Абхазия 2012+2013(отчёт)
Добавлено: Пт авг 17, 2012 18:40
Раннее утро 28 июля. Четыре часа утра. Чьим-то незнакомым голосом запел будильник.
Первые мысли в голове: может отложить «на попозже»? Но собрав волю в кулак отправляю жену умывааться и сплю ещё 15 минут.
Опять запел будильник, встаю, умываюсь, одеваюсь.
Несмотря на два с половиной часа сна чувствую себя бодрячком - предстоящая поездка кидает в кровь адреналин.
Все вещи собраны, упакованы и загружены в УАЗик. Залиты полные баки.
Кое-как будим Катерину и, пока она одевается, вспоминаем, всё ли мы взяли, проверяем документы, ведь без них нас развернут на границе.
А едем мы в Абхазию.
Компания у нас собралась душевная: друзья со студенческих времён - 4 семьи с детьми; две едут на поезде, а две - на авто.
Наша цель: приехать раньше поезда и решить проблему с жильём сразу на все 4 семьи и затем встретить друзей на границе.
Встречаемся со второй машиной на московском тракте и едем.
Над маршрутом я карпел недели две, на 2 раза перечитывал тему на Е1.
Федералками, а особенно загруженной М5 ехать не шибко хотелось, поэтому был сконструирован следующий маршрут:
Екат — Ревда — Дружинино - Н. Серги — Михайловск — Арти — Тастуба — Караидель —Дюртюли— Бирск — Нурлат — Кошки — Димитровград — Ульяновск — Пенза — Балашов — Борисоглебск — Ртищево - Аркадак — Серафимович — Суворикино — Сальск — Хадыженск - Шаумянский первал — Туапсе — Граница.
Минусы: длиннее на 300 км,
Плюсы: значительно меньше трафика, постов ГАИ, камер и т.д.
Первый день Дороги
На подъезде к Дружинино начался неслабый дождь, который сопровождал нас до Караидели, поэтому пыль на грейдере нам не грозила.
Понтон у Караидели прошли быстро, в Бирске постояли минут 10, пока проходила баржа.
Первую остановку сделали за Бирском.
Пожевали сами, покормили местных гусей.
В Башкирии и Татарии погода улучшается, пейзажи с горных меняются на холмисто-равнинные. Непривычное для нас обилие бескрайних полей.
Вечером подъезжаем к Ульяновску, проезжаем по Императорскому мосту через Волгу.
Солнце начинает садиться...
На ночлег останавливаемся в Урено-Карлинском, мотель Сандей.
Перекусываем в кафешке, договариваемся о времени старта на второй день и ложимся спать.
Второй день дороги.
Посреди ночи начинает звенеть будильник, поставленный на 6 утра.
На улице темень, никаких намёков на рассвет, да и состояние на отдохнувшее не тянет, чувствуется подвох.
Конечно, часы то мы не перевели и сейчас 4 утра, переставляем будильник и спим дальше.
Через 5 минут звонит Антон: «мы по какому времени встаём в 6 утра?»
Встали в «правильные» 6 утра
Нас уже встречает Солнце
Пока ждали в кафе еду, Катерина подружилась с котёнком.
Едем дальше, сегодня наша цель - уехать за Волгоград.
Дорога Карсун — Инза - Никольск - Городище удовлетворительного качества и пустынна, города проходятся быстро, Карсун своим видом вернул нас в СССР.
Выехали на М5 и началось... Фуры, «паравозики», появилась куча любительй обгонять в лоб, скорость упала до 50 км. Так продолжалось до поворота на Балашов, дальше опять красота - пустая дорога.
После Аркадака нас ждал Сюрприз - вспученный через каждые 50-100 метров асфальт с апогеем в селе Красное знамя. Дальше становилось всё лучше и лучше.
Итак, мы въехали в степи Волгоградской области. Дул такой сильный ветер, что машину сносило. Открыли окна, уменьшили парусность -только теперь ехать снова стало приемлемо.
На дороге то там, то тут попадались памятники, посвящённые Войне.
До Суворикино ехали пустынной дорогой, хотя именно там была засада ГИБДД : знак ограичения скорости 50 (без ступенчатого снижения) и крутой спуск - скорость сбросили до положенных и прошли без остановки.
После Суворикино до Чёрнышковского был Жуткий Перегон около 50 км с большим трафиком, ночью, ветром и колеями.
Апогеем стала Фура, обгоняющая другую в лоб машине, шедшей передо мной.
Слава Богу все успели оттормозиться и принять вправо и отделались лёгким испугом.
Заночевали в каком-то мотеле, прямо у поста ДПС, кафешка не ахти.
Третий день дороги.
Рядом с мотелем «клабдище погибших кораблей» :
Утром уехали не емши, пообедали позже, километров через 300 .
Ехали через Шаумянский перевал - 7 км грейдера.
На вершине 50 метров асфальта и кафе «Привал».
Заказали шашлыки (140 р за 100гр. готовых), ну типа не дорого, а в итоге навешали нам 3000 на 2 семьи(причём крайне посредственного вкуса).
Вот лоханулись, так лоханулись. Но теперь мы несём наше знание в массы: «Люди, не ешьте шашлыки на Шаумянском перевале! Они дорогие и невкусные!»
К вечеру мы въехали в Туапсе, там нас уже поджидала пробка и серпантин.
Проехав около часа и поняв, что к границе мы приедем только ночью, стали думать, как же нам поступить: ехать до упора и переходить границу ночью и потом искать жильё ночью, или ночевать на нашей стороне и утром выдвигаться к границе?
Увидели на обочине микроавтобус с Абхазкими номерами, остановились, поговорили с ребятами-абхазами.
Ребёнок в это время нашёл любимых дельфинчиков
Они нас успокоили с обстановкой на границе и посоветовали ехать к границе утром.
Что мы и сделали: заночевали в Лазаревском.
Сходили, поздоровались с морем. Аня с Катей искупались.
Четвёртый день -приезд
В 6 утра выдвинулись к границе.
Постояли в пробках в Адлере, последняя заправка «под горло» и едем по указателям в Весёлое (Навител эти развязки ещё не знает).
Около 9 часов мы на границе. Перед нами 7 машин, но всё прошли минут за 30 (показали документы, въехали на ПП, открыли багажник, закрыли багажник, зарегистрировались у стойки (водители в своём окне, пассажиры в своём), поехали к Абхазкой стороне - там зарегистрировали ТС и поехали.
ВСЁ. Мы в Абхазии!
Проехав метров 50 от ПП остановились, залюбовавшись Окружающим миром, разительно отличавшимся от нашей стороны.
Заметки из Путевого дневника:
«….Вот мы и в Абхазии!
Прекрасные горы поднимаются в прозрачном воздухе. Всё наполнено свежестью и покоем...»
Здесь всё другое.
Вместо стен из бетонных блоков — рукотворная кладка.
Вместо ржавых железных отбойников - фактурные каменные.
Ехали целенаправленно в Лдзаа, в отельчик Алашара, место там нашлось сразу на все 4 семьи за 2100 р/сут., поторговались и скинули до 1900 (1400 номер и 500 р допместо).
В комнате душ, сан-узел.
Там мы познакомились с отдыхающей семьёй из Пензы, которые объехали весь посёлок в поисках жилья. Алашара - самое лучшее, что есть на их взгляд.
Устроившись, мы поехали за нашими друзьями, приехавшими на поезде.
