«И встречая блеск вершин бесстрашных,
В самом риске чую твердь опоры.
Горы любят сильных и отважных.
Горы любят тех, кто любит горы.!
(Байрамукова Х.)
Для любого человека природная среда - это новое, неизведанное, то, что вызывает сильное впечатление. Все , в той или иной мере любят бывать на природе: одни в фешенебельных отелях у теплого моря с «неназойливым сервисом» и красивыми видами, другие на пикнике с собственноручно приготовленным шашлычком в хорошей компании друзей , а мы- любители активного отдыха на автомобилях УАЗ Патриот , хотим совместить и получить все сразу: …и красивое…и новое….и с шашлычком и с удовольствием. ..
Мозг будоражит воображения!!! Непередаваемое чувство новизны и восторга! Алтай! !! Этот край такой притягательный и такой суровый. Не всем ты открываешь свои красоты, но если запал в сердце, то это навсегда!
Лето самая подходящая, самая классная пора, пора отпусков и… и невероятных путешествий.
Выехали ранним утром в из Новосибирска в составе трех экипажей Два УАЗ Патриота и Хундай Туссон. Четвертый экипаж УАЗ Патриот должен прибыть в место нашей первой стоянки в районе с. Майма.
Первый вечер. Рассказы о былых путешествиях… более тесное знакомство. Надо сказать, что с экипажами на автомобилях УАЗ Патриот , мы были знакомы, а вот с Олегом и Аней на Хундай Туссоне ( марку и модель называю своим языковым познаниям ) – знакомство было заочным ,по телефону. Забегая вперед, скажу, что ребята оказались отличные! Надеюсь, что с ними у нас ещё будут встречи и поездки по интересным местам.
Утро. Солнце и неописуемый восторг – мы на Алтае!!! Выспавшись. Неторопливо собравшись. Отправиляемся на встречу прекрасному.
Проезжая по перевалам Семинкому и Чике-Таману не устаешь удивляться красоте алтайской природы и людям, которые проложили такую дорогу в горах.
Какое же это непередаваемое чувств свободы, когда не надо думать о работе, рутинных делах, а просто предаваться , почти первобытному чувству - слиянию с природой , общению с хорошими людьми, и наслаждению от созерцания проплывающими за окном УАЗ Патриота видами.
Вторая ночевка была на р.Чибитке. Перед поселком пополнили запасы воды из источника. Хорошая погода, славный, тихий вечер. Посиделки у костра. Что нас ждет завтра? Завтра и узнаем, а сейчас спать.
На въезде в Кош-Агач останавливаемся и фотографируемся . Погранзона. Здесь стараемся заправиться, что называется до полного. Это последний пункт, где будет приличного качества топливо, хотя и дороже. Прошли погранзону. Пограничник предупредил, что погода будет портиться, а узнав, что мы едем на Укок, посетовал, мол, туго вам придётся. Лето в этом году так и не пришло . ледники начали только таять , дожди идут , недавно снег выпал, верховые болота стоят с водой, в реках много воды. Да уж! Перспектива не радужная…. Выдвинулись в сторону с. Беляшей (Джазатор). Сегодня по плану едем в степь Самаха на слияние Аргута и Коксу.
Едем, любуемся видами и тут в рации слышу Олега - ребята, я пробил колесо, точнее два !!! «Так не бывает!» – скажите вы и будете не правы . Бывает… Ещё как бывает.
Два колеса, боковой порез . грыжа от загруженности машины. Клеем колесо и в надежде на шиномонтаж в Беляшах , едем искать СТО.
Кое как находим шиномонтаж...
Оставляем Хундай, в компании УАЗ Патриота чинить колеса , а сами выезжаем за поселок и ждем ребят. Через минут 40 нашему взору предстают два серебристых УАЗ Патриота, которые приближаются к нам, ох и развелось этих Патриотов… Из машины выскакивают ребята новосибирцы и со словами: «Виталя , привет! Мы с вами».
