено с моего S60 Lite через Tapatalk
Эксперименты с охлаждающими жидкостями
Добавлено: Сб дек 21, 2019 17:15
Volodya
Я вообще не помню когда помпу менял, последние года 3 точно нет... Если когда ГРМ меняли помпу не трогали (а мне кажется не трогали), то уже лет 5 точно стоит, соответственно заводская потекла на 7-м году где-то. Потекла через дренажное отверстие, крыльчатка целая была. Тосол в основном из Ашана, очень редкие случаи когда брал где-то ещё, но и антифриз был какой-то, как бы не "Сибирь" эта же. Помню две банки, красная и зелёная, родственник отдал за ненадобностью, они частями между Патриотом и Джипом потом разлились.