Движение по Абхазии отличается от нашего - крупно мегаполисного. Здесь нет суеты.
Встретили друзей, в машинах делились впечатлениями от дороги.
Решив все орг. вопросы, разместившись, мы пошли на море.
Море чистое, тёплое, вода прозрачная, пляж крупногалечный обжигающий ступни.
Народа немного.
Не раздумывая полезли в воду. Купались, плавали, лежали в прибое, закапывали друг друга в гальку «по шею», и так несколько раз.
Так закончился первый день в Абхазии
Пятый день и все последующие дни на море происходило, примерно, то же самое.
В какие по счёту дни нашего пребывания, дни недели или числа месяца мы ездили по Абхазии, теперь вычислить сложно, потому как «счастливые часов не наблюдают».
Поэтому дальше построим рассказ по местам поездок.
Днём Пятого дня, вдоволь накупавшись, решили съездить на Мамзышку.
Мамзышка
Гора, возвышающаяся над Гагрой. Её высота 1873 метра.
Багажник УАЗика был полностью разгружен. Во-первых, чтоб не привлекать внимания, а во- второых - чтобы при случае туда могли залезть пассажиры.
На гору идёт серпантин: сначала асфальтовый, а потом каменистая грунтовка.
На асфальтовой части есть две оборудованные смотровые площадки, с которых хорошо видно Гагру и Пицунду.
Вид с первой площадки
Почти вся наша компания
Вид со второй
Но мы не останавливаемся, и наша цель - Вершина.
Асфальт переходит в неплохую грунтовку и на одном из поворотов нам откывается панорама окружающих гор.
Проезжаем ещё несколько сотен метров и видим импровизированную стоянку пузотёрок.
Но у нас то в команде есть УАЗ!
Ставим на прикол тойоту и грузимся в УАЗ.
Вы бы видели глаза окружающих, когда мы все садились в Патриот: 7 взрослых и 5 детей.
Едем дальше.
Дорога сразу же становиться узкой, каменистой, встечаются участки с лужами, колеи, часты боковые крены (я понимал, что они не критичны, а вот пассажиры страху натерпелись).
Мест для разьезда мало. Но нам повезло, и 2 встречных Уазика попались нам как раз перед таким разъездом.
Поднялись до уровня альпийских лугов. Тут распологаются балаганы пастухов.
Дальше дорога завалена камнями: опасно, недавно упала «нива».
Оставляем машину и идём пешком.
Дорога хорошая, пологая, идётся легко.
С каждым поворотом открываются всё новые и новые виды.
Пицундский мыс
В сторону России
Последний поворот, и дорога переходит в тропу, а нам открывается бархат Кавказких гор
На вершине ничего нет, кроме железного триангуляра и Безумно красивых видов.
Подьём по тропе
Вид с вершины
Тем временем солнце клониться к закату, окрашивая золотом горы, деревья и море.
Заметки из путевого дневника
«....наверху дивные альпийские луга. С вершины горы открывается глобальный вид на соседние горы. Всё потрясает. Закат встретили, возвращаясь пешком к машинам.
Солнце превратило морскую гладь в золотое покрывало...»
Вернулись домой поздно. Довольные и уставшие легли спать.
Форелевое хозяйство и Наскальный монастырь
В один из дней решаем разбавить наш пляжный отдых посещением форелевого хозяйства и Нового Афона.
Утром, немного покупавшись, собираемся и садимся всем табором по машинам.
По указателям с сухумского шоссе поворачиваем налево и доезжаем до входа.
Стоимость посещения: 100 р. взрослый и 50 ребёнок.
Сразу же от входа начинаются бетонные траншеи с проточной водой из речки Мчисты.
Большинство этих бассейнов пустые, а в некоторых всё как положено - ведётся разведение форели:
Именно отсюда «начинается» хозяйство
От реки искуственным путём сделано ответвление по которому вода течёт в бассейны, а из них снова попадает в основное русло.
Форель размножается только в проточной воде, что и сделано с помощью данных нехитрых сооружений.
А это - русло реки
Оно очень живописно и состоит из каскадов маленьких водопадиков
Где-то далеко наверху над Мчистой возвышается Монастырь.
Для справки:
«Долгое время считалось, что скальный замок близ поселка Отхара – произведение самой природы. Однако исследования 80-х годов XX века доказали: именно люди, расширив и соединив естественные карстовые пещеры, соорудили эту неприступную крепость.
Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, замок построен в XII веке как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Об этом косвенно свидетельствует ряд бойниц, направленных на тропу. В мирное время замок облюбовали монахи-аскеты, которые, предположительно, занимались разведением рыбы. На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над современным форелевым хозяйством, они построили мощную цитадель, которая в период становления Абхазского царства в VIII веке охраняла дорогу на Северный Кавказ. Таким образом, древний наскальный комплекс был, одновременно, религиозным и военным объектом.
В более поздние времена в замке поселились разбойники, и еще долгое время после их ухода местные жители не решались подняться на скалу. Лишь в конце XIX века абхазский князь Михаил Шервашидзе (Чачба), владетель села Отхара, с помощью нескольких десятков людей соорудил мост и сумел пробраться в нижние жилые помещения.»
Вдоль основного русла реки идёт выложенная плитами тропинка по заросшему мхом лесу
Вдалеке высоко белеет тот самый монастырь
Тропинка становиться всё уже и поднимается над рекой всё выше, появляются предостререгающие надписи и плиты с именами погибших.
Доходим до такого места
Возможно это и есть входной сифон в пещеру - источник Мчисты.
Хочется поближе подобраться к скальному монастырю. Дальше я иду один: тропа очень крутая, под ногами листья, ветки - всё скользит вниз.
Настоящие джунгли с лианами
Долез до расщелины в скале - подьём градусов 60-70
что наверху и той ли дорогой я лезу - непонятно, спускаться нисколько не лучше, чем подниматься, поэтому решил вернуться назад, где меня уже заждались мои девочки.
Пока я экстримальничал друзья уже спустились вниз, заказали нам форель и присоединились к экскурсии.
Возвращаемся к главному зданию, по дороге умываюсь и утоляю жажду.
Послушали экскурсовода про историю, способы разведения, перспективы и пошли кушать только что пойманную и приготовленную рыбку.
Анакопийская крепость
Отведав рыбки садимся в машины и едем в сторону Нового Афона, где нас ждёт Анакопийская крепость на Иверской горе.
Поставили машины рядом с кассой-диспетчерской (именно так написано на сооружении).
100 р. с машины и 200 р. за вход (точно не помню).
Стали подниматься вверх, сначала по бетонной дорожке
Затем по старой каменистой, по которой ходили наши предки много веков назад.
Заметки из путевого дневника:
«...здесь особый запах. Хвойный и пряный. Кажется, что воздух здесь имеет плотность, его можно пить, в него можно завернуться.
Покой, умиротворение, величие....»
В сохранившуюся лучше других воротную башню
можно зайти и осмотреть её изнутри
Другие башни сохранились значительно хуже.
Преодолев около 1,5 км дороги наконец-то подходим к вершине
Набрали воду из цистерны («Неисякаемый источник») и поднялись на Главную башню
С неё отлично виден Монастырь, да и вообще очень живописные виды
Сухумский мыс
Заметки из путевого дневника:
«...Простор, свобода, солнце, тёплый ветер, ощущение Бога...»