А кто ж против, хорошим людям всегда рады!
Тут и наши ребята подтянулись, после ремонта колес. Удивились, что мы «размножились» на два УАЗ Патриота. Наш путь лежит по камням и ямам. Для УАЗика это испытание, а что говорить про Хундай Туссон? А нЕчего и говорить, Олег отлично справляется со всеми трудностями, конечно не без помощи патриотаводов. И вот мы на месте.
Первым делом на стоянке по традиции поднятие клубного флага, посиделки, игры, дегустация кумыса и монгольского чая, любезно презентованного Алексеем и Натальей. Шутки и интересные истории. Вечер проходит в душевной, теплой обстановке.
Летом природа, сурового Алтая, просто божественна, душа ликует от невероятных ярких цветов и бескрайних радужных полей всевозможных цветов и трав. Повсюду чувствуется дыхание жизни, несмотря на суровость этого края.
На следующий день осмотр окрестностей, установка походной бани , в общем расслабон по полной. Теплое солнце согревает своими лучами, но стоит подуть ветру и становиться холодно. Приходиться натягивать теплую куртку . Что делать горный край. Погода здесь меняется стремительно. За каких то пару часов , можно увидеть все времена года.
На небе ходят тучки , из под которых пробивается солнышко, отчего небо приобретает разноцветные оттенки от серо-голубого до свинцового с золотистыми проблесками. Природой Алтая , можно бесконечно восхищаться. А какой целебной , живительной силой обладает она. Алтай!!! Край , где горные дороги уходят в облака, а в очертаниях гор видны причудливые исполины древнего эпоса.
Таких красот, как здесь, не отыскать.
Ведь в мире ничего прекрасней не бывает.
Кто не был там, тому и не узнать,
Как сердце тихо, мимолетно замирает.
Екатерина Валева (Валева-Полянская)
Сегодня наш путь лежит через перевал Бугумуюз на плато Укок. В составе 3-х УАЗ Патриотов. Остальные держат путь домой.
По дороге Заезжаем в магазин в Беляшах. Покупаем продукты, которые нам понадобятся в дороге. Последний магазин, перед заходом на плато, следующий только через неделю. Посвящаем Олега, водителя Хундай Туссона в джиперы, ведь его автомобиль прошел по непростой дороге, с которой справиться не каждый автомобиль. . «Посвящением» подняли настроение всем: и тем, кто едет в Новосибирск и кто продолжает путь на плато Укок. В магазине, местное население интересуются куда дальше держим путь и узнав, что на Укок , в недоумении вскидываю брови. Укок?… А что там интересного?! Плато… и всё!!!
Видимо, с течением времени человек перестает замечать красоту природы той местности, где живет . И только поездки в другие далекие края заставляет обращать на красоту природы в той или иной местности. Аналогичная ситуация происходит и с теми кто приезжает к нам в гости. То на что мы уже не обращаете внимания, для людей из другой местности, может произвести большое впечатление.
Медленно поднимаемся по перевалу. Дорога быстро набирает высоту, Камни, уклоны, глубокие промоины . По дороге заготавливаем дрова. Видим разрытые муравейники и медвежьи следы. От чего становиться жутковато. Медленно продвигаемся по маршруту. Колеса мягко шуршат , наматывая метр за метром. Впереди многочисленные броды и верховые болота , и это на высоте 2850м. Вдаль уходит дорога, по которой нам предстоит подняться на перевал. Хотя то, , по чему мы ехали, дорогой назвать язык не поворачивался. Камни, камни, болота и снова камни… камни большие, маленькие и ... очень большие — они шли непрерывно.
Перед перевалом Бугумуиз наш экипаж стал греться, не срабатывает вентилятор охлаждения. Машина кипит.
Перед Карсулу останавливаемся. Греемся не работает вентилятор
По рации слышим крик о помощи томского экипажа. Оказывается есть угроза положить машину на бок. Сильный боковой уклон, верховые болота и подъем в гору - сделали свое нехорошее дело.... Быстрая реакция всех членов экспедиции и оперативные действия штурмана, предотвратили летальную ситуацию.
