ligen писал(а): ↑Сб авг 04, 2018 08:34
Погода налаживается, и ближайшую неделю дождя не будет. Будет небольшой «северок», незаходящее круглые сутки солнце и прекрасные виды вокруг. Начинается водная часть путешествия.
День выхода выдался насыщенным на события. Утром ещё Ижма, затем паром и сборка лодки. Далеко идти не хотелось, и через пару часов стали планировать ночлег. Прошли Сергеево-Щелье и Нижнее Алехино – здесь ещё тянется кусочек грунтовки от Усть-Цильмы, и цивилизация как-то напоминает о себе.
Первые километры по Печоре видео -
https://youtu.be/XnrRz4O2MAc
Берега в основном песчаные, и долго искать не пришлось – ближе к вечеру встали на правом берегу в районе пос. Барашки. С советских времён поселок числился как зимовье, а к середине 70-х был упразднён и исключен из списков учета. Сегодня это рыбацкая тоня, каких по берегам Печоры множество.
п. Барашки
Местные собаки встретили нас дружным лаем, всем видом показывая, что порвут любого, кто посмеет ступить на их берег. Но вскоре мы подружимся – тот, что с хитрой мордой, стащит из едовой сумки шмат сала, второму больше понравится заправленный специями, но ещё не залитый кипятком, Доширак. Медвежья охрана на эту ночь обеспечена.
...тот, что с хитрой мордой
Охрана обеспечена.
Читали, что медведей тут принято бояться, и к обычному арсеналу, состоящему из фальшфейеров, ракет и прочих пукалок, добавили ещё одно средство. В активную колонку вмонтировали MP3 декодер USB с флешкой с бухающими и звякающими произведениями. Ставили на ночь около палатки, чтобы кроме съестных запахов создавалась иллюзия активной человеческой жизнедеятельности. Но вскоре нам это надоело, и в дальнейшем использовали приблуду по прямому назначению
Видео по прямому назначению -
https://youtu.be/UxoeoriCFFs
Ещё в тему медведей...
Сигнализация на ИК-датчиках отработала два года и неплохо себя зарекомендовала. Реагирует на приближение людей и животных в радиусе 5-7 метров, аккумулятора хватает на 2-3 недели без подзаряда. Единственный недостаток — это «местное» применение – пищит там, где охраняет. К этой поездке изготовили второй датчик движения и добавили 2-х канальное радиореле. Теперь можно дистанционно контролировать охраняемые объекты: лодку, машину и т.д., находясь на удалении 30-50 метров, с наружной антенной до 70 м. Тема тут -
viewtopic.php?f=21&t=37477
Ночь выдалась спокойной, но к утру ветер усилился, и выход отложили. Уходить с палаткой в лес и добровольно сдаваться на съедение комарам не стали – прикрыли жилище лодочным тентом и остались ещё на одну ночёвку. Позже подошли рыбаки, угостили рыбой и предложили домик для ночлега, но мы отказались (от домика) – мы «за туманом…».
Ветер усилился.
Пока супруга колдует над ухой пытаюсь столкнуть лодку. За прошедшие сутки кораблик осушился на пол-корпуса, и завтра это будет сделать сложнее. Помогли транцевые колеса, песок здесь плотный и выпуск шасси упростил поставленную задачу.
На ужин шикарная уха под бальзам «Прикамский», предусмотрительно купленный в Гайнах. Не знали, что на Печоре водится такая рыба, а пермяки делают столь благородный напиток.
Даже не знали, что на Печоре водится такая рыба.
К утру следующего дня ветер стих, и мы стали собираться. Печора входила в берега, и каждое последующее утро начиналось с физзарядки – вытаскиваем канистры, сталкиваем лодку и грузим обратно. Хлопот это доставляло немного, к тому же с каждым днем лодка становилась легче на одну бензиновую канистру и пивную полуторку. Снимаем лагерь, грузимся и вскоре выходим.
Погрузка
Дальше мы просто шли… Шли, пока не надоест, и вставали в первом попавшемся месте, чтобы отдохнуть и приготовить еду. День менялся ночью, полдень не многим отличался от полуночи, но одно оставалось неизменно – быстрая река несла нас на Север к конечной цели путешествия – заполярному Нарьян-Мару.
Широка Печора.