Насладившись прекрасными видами спустились к машинам (ни кассиров, ни охранников уже не было).
Сели в машины и поехали домой.
Следующей нашей вылазкой в горы стало посещение крепости Цибилиум и Шакуранского водопада.
Грузимся в машины и выдвигаемся в сторону Сухума, чтобы потом повернуть на Военно-Сухумскую дорогу.
Выехав из Сухума и повернув на военную дорогу, сразу заметили разительный контраст: дорога сразу стала хуже, в проезжаемых нами сёлах очень много заброшенного жилья.
Свернули с асфальта и едем по грунтовке
Наконец подьезжаем к началу тропы
Из путевого дневника:
«... лес - настоящие джунги! За ноги цепляются шипастые листья, сверху нависают лианы. Мужественно пробились наверх...»
Первой наткнулись на Башню.
Чуть дальше по тропе - ещё какое-то сооружение
и рядом плита с крестом
В нижней части есть отверстие. Пошарив там рукой нашли кость.
Пошли дальше по тропе. Детям тяжело - заросли густые, очень влажно, временами тропа идёт круто вверх, а колючки цепляются за ноги.
Сквозь листву просвечивает несущая свои воды река Кодор
Виден высоченный утёс
Дальше по тропе есть ещё остатки сооружений и вид на Кодорское ущелье, но мы из-за усталости детей туда не пошли.
Вернулись к машинам. В горах назревает дождь.
Вновь выезжаем на асфальт и едем до окраин села Амктел, откуда начинается дорога на водопад.
В селе видны следы запустения
Буквально в нескольких сотнях метров от села дорога заканчивается и начинается тропа.
Этакие ворота
Из путевого дневника
«...Лес как в сказке про Бабу-Ягу. На сучьях висит тенёта, деревья низкие, кривые....»
Тропа идёт вдоль обрыва
Мы спускаемся в русло реки
Спустились как раз ко второй ступени водопада.
Внизу полость, вызвавшая у всех ассоциации с бассейном
С обеих сторон возвышаются огромное стены и колонны причудливых форм,
а в русле лежат огромные камни, поросшие буйной растительностью.
Люди в этом гигантском каньоне кажутся крохотными муравьями
На дне каньона сыро, тут и там встречаются небольшие лужицы и озерки, в которых роятся головастики.
Когда подходили к первой ступени водопада наш слух ласкал квакающий симфонический оркестр и шум журчащей или капающей где-то воды.
Обходим крупные камни и взору открывается огромнейший сталагмит
Самого водопада, падающего на голову этого гиганта нет - сухо.
Забравшись на пологое плечо сталагмита внезапно начинаешь слышать, а потом и видеть мелкий дождик нежных капель, падающих на него
У подножия сталагмита - небольшое озерцо с земноводными
Отдохнув немного от жары и вконец уморив деток отправляемся в обратный путь теми же сказочными коридорами
Несмотря на отсутствие воды мы были восхищены этим местом: оно необычайно, и до сих пор не укладывается в голове, как такое могла создать природа.
Садимся в машины и едем назад. Прямо у дороги видим яблоню,
]
раньше тут, видимо, был чей-то дом и сад, сейчас нет и следа.
Выходим нарвать яблок и тут неизвестно откуда появляется женщина и приглашает нас к другому дереву, где яблоки вкуснее. Мы охотно принимаем её предложение.
На обратном пути решаем остановиться поесть в Сухуме, т.к., пока доедем до дома, все кафешки закроются.
На выезде находим ресторан. Народа немного, но сильно грохочет музыка. Нам предлагают сесть на улице - охотно соглашаемся, кроме нас здесь никого нет.
Освещения нет и нам создают романтическую подсветку свечами.
Обещали приготовить в течение 15 минут, а всё затянулось почти на час, т.к. в ресторан начали прибывать люди, и одинокий повар и 2 официантки не справлялись с заказами.
Наше ожидание облегчалось обворожительной улыбкой официантки и, в итоге, очень вкусными блюдами (за те же деньги, что и в обычных кафешках в Лдзаа).
Теперь нас ждёт отдых и парочка пляжных дней.
Следующая наша поездка была рассчитана на 2 дня и только нашей семьёй.
Едем по Рицинскому шоссе.
Глобальные цели: Гегский водопад, озеро Мзы или водопад Чёрных тюльпанов, перевал Чхо и Долина семи озёр.
Несмотря на то, что мы выехали рано, на Рицинском шоссе очень много машин - открытые УАЗики с пассажирами - туристами, автобусы, микроавтобусы.
Рицинское шоссе - это целая индустрия туризма: на обочинах куча пасек, сувенирных лавок. На всех достопримечательностях (Мужские и Девичьи слёзы, Юпшарский каньон, Голубое озеро) очень много машин, приходится лавировать между ними, и ещё больше туристов-автобусников.
Все эти точки не вызвали у нас какого-то аппетита и мы прошли их без остановки.
Доезжаем до поворота на Гегский водопад и поднимаемся по каменистому серпантину.
Останавливаемся у «Водопада влюблённых». Вход на смотровую платный (копейки), но мы едем дальше.
Доезжаем до стоянки и видим Его: вода на высоте 50-60 метров буквально прорезает стометровую скалу как ножом и падает вниз
Подходим к нему ближе
чувствуем себя снова маленькими муравьями.
Рядом с водопадом грот, и мы идём к нему
Он весь покрыт мхом, а с его стен и потолка стекает и капает вода
Близко к водопаду не подойти с фотоаппаратом - вокруг водяной туман.
Везде снуют проворные ящерки (почему-то вспомнился Бажов и Хозяйка медной горы).
Любуемся водопадом с разных сторон, фотографируем
На обратном пути на спуске нам много раз попадались целые колонны УАЗиков, которые приходилось терпеливо пропускать. Для этого подъезжаю близко к краю пропасти, отчего у Ани уходило сердце в пятки.
Едем в сторону Рицы. Такое ощущение, что сюда привезли разом всех туристов со всей Абхазии.
За порядком следят милиционеры, не дают блокировать проезд.
Едем дальше к смотровым площадкам.
Останавливаемся на площадке «Прощай Родина» с видом на Юпшарские ворота.
Для Справки
«По поверью или по словам очевидцев название «Прощай Родина» пошло от того, что с этого обрыва сорвались грузовики с молодыми призывниками, которые в последнем порыве выкрикнули эти патриотические слова. По одной версии это произошло во время ВОВ, по другой - в ходе строительства дачи Сталина».
Внизу вьётся дорога, по которой мы ехали, и видно высокие стены каньона, подошедшие почти вплотную друг к другу.
Дальше останавливаемся на площадке с видом на озеро Рица и окружающие горы.
Зелёно-бирюзовая вода озера издали смотрится изумительно.
Чем выше, тем дорога становится хуже, асфальт всё чаще прерывается кусками грунта и глубокими ямами.
Проезжаем заброшенные здания курорта Ауадхара. Рядом строятся новые домики.
У самого источника с природной минеральной водой (там, где кафешка), как всегда, куча народа с 5 литровыми канистрами.
Двигаемся дальше. Асфальт кончается, и мы видим «сделанные в СССР» железные цистерны и площадку рядом с когда-то действующим источником.
Отсюда же открывается прекрасный вид на гору Анчхо.
Тут только мы одни. Тишина и умиротворение.