Ещё немного и мы на перевале.
Впереди по навигатору - очередной брод. Река быстрая, бурная. Едем первыми , т.к, наша машина выше других и более загруженая, но её неумолимо сносит течением, благо успели зацепиться за камень и «выскочили». Берега размыты, пологих выездов нет. Пытаемся переправить стропы , веревки на тот берег, где остались две машины. С третьей попытки это удалось. Второй УАЗ пошел, страхуем и вытягиваем на берег. С третьей машиной произошел досадный инцидент , который , чуть не закончился бедой.. Ребята не успели закрепить фал в проушину УАЗа, для страховки, пока закрепляли стропу стропа упала в воду, её понесло, а так как штурман держала фал, привязанный к этой стропе, намотав его на руку. Стропа с силой течения рванула фал, чуть не вырвав кисть. Слава богу, что все обошлось. Отделались испугом, причем, все!
Проходим верховые болота, которым нет конца. Помогаем друг другу. На вершинах очень много снега. В этом году , лета на Укоке не будет, ведь в конце августа, в этих местах уже ложиться снег.
Проезд до Гусиного сопровождается проездом через , так называемые ванночки, где всегда стоит вода и через русло р. Аргамджи и Колгуты , где в 2012 году был утоплен мой УАЗка. Воды очень много. Решаем обойти брод болотами и нам это удается.
Перед Гусиным озером , пошла вибрация и лязг, выйдя из машины, понял, что есть небольшой люфт, отложил до стоянки. На месте стоянки подтянул шкворня, при этом, и . отломил один! Решаем,на общем совет, е что ничего страшного и это выйдет мне боком
Остановились на озере Гусиное. Птиц и уток совсем мало, то ли не прилетали ещё из-за холодов или , боюсь предположить – всех истребили. При осмотре местности находим кем то брошенную рыболовную сеть . Что за …. Таких особей и людьми то назвать, язык не поворачивается. Мало того, что браконьерничали, так ещё и сеть не убрали . В сеть попали и погибли птицы. Вытаскиваем сеть, сжигаем. Неприятно на душе.
Днем, загораем, намазав себя толстым слоем солнцезащитного крема . Солнце в горах агрессивное, в чем некоторые смогли убедиться, получив солнечные ожоги .
При протяжке шкворня обломал болт
С наступлением темноты, наступает холодина и мы дружно прячемся в теплую палатку с обогревателем. Про обогреватель надо рассказать отдельно !!!!!!!
Дальше направляемся по запланированному маршруту, не забывая забрать про разрешение на рыбалку у пограничников. Фотографируемся , любуемся красивыми видами. По живописным местам продвигаемся к месту нашей стоянки. Начинаем рыбачить. И вот первая удача. Сергей ловит хариуса. Радуемся как дети.
Было клЁво! Клевало у всех. Получили массу удовольствия от выловленных экземпляров и от вкусно приготовленного хариуса в соленом и копченом виде. Мм..вкуснотища! За несколько дней мы стали дружной, слаженной компанией. Несмотря на то, что погода хмурится, мы сидим вечером у костерка и весело балагурим о пережитом за день. Виды потрясающие! Прошел дождь и над нами появилась двойная радуга. Наверное не хватит всего словарного запаса, что бы передать красоту этих мест. Даже фото не может передать в полной мере того, что видит человеческий глаз.
Дни пролетели мгновенно. Завтра будем выбираться с плато через перевал Теплый ключ.
Вечером пошел дождь. Тревожные мысли крутятся в голове. Как будем выбираться… там же крутые и затяжные подъемы и спуски с боковыми уклонами, а машины груженные «необходимыми вещами» будут елозить по торфяному грунту, как по соплям.