Шли в основном протоками – течение в них быстрее, чем в основном русле, и волна намного меньше. Северный ветер в нижнем течении Печоры это отдельная тема. Сделав крутой поворот у села Усть-Цильма, река устремляется строго на Север, и даже небольшой встречный ветер поднимает здесь крутую волну. Окатывало нас постоянно, и все стоянки начинались с разведения костра, растягивания верёвок и сушки.
Сушимся...
Комариная обстановка на Печоре серьёзная. Июнь и начало июля — это тучи комаров, а к концу июля появляется ещё и мошка. С комарами худо-бедно есть чем бороться, с мошкой сложнее. В этой поездке опробовали средства на основе ванилина. На водные растворы и кремовую смесь мошка реагировала слабо и неохотно. Положительный эффект из приобретённого ассортимента получен от ванильного масла – наносим на открытые участки тела, и мошка их игнорирует.
Масло ванили
Ещё одно средство защиты от кровососущих — это палатка в лодке. Трёхместная «Аляска» удачно вписалась на сдвинутые банки без дополнительных креплений и переделок. В ходу под двигателем обзор конечно никакой, но для неспешного сплава, отдыха и рыбалки вариант вполне пригоден. Плюс готовка без проблем.
И конечно накомарники, ставшие неотъемлемой частью «печорского» гардероба. Уже на второй день водного похода научились пить через них, а снимали только на время сна.
От острова Верхний ушли в протоку Быковский Шар и вскоре встали на рыбалку у острова Печорский. Течение тут пипец… идет водораздел на два русла, и вода буквально «закипает», огибая приверх острова. Нашли относительное тиховодье в прошлогодних камышах и ткнулись носом в берег. Видео - ищем тиховодье
https://youtu.be/81u5-NYSGgU
Ткнулись...
Приверх острова Печорский.
По снастям выбор не богат – одна поплавочная удочка и пару донок. Донка на таком течении не при делах, посему рыбачим попеременке. За полчаса подняли с десяток мелких хвостов и двинули дальше. Первая рыбалка на Печоре состоялась.
Первый улов на Печоре.
Мимо проплывали деревеньки, приветствуя нас СМС. Сотовая связь здесь практически постоянная – Хабариха, Окунев Нос, Новый бор. Эти населенные пункты видно издалека по высоким мачтам базовых станций GSM.
Зона покрытия МТС
Мачты п. Окунев Нос
Бугаевская переправа – место, где происходит смена транспорта. Жители левобережья оставляют тут свои автомобили и пересаживаются на катера. В планировании маршрута мы рассматривали это место как стапель, но заправки тут нет, а грузить в Патриот ещё 200 литров бензина не решились. От Усть-Цильмы здесь всего-то полсотни км водой.
От Бугаево небольшой переход основным руслом Печоры и снова уходим в протоку. Лабазский Шар – одна из протяженных проток Печоры, её длина около 50 км. По ней дойдем до Окунева носа, переночуем и на следующий день выйдем в основное русло реки уже у Полярного круга
Печора – крупная река. При длине 1809 км. имеет падение 630 м. и соотв. приличный уклон. Ширина достигает 4 км, а территория водосбора чрезвычайно дикая и труднодоступная – автомобильных дорог здесь практически нет. Кроме множества проток русло постоянно разделяется: у Великовисочного – на Малую и Большую Печору, в районе Нового Бора – на Печору и Сухую Печору и от Медвежки – на Старую Печору и просто Печору. Малозаселённый Ненецкий автономный округ делится Печорой практически пополам: слева – Малоземельская тундра и п-ов Канин, справа – Большеземельская и Югорский полуостров.
Ненецкий автономный округ
Крупное судоходство практически прекращено на Печоре. Пару раз попался паром Щельяюр-Нарьян-Мар и такие вот небольшие паромчики местного значения. В основном мотолодки и частные катера, надувного флота тут очень мало.
Ближе к полуночи прошли Окунев нос и стали планировать ночлег. Берег здесь заметно выше и чтобы не тащить все хозяйство наверх, устроились в лодке. Сдвинули банки, поставили на них палатку и уснули.
Окунев Нос
Утром традиционная сушка, дозаправка и готовка вчерашнего улова. Снова рыбный день – уха и жаренная рыба.
Полярный круг мы проскочили, ставим точку и обратной дорогой отметим это событие как подобает. Новый Бор – крупный поселок на левом берегу Печоры. Мы идем правым, но мачты GSM и уровень сигнала на телефонах выдают присутствие цивилизации. Принимаем прогноз – север 3-5 м/с, облачно и без осадков.