Дорога уходит куда-то дальше - к пастбищам и балаганам пастухов.
Мы же возвращаемся немного назад и едем в сторону развилки, где нам предстоит выбрать: идти ли на Мзы или на водопад.
Перед бродом стоянка машин, кафешка, где готовят вкусные и недорогие шашлыки. На той стороне виднеются палаточные лагеря. Перекусываем. Решаем проехать вперёд около киломтра и оттуда идти на водопад Чёрных тюльпанов.
Переезжаем брод, немного углубляемся в лес и, на всякий случай, прячем машину за гигантским деревом. Здесь все деревья такие: 1.5 — 2 метра в диаметре, без коры. Больно видеть, что все стволы на уровне человеческого роста исчерчены ранами, типа «здесь был Вася...». Собираем рюкзак и выдвигаемся в сторону водопада по тропе.
Где-то впереди граница с Россией и гора Аджара
Вокруг никого, пейзажи очень живописны.
Встречаем по дороге кенгуру
Катерина, отвыкшая ходить пешком (бегать целый день по двору - это ведь совсем другое), устала и начинает стонать. Находит подходящий камень и ложится.
Силы возвращаются к ней и мы идём дальше.
Над российской стороной сгущаются тучи.
Недалеко от водопада встречаем пастуха. Он рассказывает, что в мае-июне тут ступить негде - сплошной ковер из тюльпанов чёрного цвета. Сейчас, конечно же, не сезон, и цветов не много.
Подходим к водопаду. Он небольшой, несколько каскадов, но достаточно живописный
Начинает накрапывать дождик и мы спешим вернуться к машинам.
Пока шли до машины, дождик прекратился.
Садимся и едем в сторону перевала Чхо, чтобы заночевать в урочище Пыв.
Вновь едем узким каменистым серпантином, в поворотах встречаются глубокие промоины.
Доезжаем до беседок как раз к закату.
Готовим ужин на костре и любуемся закатом.
Солнце практически село, стало темно и тут мы видим вот такую корону над горами
Спали в машине. Ветер всю ночь раздувал костёр, а где-то над морем сверкали молнии.
Утром увидели, как место ночёвки окрасилось другими красками
До перевала оставалось минут 15-20 езды.
Перевал Чхо находится на высоте 2034 м. С него видна долина, где мы ночевали и горы Главного Кавказского Хребта, по которым проходит граница с РФ.
С перевала водят в конные прогулки на Семь озёр.
Вот они - работяги
На самом перевале стоят памятники защитникам Кавказа
Собираем рюкзак и выдвигаемся, пожалуй, в одно из самых сложных для Катерины путешествий по Абхазии.
Дорога идёт то вверх, то вниз. Далеко вперёд просматривается тропа, по которой уже ушла группа конников и пеших.
Вид на перевал с маршрута. Возвышается Анчхо.
Вдалеке Главный Кавказский хребет
Нам надо всего спуститься, обойти плечо одной горы, затем подняться на плечо другой
Катерина всё больше устаёт, часто останавливаемся для отдыха. На горизонте сгущаются тучи, начинает накрапывать мелкий дождик, а впереди у нас самый трудный участок.
И тут нас нагоняет группа конников в сопровождении двух абхазов. Один ведёт под уздцы головную лошадь, второй едет свободно замыкающим.
Он и предложил нам поднять ребёнка наверх на лошадке. Катерина сначала пыталась отнекиваться от страха и стеснения, но ей быстро объяснили, что её ждёт классное приключение, и она согласилась.
Дальше шли так: Катюшку везут на лошади, я кое-как поспеваю за ней, держу её в поле зрения, чтобы ей было спокойно, а наша мама с рацией бредёт сзади «в своём темпе».
На подходе к последнему подъёму дождик заканчивается, а я немного отстаю от группы.
Вот за этой горкой уже открывается вид на долину
Катерину уже доставили и она бежит мне на встречу.
Наверху холодный ветер, высота 2440 м, подходит Аня и мы одеваемся в тёплое термобельё.
Видовая площадка: напротив нас Граница с РФ, внизу - озёра.
Озеро с плавающими островками
Это я
Спускаться к озёрам не стали, т.к они кажутся близкими только на первый взгляд.
Дочь спуска и подъёма уже не выдержит, и мы только отобьём у неё охоту ходить в походы.
Поэтому греемся, любуемся, перекусываем и возвращаемся назад.
Дождь, который немного помочил нас, теперь от души поливает тех, кто находится в районе Рицы.
Спускаемся вниз по тропе
То, что только что было скользкой грязью, вмиг высыхает на солнце.
Зато тучи над Рицей сгущаются, и теперь пейзаж напоминает Мордор
Добрались до машины уставшие и потихоньку стали спускаться вниз с перевала Чхо.
Выехали на асфальт и двинулись вниз.
Людей около Рицы не в пример меньше вчерашнего: всех разогнал дождь.
У Юпшарских ворот есть куда поставить машину и сделать памятный снимок
Приехали домой и стали делиться впечатлениями с друзьями. Они сегодня ездили на Рицу и там как раз попали под дождь, который мы видели.
В последний день решили съездить на сухумский рынок, купить немного сувениров и заказов друзей и знакомых, а потом погулять по Ботаническому саду и сходить в музей.
Едем на рынок, паркуем машины на платной стоянке напротив входа за 40 р.
Быстро покупаем всё необходимое и едем в музей, который, оказывается, закрыт на реконструкцию.
Идём в Ботанический сад.
По пути смотрим город.
Без коментариев
кафе
Ботанический сад
В ботаническом саду проходила экскурсия, к которой мы с радостью присоединились
Обратно выезжали в 3 ночи, чтобы проехать границу и серпантин с минимумом трафика.
В Адлере нас застал Тропический ливень - лужи на дорогах были в полколеса легковушкам.
Обратно ехали через Туапсе-Шаумян-Сальск-Волгоград-Камышин-Саратов-Пенза-Ульяновск - и дальше, как ехали туда.
Спланировали посетить Мамаев курган в Волгограде.
Мамаев Курган
В Волгоград въехали вечером, стали искать гостиницу. Останавивишись на обочине увидели ёжика, выползшего из кустов и лакомившегося остатками арбуза.
Кое как нашли гостиницу Мираж (придумали ведь название), т.к первый раз поняли знак неправильно и заехали в какие то пикули.
Со второй попытки нашли удачно, заселились.
Утром поехали на Мамаев курган. Не быстро тащились в Волгоградских пробочках, которые при приближении к кургану рассосались.
И тут мы увидели Её - Родину-Мать, возвышающуюся над городом. Расположенный рядом храм был ниже раза в три-четыре.
Подъезд по указателям ведёт к самой статуе, так что нам пришлось спуститься вниз, чтобы пройти весь мемориальный комплекс так, как это задумал Вучетич.
Тут же мы наткнулись на небольшую экскурсию, которую проводила женщина для 5 человек, нам очень понравилось, как и что она рассказывала, поэтому мы с радостью присоединились (цена смешная - 100 р. с человека).
Получили колоссальное удовольствие, узнали много новых фактов, поняли символизм монументов, прочувствовали всю трагедию города и отдельно взятых солдат.
По приезду домой скачал и прочитал мемуары Василия Зайцева.
Немного фото
Очень символично: когда приближаешься к скульптуре солдата, его фигура полностью заслоняет собой Родину-Мать!