Всю ночь дождь, то стихал, то , словно в насмешку ускорялся и тяжелые капли стучали по палатке, словно, испытывая наше терпение.
Утром позавтракав , и так не дождавшись солнышка , стали собираться в дорогу.
Мы в пути. Подъемы и спуски. Дорога , как квашня, колеса елозят в подъем. Внизу стоит вода которая была вылита за ночь с неба. Да, уж!
По дороге заскакиваем на курган, где была обнаружена «Укокская принцесса» и двигаемся дальше. Видим десять УРАЛов, вставших на горе и ожидавших «просушки» грунта. Это колонна везет на погранзаставу уголь . Не могут подняться. Один из наших экипажей Сергей и Марина решают задержаться на плато ещё на денек, но а нам надо выбираться. По дороге, встречаем несколько машин с открытыми дверями, которые сливают воду после прохождения брода через Колгуты и Аргамджи.. Поздоровавшись, пошли в брод. .
«Нет ничего более непосредственно данного и более автономного в полноте своей силы, ничего более благородного и более устрашающего, чем величественная скала. Она открывает нечто такое, что превосходит хрупкую человеческую жизнь: образ абсолютного бытия. Прочность скалы, ее неподвижность, размеры, причудливые очертания - все это нечеловеческое. Мы чувствуем в них некое присутствие, которое ослепляет и устрашает, привлекает и угрожает.»
Мирче Элиаде.
Маша, ловила сама хариуса и помогала распутывать крючки
первая рыбка
Трудная дорога, опасные боковые уклоны, неожиданные камни , не дают расслабиться. Медленно и уверенно продвигаемся вперед. Идет снег. Горы седеют и это в конце июля. УАЗики медленно переваливаясь с одного колеса на другое . шагают по камням вверх. Вот и вершина перевала. Дует холодный, пронизывающий ветер, хотя ярко светит солнце. Все мы на вершине перевала. Ещё 8 километров и мы на Джумалинских ключах. Золотое правило – на перевале остановись, отдохни, осмотрись, проверь… Спешка, ах эта спешка, выйдет она нам боком…Начинаем спуск. Машинка , на понижайке мурлычит о трудностях дороги и переваливаясь с камня на камень , уворачиваясь от столкновений с такими же каменными глыбами , ползет вниз…. и тут мой пилот , произносит – машина не рулится . Что? Как? Не может быть!
Выйдя из машины, осматриваем рулевую сошку. Причина найдена. Сошка в порядке, но срезало два болта и остался всего один. Место остановки плохое, крутой спуск, нависаюший огромный валун над машиной. невозможность разъезда с встречным транспортом. Пытаемся двигаться , до приемлемого места, но этого сделать было не суждено. Отламывается последний болт. Все приехали. Отправляем УАЗик с предупреждением не подниматься на первал встречному транспорту , а сами разворачиваем СТО на высоте 2700м с уклоном в 45 градусов, благо сварка и прочий инструмент для этого имеется.
В машине, эксплуатируемой в тяжелых условиях, не бывает ничего лишнего, особенно в ответственныз узлах. Об этом надо помнить всегда и не пренебрегать простыми правилами.
Огорчает, что люди, в поисках красивых, неизведанных мест , не побоюсь этого слова засерают природу , оставляя груды мусора в местах своего пребывания. " ЛЮДИ- БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ, МАТЬ ВАШУ!"
Нюансы :
Вдруг видим приближающий к нам ЗИЛ с алтайцами, которые пренебрегли нашими предупреждениями и искренне удивлялись, как так нельзя разъехаться. И сетуя на то, что им надо проехать и всё, пытались искать пути разъезда по краю пропасти. Один даже пошутил, мол давай УАЗик столкнем в пропасть и все дела…. В тот момент нам было не до смеха. Уже позже. когда водитель попросил сто грамм было видно, что он сильно под шафе . Вскоре к нам подошли пограничники , которые ехали на заставу и тем самым охладили порыв местного шумахера.