Следующую ночь провели на большой отмели в протоке Сухая Печора в районе впадения р. Шапкина. Минимум комаров и куча луж с теплой водой. Назавтра прибытие в Нарян-Мар и нужно привести себя в порядок. Среди огромной песчаной пустыни с многочисленными лужами, так вот «уютненько», мы встали на четвертую ночевку.
так вот «уютненько», мы встали на четвертую ночевку.
Проснулись часа в два от рокота судовых дизелей – по реке спускается паром. На барже с десяток фур и столько же легковушек. По расписанию прибытие в Нарян-Мар у него рано утром, и у нас утром – собираем палатку, сталкиваем кораблик и в путь. Паром идёт основным руслом, мы протокой Катин Шар, и у Ермицы встречаемся.
пос. Ермица - Время 3ч 22 мин., под килём 16,6 метров, темп. воды +16,5С, ползем 3,7 км/ч. - зашибись!
Судя по выхлопным трубам «СТ-58″ особо не упирается, течение тут приличное, и жечь топливо нет смысла. Недолго держимся за ним, а проснувшись окончательно – обгоняем. Его 18 км/ч ни вашим, ни нашим, да и не попутчик он нам: до Нарян-Мара паром пойдет основным руслом , мы – протокой Городецкий Шар.
Обгоняем.
Идти Городецким Шаром – не только желание сократить. В культурной программе посещение города Пустозерск, и добраться туда можно только протокой. Причем без разницы, что со стороны Нарьян-Мара, что от п. Пылемец. Вся протока около 60 км, и исчезнувший ныне город находился примерно посередине. В 4 утра прошли Пылемец и вскоре заходим в Городецкий Шар. На картплоттере протока нанесена частично, и идем по планшету с Яндекс картами. Пылемец дает весёлый 3G, и с подгрузкой вопросов нет.
Заходим в Городецкий Шар - видео
https://youtu.be/jJ8nOLqYnUU
Протока Городецкий Шар на карте
Зашли в Городецкий Шар. Протоку на карте не дорисовали, идем по "суше"
За час прошли 10 км. Расклад прежний – 5 км/ч толкает «Мерк» и ещё пять течение. Планшет садится и заряжаемся на ходу – ток 0,89a. Несмотря на малые обороты и отсутствие зарядки четвертые сутки, бортсеть держится 15,3v. Литий-титанат рулит. По прежнему «идем по суше» и постоянно ставим точки на Lowrance, ответвлений дофига и плутать обратной дорогой совсем неохота.
Почти ампер
Ставим точки
Титанат рулит...
В прошлом году, после неудачного подхода к о.Мудьюгский, аккумулятор начал «закисать». Выдернули сразу, но солёной воды похоже втянул. Заряжается нормально, стартер крутит весело, но появился саморазряд – за месяц отстоя аккум теряет половину емкости. Т.к. «свинец» в походе не лучший вариант, взял «литий». Литий-железо-фосфат (LiFeP04) на сегодня пожалуй лучший из семейства литиевых, в сравнении с литий-ионными (Li-ion) и литий полимерными (Li-pol) – большая удельная емкость, низкий саморазряд, менее склонны к самовозгоранию при перезаряде и механических повреждениях. Недостаток – «лифер» нельзя заряжать при минусовых температурах. Разряжать можно – заряжать нет. Аккумулятор способный полноценно заряжаться на морозе это литий-титанат (LpTO). Напряжение одного элемента у титаната самое низкое из литиевых – 2,4В (лифер 3,2В, липоль 3,7В) и для получения нужных 12-14 необходимо 5-6 баток, но неоспоримое преимущество «минусовой» зарядки взяло верх.
Белое море, неудачный подход к о. Мудьюгский.
На Али и Тао представлен широкий ассортимент литий-титаната, например, но рисковать не стал, и взял две готовые сборки по 165 а.ч от китайских электробусов Microvast. Со слов производителя, Microvast Lithium Titanate, теряет всего 3% начальной емкости после 3000 циклов заряд-разряд. Для сравнения обычный свинцовый приходит в негодность после 300 циклов, а некоторые и раньше. Общий ресурс титаната – 20000 циклов. Если добавить низкое Rвн (0.00005 Ом) и бешеную длительную токоотдачу в 600А (1600А в течении минуты), плюс возможность быстрой зарядки токами в сотни ампер и низкий саморазряд… Короче, денег своих он стоит и владельцам лебедок и пр. силовых потребителей есть над чем задуматься.