За Волгой для нас земли нет! Снайпер Зайцев
Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце. Действуй! Чуйков
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/59229564.2e/0_7e
Первые мысли в голове: может отложить «на попозже»? Но собрав волю в кулак отправляю жену умывааться и сплю ещё 15 минут.
Опять запел будильник, встаю, умываюсь, одеваюсь.
Несмотря на два с половиной часа сна чувствую себя бодрячком - предстоящая поездка кидает в кровь адреналин.
Все вещи собраны, упакованы и загружены в УАЗик. Залиты полные баки.
Кое-как будим Катерину и, пока она одевается, вспоминаем, всё ли мы взяли, проверяем документы, ведь без них нас развернут на границе.
А едем мы в Абхазию.
Компания у нас собралась душевная: друзья со студенческих времён - 4 семьи с детьми; две едут на поезде, а две - на авто.
Наша цель: приехать раньше поезда и решить проблему с жильём сразу на все 4 семьи и затем встретить друзей на границе.
Встречаемся со второй машиной на московском тракте и едем.
Над маршрутом я карпел недели две, на 2 раза перечитывал тему на Е1.
Федералками, а особенно загруженной М5 ехать не шибко хотелось, поэтому был сконструирован следующий маршрут:
Екат — Ревда — Дружинино - Н. Серги — Михайловск — Арти — Тастуба — Караидель —Дюртюли— Бирск — Нурлат — Кошки — Димитровград — Ульяновск — Пенза — Балашов — Борисоглебск — Ртищево - Аркадак — Серафимович — Суворикино — Сальск — Хадыженск - Шаумянский первал — Туапсе — Граница.
Минусы: длиннее на 300 км,
Плюсы: значительно меньше трафика, постов ГАИ, камер и т.д.
Первый день Дороги
На подъезде к Дружинино начался неслабый дождь, который сопровождал нас до Караидели, поэтому пыль на грейдере нам не грозила.
Понтон у Караидели прошли быстро, в Бирске постояли минут 10, пока проходила баржа.
Первую остановку сделали за Бирском.
Пожевали сами, покормили местных гусей.
В Башкирии и Татарии погода улучшается, пейзажи с горных меняются на холмисто-равнинные. Непривычное для нас обилие бескрайних полей.
Вечером подъезжаем к Ульяновску, проезжаем по Императорскому мосту через Волгу.
Солнце начинает садиться...
На ночлег останавливаемся в Урено-Карлинском, мотель Сандей.
Перекусываем в кафешке, договариваемся о времени старта на второй день и ложимся спать.
Второй день дороги.
Посреди ночи начинает звенеть будильник, поставленный на 6 утра.
На улице темень, никаких намёков на рассвет, да и состояние на отдохнувшее не тянет, чувствуется подвох.
Конечно, часы то мы не перевели и сейчас 4 утра, переставляем будильник и спим дальше.
Через 5 минут звонит Антон: «мы по какому времени встаём в 6 утра?»
Встали в «правильные» 6 утра
Нас уже встречает Солнце
Пока ждали в кафе еду, Катерина подружилась с котёнком.
Едем дальше, сегодня наша цель - уехать за Волгоград.
Дорога Карсун — Инза - Никольск - Городище удовлетворительного качества и пустынна, города проходятся быстро, Карсун своим видом вернул нас в СССР.
Выехали на М5 и началось... Фуры, «паравозики», появилась куча любительй обгонять в лоб, скорость упала до 50 км. Так продолжалось до поворота на Балашов, дальше опять красота - пустая дорога.
После Аркадака нас ждал Сюрприз - вспученный через каждые 50-100 метров асфальт с апогеем в селе Красное знамя. Дальше становилось всё лучше и лучше.
Итак, мы въехали в степи Волгоградской области. Дул такой сильный ветер, что машину сносило. Открыли окна, уменьшили парусность -только теперь ехать снова стало приемлемо.
На дороге то там, то тут попадались памятники, посвящённые Войне.
До Суворикино ехали пустынной дорогой, хотя именно там была засада ГИБДД : знак ограичения скорости 50 (без ступенчатого снижения) и крутой спуск - скорость сбросили до положенных и прошли без остановки.
После Суворикино до Чёрнышковского был Жуткий Перегон около 50 км с большим трафиком, ночью, ветром и колеями.
Апогеем стала Фура, обгоняющая другую в лоб машине, шедшей передо мной.
Слава Богу все успели оттормозиться и принять вправо и отделались лёгким испугом.
Заночевали в каком-то мотеле, прямо у поста ДПС, кафешка не ахти.
Третий день дороги.
Рядом с мотелем «клабдище погибших кораблей» :
Утром уехали не емши, пообедали позже, километров через 300 .
Ехали через Шаумянский перевал - 7 км грейдера.
На вершине 50 метров асфальта и кафе «Привал».
Заказали шашлыки (140 р за 100гр. готовых), ну типа не дорого, а в итоге навешали нам 3000 на 2 семьи(причём крайне посредственного вкуса).
Вот лоханулись, так лоханулись. Но теперь мы несём наше знание в массы: «Люди, не ешьте шашлыки на Шаумянском перевале! Они дорогие и невкусные!»
К вечеру мы въехали в Туапсе, там нас уже поджидала пробка и серпантин.
Проехав около часа и поняв, что к границе мы приедем только ночью, стали думать, как же нам поступить: ехать до упора и переходить границу ночью и потом искать жильё ночью, или ночевать на нашей стороне и утром выдвигаться к границе?
Увидели на обочине микроавтобус с Абхазкими номерами, остановились, поговорили с ребятами-абхазами.
Ребёнок в это время нашёл любимых дельфинчиков
Они нас успокоили с обстановкой на границе и посоветовали ехать к границе утром.
Что мы и сделали: заночевали в Лазаревском.
Сходили, поздоровались с морем. Аня с Катей искупались.
Четвёртый день -приезд
В 6 утра выдвинулись к границе.
Постояли в пробках в Адлере, последняя заправка «под горло» и едем по указателям в Весёлое (Навител эти развязки ещё не знает).
Около 9 часов мы на границе. Перед нами 7 машин, но всё прошли минут за 30 (показали документы, въехали на ПП, открыли багажник, закрыли багажник, зарегистрировались у стойки (водители в своём окне, пассажиры в своём), поехали к Абхазкой стороне - там зарегистрировали ТС и поехали.
ВСЁ. Мы в Абхазии!
Проехав метров 50 от ПП остановились, залюбовавшись Окружающим миром, разительно отличавшимся от нашей стороны.
Заметки из Путевого дневника:
«….Вот мы и в Абхазии!
Прекрасные горы поднимаются в прозрачном воздухе. Всё наполнено свежестью и покоем...»
Здесь всё другое.
Вместо стен из бетонных блоков — рукотворная кладка.
Вместо ржавых железных отбойников - фактурные каменные.
Ехали целенаправленно в Лдзаа, в отельчик Алашара, место там нашлось сразу на все 4 семьи за 2100 р/сут., поторговались и скинули до 1900 (1400 номер и 500 р допместо).
В комнате душ, сан-узел.
Там мы познакомились с отдыхающей семьёй из Пензы, которые объехали весь посёлок в поисках жилья. Алашара - самое лучшее, что есть на их взгляд.
Устроившись, мы поехали за нашими друзьями, приехавшими на поезде.
Движение по Абхазии отличается от нашего - крупно мегаполисного. Здесь нет суеты.