Минут 40 и ремонт был закончен. Для разъезда с ЗИЛом, пришлось подняться задом на пару метров, а тот, в свою очередь прополз по краю обрыва, с рискуя свалиться в пропасть . Разъехались . Люди, ожидавшие нашего спуска и наблюдавшие снизу за нами аплодировали и показывали пальцами букву V . Да это можно назвать победой. Светит солнце и тут повалил снег. Тяжелые хлопья опускаются на землю, окрашивая её в белый цвет. Идет снег. В горах летом так бывает.
На Джумалинских ключах не останавливались. Холодно , полно народа . кругом идет строительство новых баз. Тоскливо. На Алтае, все меньше и меньше становиться мест , где бы не была видна хозяйственная деятельность человека. Жаль…
Выйдя на «трассу» - грунтовую дорогу доехали до погранзаставы. Пограничники поинтересовались погодой на плато Укок и правда ли, что там выпал снег. В Кош-Агач приехали . когда уже совсем стемнело. Пошел дождь. Решено было добираться до Акташа. И в половине второго ночи мы прибыли в место нашей ночевки. Долго не засиживались, завалились спать.
Утро встретило нас солнышком и теплом. Сегодня наш путь лежит домой. . По дороге попадаем в затор, работают экскаваторы , на дороге камни. Сначала подумали , что произошел обвал скалы, потом увидели, что это специально расширяют дорогу , а лишний грунт перерабатывают для ремонта и отсыпки дороги. Надо сказать, что дороги на Алтае отличные и сделанные на совесть.
Но на этом наши приключения не закончились.
На посту ДПС в Майме нас останавливает люди в черном-каски, жилеты , автоматы. Просят пройти с документами в здание. Оказывается; уезжая из Новосибирска , мы сказали родственникам, что едем на Алтай на недельку. Для нас . что неделька, чо десять дней. А тут по ТВ передали, что на Алтае прошел ураган, родственники стали звонить нам, а так как мы были в тех местах, где связи нет - забеспокоились. Когда неделя прошла а от нас ни каких вестей и телефон не отвечает подали в розыск. Вот нас и заприметили камеры и сработала система перехват. Пришлось писать, объяснение, где были и почему не было с нами связи. И после этого кто то смеет утверждать, что наша полиция не работает? Работает и ещё как, убедились на собственной шкуре. Потеряли целый час, заполняя бумаги. Но и на этом наши приключения не закончились. По дороге попадаем в пробку. Оказалось, это военные перекрыли дорогу для транспортировки ракет Ярс. Простояли ещё с час. Домой добрались в час ночи.
Хочется выразить особую признательность штурману томского экипажа Светлане за внесение разнообразности и оригинальности в наше походное меню.
Контакт с природой, живущих в городе людей ограничен. Поэтому выбравшись, даже за несколько километров от города, мы начинаем видеть красоту природы и ценить её, что говорить о красоте тех мест, где мы побывали. Очень хочется, чтоб такие места . как можно дольше оставались «дикими» и незастроенными туристическими базами
Как нельзя передать тех чувств и эмоций, которые мы получали в поездке, так нельзя рассказать в этом отчете всего того , что пришлось нам испытать за время нашей поездке. о красивом и интересном отдыхе, о крутых затяжных подъемах, где не справляется даже подготовленный автомобиль ,о взаимовыручке, о досадных ошибках, которые могут стоить очень дорого, о новых знакомствах, о снеге в конце июля, о маршрутах, где ездят в основном Уралы, Газ-66, и о о том, как ремонтировать автомобиль на краю обрыва под углом в 45 градусов, о прохождении верховых болот на высоте под три тысячи метров, о тяжелом бездорожье и о том как предотвратили укладку машины на бок, и , просто, хороших людях .
Единственное, что могу добавить, что САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОЕЗДКИ У НАС ВПЕРЕДИ, БЛАГОДАРЯ АВТОМОБИЛЮ УАЗ ПАТРИОТ!