Встретили друзей, в машинах делились впечатлениями от дороги.
Решив все орг. вопросы, разместившись, мы пошли на море.
Море чистое, тёплое, вода прозрачная, пляж крупногалечный обжигающий ступни.
Народа немного.
Не раздумывая полезли в воду. Купались, плавали, лежали в прибое, закапывали друг друга в гальку «по шею», и так несколько раз.
Так закончился первый день в Абхазии
Пятый день и все последующие дни на море происходило, примерно, то же самое.
В какие по счёту дни нашего пребывания, дни недели или числа месяца мы ездили по Абхазии, теперь вычислить сложно, потому как «счастливые часов не наблюдают».
Поэтому дальше построим рассказ по местам поездок.
Днём Пятого дня, вдоволь накупавшись, решили съездить на Мамзышку.
Мамзышка
Гора, возвышающаяся над Гагрой. Её высота 1873 метра.
Багажник УАЗика был полностью разгружен. Во-первых, чтоб не привлекать внимания, а во- второых - чтобы при случае туда могли залезть пассажиры.
На гору идёт серпантин: сначала асфальтовый, а потом каменистая грунтовка.
На асфальтовой части есть две оборудованные смотровые площадки, с которых хорошо видно Гагру и Пицунду.
Вид с первой площадки
Почти вся наша компания
Вид со второй
Но мы не останавливаемся, и наша цель - Вершина.
Асфальт переходит в неплохую грунтовку и на одном из поворотов нам откывается панорама окружающих гор.
Проезжаем ещё несколько сотен метров и видим импровизированную стоянку пузотёрок.
Но у нас то в команде есть УАЗ!
Ставим на прикол тойоту и грузимся в УАЗ.
Вы бы видели глаза окружающих, когда мы все садились в Патриот: 7 взрослых и 5 детей.
Едем дальше.
Дорога сразу же становиться узкой, каменистой, встечаются участки с лужами, колеи, часты боковые крены (я понимал, что они не критичны, а вот пассажиры страху натерпелись).
Мест для разьезда мало. Но нам повезло, и 2 встречных Уазика попались нам как раз перед таким разъездом.
Поднялись до уровня альпийских лугов. Тут распологаются балаганы пастухов.
Дальше дорога завалена камнями: опасно, недавно упала «нива».
Оставляем машину и идём пешком.
Дорога хорошая, пологая, идётся легко.
С каждым поворотом открываются всё новые и новые виды.
Пицундский мыс
В сторону России
Последний поворот, и дорога переходит в тропу, а нам открывается бархат Кавказких гор
На вершине ничего нет, кроме железного триангуляра и Безумно красивых видов.
Подьём по тропе
Вид с вершины
Тем временем солнце клониться к закату, окрашивая золотом горы, деревья и море.
Заметки из путевого дневника
«....наверху дивные альпийские луга. С вершины горы открывается глобальный вид на соседние горы. Всё потрясает. Закат встретили, возвращаясь пешком к машинам.
Солнце превратило морскую гладь в золотое покрывало...»
Вернулись домой поздно. Довольные и уставшие легли спать.
Форелевое хозяйство и Наскальный монастырь
В один из дней решаем разбавить наш пляжный отдых посещением форелевого хозяйства и Нового Афона.
Утром, немного покупавшись, собираемся и садимся всем табором по машинам.
По указателям с сухумского шоссе поворачиваем налево и доезжаем до входа.
Стоимость посещения: 100 р. взрослый и 50 ребёнок.
Сразу же от входа начинаются бетонные траншеи с проточной водой из речки Мчисты.
Большинство этих бассейнов пустые, а в некоторых всё как положено - ведётся разведение форели:
Именно отсюда «начинается» хозяйство
От реки искуственным путём сделано ответвление по которому вода течёт в бассейны, а из них снова попадает в основное русло.
Форель размножается только в проточной воде, что и сделано с помощью данных нехитрых сооружений.
А это - русло реки
Оно очень живописно и состоит из каскадов маленьких водопадиков
Где-то далеко наверху над Мчистой возвышается Монастырь.
Для справки:
«Долгое время считалось, что скальный замок близ поселка Отхара – произведение самой природы. Однако исследования 80-х годов XX века доказали: именно люди, расширив и соединив естественные карстовые пещеры, соорудили эту неприступную крепость.
Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, замок построен в XII веке как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Об этом косвенно свидетельствует ряд бойниц, направленных на тропу. В мирное время замок облюбовали монахи-аскеты, которые, предположительно, занимались разведением рыбы. На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над современным форелевым хозяйством, они построили мощную цитадель, которая в период становления Абхазского царства в VIII веке охраняла дорогу на Северный Кавказ. Таким образом, древний наскальный комплекс был, одновременно, религиозным и военным объектом.
В более поздние времена в замке поселились разбойники, и еще долгое время после их ухода местные жители не решались подняться на скалу. Лишь в конце XIX века абхазский князь Михаил Шервашидзе (Чачба), владетель села Отхара, с помощью нескольких десятков людей соорудил мост и сумел пробраться в нижние жилые помещения.»
Вдоль основного русла реки идёт выложенная плитами тропинка по заросшему мхом лесу
Вдалеке высоко белеет тот самый монастырь
Тропинка становиться всё уже и поднимается над рекой всё выше, появляются предостререгающие надписи и плиты с именами погибших.
Доходим до такого места
Возможно это и есть входной сифон в пещеру - источник Мчисты.
Хочется поближе подобраться к скальному монастырю. Дальше я иду один: тропа очень крутая, под ногами листья, ветки - всё скользит вниз.
Настоящие джунгли с лианами
Долез до расщелины в скале - подьём градусов 60-70
что наверху и той ли дорогой я лезу - непонятно, спускаться нисколько не лучше, чем подниматься, поэтому решил вернуться назад, где меня уже заждались мои девочки.
Пока я экстримальничал друзья уже спустились вниз, заказали нам форель и присоединились к экскурсии.
Возвращаемся к главному зданию, по дороге умываюсь и утоляю жажду.
Послушали экскурсовода про историю, способы разведения, перспективы и пошли кушать только что пойманную и приготовленную рыбку.
Анакопийская крепость
Отведав рыбки садимся в машины и едем в сторону Нового Афона, где нас ждёт Анакопийская крепость на Иверской горе.
Поставили машины рядом с кассой-диспетчерской (именно так написано на сооружении).
100 р. с машины и 200 р. за вход (точно не помню).
Стали подниматься вверх, сначала по бетонной дорожке
Затем по старой каменистой, по которой ходили наши предки много веков назад.
Заметки из путевого дневника:
«...здесь особый запах. Хвойный и пряный. Кажется, что воздух здесь имеет плотность, его можно пить, в него можно завернуться.
Покой, умиротворение, величие....»
В сохранившуюся лучше других воротную башню
можно зайти и осмотреть её изнутри
Другие башни сохранились значительно хуже.
Преодолев около 1,5 км дороги наконец-то подходим к вершине
Набрали воду из цистерны («Неисякаемый источник») и поднялись на Главную башню
С неё отлично виден Монастырь, да и вообще очень живописные виды
Сухумский мыс
Заметки из путевого дневника:
«...Простор, свобода, солнце, тёплый ветер, ощущение Бога...»
Насладившись прекрасными видами спустились к машинам (ни кассиров, ни охранников уже не было).
Сели в машины и поехали домой.
Следующей нашей вылазкой в горы стало посещение крепости Цибилиум и Шакуранского водопада.
Грузимся в машины и выдвигаемся в сторону Сухума, чтобы потом повернуть на Военно-Сухумскую дорогу.
Выехав из Сухума и повернув на военную дорогу, сразу заметили разительный контраст: дорога сразу стала хуже, в проезжаемых нами сёлах очень много заброшенного жилья.
Свернули с асфальта и едем по грунтовке
Наконец подьезжаем к началу тропы
Из путевого дневника:
«... лес - настоящие джунги! За ноги цепляются шипастые листья, сверху нависают лианы. Мужественно пробились наверх...»
Первой наткнулись на Башню.
Чуть дальше по тропе - ещё какое-то сооружение
и рядом плита с крестом
В нижней части есть отверстие. Пошарив там рукой нашли кость.
Пошли дальше по тропе. Детям тяжело - заросли густые, очень влажно, временами тропа идёт круто вверх, а колючки цепляются за ноги.
Сквозь листву просвечивает несущая свои воды река Кодор
Виден высоченный утёс
Дальше по тропе есть ещё остатки сооружений и вид на Кодорское ущелье, но мы из-за усталости детей туда не пошли.
Вернулись к машинам. В горах назревает дождь.
Вновь выезжаем на асфальт и едем до окраин села Амктел, откуда начинается дорога на водопад.
В селе видны следы запустения
Буквально в нескольких сотнях метров от села дорога заканчивается и начинается тропа.
Этакие ворота
Из путевого дневника
«...Лес как в сказке про Бабу-Ягу. На сучьях висит тенёта, деревья низкие, кривые....»
Тропа идёт вдоль обрыва
Мы спускаемся в русло реки
Спустились как раз ко второй ступени водопада.
Внизу полость, вызвавшая у всех ассоциации с бассейном
С обеих сторон возвышаются огромное стены и колонны причудливых форм,
а в русле лежат огромные камни, поросшие буйной растительностью.
Люди в этом гигантском каньоне кажутся крохотными муравьями
На дне каньона сыро, тут и там встречаются небольшие лужицы и озерки, в которых роятся головастики.
Когда подходили к первой ступени водопада наш слух ласкал квакающий симфонический оркестр и шум журчащей или капающей где-то воды.
Обходим крупные камни и взору открывается огромнейший сталагмит
Самого водопада, падающего на голову этого гиганта нет - сухо.
Забравшись на пологое плечо сталагмита внезапно начинаешь слышать, а потом и видеть мелкий дождик нежных капель, падающих на него
У подножия сталагмита - небольшое озерцо с земноводными
Отдохнув немного от жары и вконец уморив деток отправляемся в обратный путь теми же сказочными коридорами
Несмотря на отсутствие воды мы были восхищены этим местом: оно необычайно, и до сих пор не укладывается в голове, как такое могла создать природа.
Садимся в машины и едем назад. Прямо у дороги видим яблоню,
]
раньше тут, видимо, был чей-то дом и сад, сейчас нет и следа.
Выходим нарвать яблок и тут неизвестно откуда появляется женщина и приглашает нас к другому дереву, где яблоки вкуснее. Мы охотно принимаем её предложение.
На обратном пути решаем остановиться поесть в Сухуме, т.к., пока доедем до дома, все кафешки закроются.
На выезде находим ресторан. Народа немного, но сильно грохочет музыка. Нам предлагают сесть на улице - охотно соглашаемся, кроме нас здесь никого нет.
Освещения нет и нам создают романтическую подсветку свечами.
Обещали приготовить в течение 15 минут, а всё затянулось почти на час, т.к. в ресторан начали прибывать люди, и одинокий повар и 2 официантки не справлялись с заказами.
Наше ожидание облегчалось обворожительной улыбкой официантки и, в итоге, очень вкусными блюдами (за те же деньги, что и в обычных кафешках в Лдзаа).
Теперь нас ждёт отдых и парочка пляжных дней.
Следующая наша поездка была рассчитана на 2 дня и только нашей семьёй.
Едем по Рицинскому шоссе.
Глобальные цели: Гегский водопад, озеро Мзы или водопад Чёрных тюльпанов, перевал Чхо и Долина семи озёр.
Несмотря на то, что мы выехали рано, на Рицинском шоссе очень много машин - открытые УАЗики с пассажирами - туристами, автобусы, микроавтобусы.
Рицинское шоссе - это целая индустрия туризма: на обочинах куча пасек, сувенирных лавок. На всех достопримечательностях (Мужские и Девичьи слёзы, Юпшарский каньон, Голубое озеро) очень много машин, приходится лавировать между ними, и ещё больше туристов-автобусников.
Все эти точки не вызвали у нас какого-то аппетита и мы прошли их без остановки.
Доезжаем до поворота на Гегский водопад и поднимаемся по каменистому серпантину.
Останавливаемся у «Водопада влюблённых». Вход на смотровую платный (копейки), но мы едем дальше.
Доезжаем до стоянки и видим Его: вода на высоте 50-60 метров буквально прорезает стометровую скалу как ножом и падает вниз
Подходим к нему ближе
чувствуем себя снова маленькими муравьями.
Рядом с водопадом грот, и мы идём к нему
Он весь покрыт мхом, а с его стен и потолка стекает и капает вода
Близко к водопаду не подойти с фотоаппаратом - вокруг водяной туман.
Везде снуют проворные ящерки (почему-то вспомнился Бажов и Хозяйка медной горы).
Любуемся водопадом с разных сторон, фотографируем
На обратном пути на спуске нам много раз попадались целые колонны УАЗиков, которые приходилось терпеливо пропускать. Для этого подъезжаю близко к краю пропасти, отчего у Ани уходило сердце в пятки.
Едем в сторону Рицы. Такое ощущение, что сюда привезли разом всех туристов со всей Абхазии.
За порядком следят милиционеры, не дают блокировать проезд.
Едем дальше к смотровым площадкам.
Останавливаемся на площадке «Прощай Родина» с видом на Юпшарские ворота.
Для Справки
«По поверью или по словам очевидцев название «Прощай Родина» пошло от того, что с этого обрыва сорвались грузовики с молодыми призывниками, которые в последнем порыве выкрикнули эти патриотические слова. По одной версии это произошло во время ВОВ, по другой - в ходе строительства дачи Сталина».
Внизу вьётся дорога, по которой мы ехали, и видно высокие стены каньона, подошедшие почти вплотную друг к другу.
Дальше останавливаемся на площадке с видом на озеро Рица и окружающие горы.
Зелёно-бирюзовая вода озера издали смотрится изумительно.
Чем выше, тем дорога становится хуже, асфальт всё чаще прерывается кусками грунта и глубокими ямами.
Проезжаем заброшенные здания курорта Ауадхара. Рядом строятся новые домики.
У самого источника с природной минеральной водой (там, где кафешка), как всегда, куча народа с 5 литровыми канистрами.
Двигаемся дальше. Асфальт кончается, и мы видим «сделанные в СССР» железные цистерны и площадку рядом с когда-то действующим источником.
Отсюда же открывается прекрасный вид на гору Анчхо.
Тут только мы одни. Тишина и умиротворение.
Дорога уходит куда-то дальше - к пастбищам и балаганам пастухов.
Мы же возвращаемся немного назад и едем в сторону развилки, где нам предстоит выбрать: идти ли на Мзы или на водопад.
Перед бродом стоянка машин, кафешка, где готовят вкусные и недорогие шашлыки. На той стороне виднеются палаточные лагеря. Перекусываем. Решаем проехать вперёд около киломтра и оттуда идти на водопад Чёрных тюльпанов.
Переезжаем брод, немного углубляемся в лес и, на всякий случай, прячем машину за гигантским деревом. Здесь все деревья такие: 1.5 — 2 метра в диаметре, без коры. Больно видеть, что все стволы на уровне человеческого роста исчерчены ранами, типа «здесь был Вася...». Собираем рюкзак и выдвигаемся в сторону водопада по тропе.
Где-то впереди граница с Россией и гора Аджара
Вокруг никого, пейзажи очень живописны.
Встречаем по дороге кенгуру
Катерина, отвыкшая ходить пешком (бегать целый день по двору - это ведь совсем другое), устала и начинает стонать. Находит подходящий камень и ложится.
Силы возвращаются к ней и мы идём дальше.
Над российской стороной сгущаются тучи.
Недалеко от водопада встречаем пастуха. Он рассказывает, что в мае-июне тут ступить негде - сплошной ковер из тюльпанов чёрного цвета. Сейчас, конечно же, не сезон, и цветов не много.
Подходим к водопаду. Он небольшой, несколько каскадов, но достаточно живописный
Начинает накрапывать дождик и мы спешим вернуться к машинам.
Пока шли до машины, дождик прекратился.
Садимся и едем в сторону перевала Чхо, чтобы заночевать в урочище Пыв.
Вновь едем узким каменистым серпантином, в поворотах встречаются глубокие промоины.
Доезжаем до беседок как раз к закату.
Готовим ужин на костре и любуемся закатом.
Солнце практически село, стало темно и тут мы видим вот такую корону над горами
Спали в машине. Ветер всю ночь раздувал костёр, а где-то над морем сверкали молнии.
Утром увидели, как место ночёвки окрасилось другими красками
До перевала оставалось минут 15-20 езды.
Перевал Чхо находится на высоте 2034 м. С него видна долина, где мы ночевали и горы Главного Кавказского Хребта, по которым проходит граница с РФ.
С перевала водят в конные прогулки на Семь озёр.
Вот они - работяги
На самом перевале стоят памятники защитникам Кавказа
Собираем рюкзак и выдвигаемся, пожалуй, в одно из самых сложных для Катерины путешествий по Абхазии.
Дорога идёт то вверх, то вниз. Далеко вперёд просматривается тропа, по которой уже ушла группа конников и пеших.
Вид на перевал с маршрута. Возвышается Анчхо.
Вдалеке Главный Кавказский хребет
Нам надо всего спуститься, обойти плечо одной горы, затем подняться на плечо другой
Катерина всё больше устаёт, часто останавливаемся для отдыха. На горизонте сгущаются тучи, начинает накрапывать мелкий дождик, а впереди у нас самый трудный участок.
И тут нас нагоняет группа конников в сопровождении двух абхазов. Один ведёт под уздцы головную лошадь, второй едет свободно замыкающим.
Он и предложил нам поднять ребёнка наверх на лошадке. Катерина сначала пыталась отнекиваться от страха и стеснения, но ей быстро объяснили, что её ждёт классное приключение, и она согласилась.
Дальше шли так: Катюшку везут на лошади, я кое-как поспеваю за ней, держу её в поле зрения, чтобы ей было спокойно, а наша мама с рацией бредёт сзади «в своём темпе».
На подходе к последнему подъёму дождик заканчивается, а я немного отстаю от группы.
Вот за этой горкой уже открывается вид на долину
Катерину уже доставили и она бежит мне на встречу.
Наверху холодный ветер, высота 2440 м, подходит Аня и мы одеваемся в тёплое термобельё.
Видовая площадка: напротив нас Граница с РФ, внизу - озёра.
Озеро с плавающими островками
Это я
Спускаться к озёрам не стали, т.к они кажутся близкими только на первый взгляд.
Дочь спуска и подъёма уже не выдержит, и мы только отобьём у неё охоту ходить в походы.
Поэтому греемся, любуемся, перекусываем и возвращаемся назад.
Дождь, который немного помочил нас, теперь от души поливает тех, кто находится в районе Рицы.
Спускаемся вниз по тропе
То, что только что было скользкой грязью, вмиг высыхает на солнце.
Зато тучи над Рицей сгущаются, и теперь пейзаж напоминает Мордор
Добрались до машины уставшие и потихоньку стали спускаться вниз с перевала Чхо.
Выехали на асфальт и двинулись вниз.
Людей около Рицы не в пример меньше вчерашнего: всех разогнал дождь.
У Юпшарских ворот есть куда поставить машину и сделать памятный снимок
Приехали домой и стали делиться впечатлениями с друзьями. Они сегодня ездили на Рицу и там как раз попали под дождь, который мы видели.
В последний день решили съездить на сухумский рынок, купить немного сувениров и заказов друзей и знакомых, а потом погулять по Ботаническому саду и сходить в музей.
Едем на рынок, паркуем машины на платной стоянке напротив входа за 40 р.
Быстро покупаем всё необходимое и едем в музей, который, оказывается, закрыт на реконструкцию.
Идём в Ботанический сад.
По пути смотрим город.
Без коментариев
кафе
Ботанический сад
В ботаническом саду проходила экскурсия, к которой мы с радостью присоединились
Обратно выезжали в 3 ночи, чтобы проехать границу и серпантин с минимумом трафика.
В Адлере нас застал Тропический ливень - лужи на дорогах были в полколеса легковушкам.
Обратно ехали через Туапсе-Шаумян-Сальск-Волгоград-Камышин-Саратов-Пенза-Ульяновск - и дальше, как ехали туда.
Спланировали посетить Мамаев курган в Волгограде.
Мамаев Курган
В Волгоград въехали вечером, стали искать гостиницу. Останавивишись на обочине увидели ёжика, выползшего из кустов и лакомившегося остатками арбуза.
Кое как нашли гостиницу Мираж (придумали ведь название), т.к первый раз поняли знак неправильно и заехали в какие то пикули.
Со второй попытки нашли удачно, заселились.
Утром поехали на Мамаев курган. Не быстро тащились в Волгоградских пробочках, которые при приближении к кургану рассосались.
И тут мы увидели Её - Родину-Мать, возвышающуюся над городом. Расположенный рядом храм был ниже раза в три-четыре.
Подъезд по указателям ведёт к самой статуе, так что нам пришлось спуститься вниз, чтобы пройти весь мемориальный комплекс так, как это задумал Вучетич.
Тут же мы наткнулись на небольшую экскурсию, которую проводила женщина для 5 человек, нам очень понравилось, как и что она рассказывала, поэтому мы с радостью присоединились (цена смешная - 100 р. с человека).
Получили колоссальное удовольствие, узнали много новых фактов, поняли символизм монументов, прочувствовали всю трагедию города и отдельно взятых солдат.
По приезду домой скачал и прочитал мемуары Василия Зайцева.
Немного фото
Очень символично: когда приближаешься к скульптуре солдата, его фигура полностью заслоняет собой Родину-Мать!
За Волгой для нас земли нет! Снайпер Зайцев
Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце. Действуй! Чуйков
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/59229564.2e/0_7e