Электробусы работающие на литий-титанатных аккумуляторах Microvast
Приобрел две сборки титаната по 165 а.ч.
Пришли 100% заряженные, разброс 2,69-2,71v по пакетам. После 2-х месяцев отлёжки стало 2,66-2,69. то есть саморазряд практически нулевой. Внутри элементы соединены при помощи точечной сварки и свободно разделяются обычным скальпелем. Получилось 30 пакетов по 11 а.ч. и соотв два варианта соединений: 5 блоков по 6 пакетов параллельно в каждом (12,5 вольт), и 6 блоков по 5 в параллель (15 вольт).
Пробовал оба варианта соединений. При 5s6p зарядный ток от генератора 100-110 ампер и посаженный титанат автомобильный генератор воспринимает почти как КЗ. Титанату ничего не будет от такого тока, за генератор страхово. Переделал на 6s5p – стало лучше. Сразу 60-70А и плавное снижение тока по мере заряда. Так и оставил – 6 блоков последовательно, в каждом по 5 пакетов в параллель. Получился аккумулятор емкостью 55ah и напряжением 14,4v. Время полной зарядки на Патриоте – час-полтора.
Все 30 пакетов стянуты шестью шпильками М6, межбаночные соединения из алюминиевой полосы 5 мм. с клеммами для подключения BMS. Для использовании в качестве пускового поставил обмеднённые болты М10 – подтаскиваем, накидываем клеммы и запускаем. На воде под электромотором точных замеров пока не проводил. Думаю на на 10-12 км. этой емкости хватит. Ну и конечно гермомешок из традиционного желтого ПВХ на 2-3 закрутки и ручкой для переноски. Вес 12 кг.
Ну и конечно гермомешок из традиционного желтого ПВХ на 2-3 закрутки и ручкой для переноски.
Протестировал титанат на Патриоте: В режиме все включено ток потребления от АКБ при остановленном двигателе 50-55 ампер – печка, дальний, подогрев и т.д. Через час напряжение понизилось до 1,8v на банку и разряд остановил. После чего весёлая прокрутка двигателя с просадкой по приборке до 10v и суровые 90 ампер зарядного тока от штатного генератора после запуска.
Свинец отключен, двигатель остановлен, ток разряда литий-титаната 55 ампер
После 40 мин. разряда током 50 ампер. Напряжение на элементе упало до 2,08v
После запуска посаженный на 80% титанат заряжается током 90 ампер при 13,1v
Зимой оптимально параллелить свинец и титанат на постоянку и иметь надежный пуск в любые морозы. За несколько минут работы генератора титанат восстановиться и будет неспешно переливать свои ампер-часы подкапотному после остановки двигателя. При необходимости 2-3 метра соединительных проводов ограничат зарядный ток.
Перелив самотеком из титаната в подкапотный свинец ток 4,5А
-------------
Едем дальше...
Пару раз останавливаемся отогреться чаем и порыбачить, но течение быстро прижимает кораблик к берегу. Якорь класть лениво и с рыбалкой завязываем. До Пустозерска час ходу, до Нарян-Мара ещё два – и все мысли уже там. Глиссируем.
Крутой поворот, точнее почти разворот, и мы заходим в небольшую протоку Городецкая Виска. Появляются одинокие строения по берегам и вскоре деревня Устье. Здесь проходит грунтовая дорога до Тельвиски, но качество её оставляет желать лучшего, и местные жители добираются до цивилизации на моторных лодках. Есть дизель-генератор и водокачка. Школа тоже есть, но она закрыта – учить здесь некого.
Минут через 20 выходим в Городецкое озеро. Видео -
https://youtu.be/L_QSXOBrCEo
Деревня Устье
Выходим в озеро.
Осенью 1499 г. по указу царя Ивана III, в одном из рукавов дельты Печоры была заложена военная крепость. Потребность в остроге назрела давно – рыба и пушнина не самое главное в освоении Печорских земель, хотя и приносило в казну немалую часть дохода. Для чеканки монет необходимо серебро, но своих месторождений на Руси ещё не открыто, и в качестве сырья используются монеты иностранных государств. Сведения о наличии серебряных руд на далекой Цильме датированы еще 12 веком, и в 1491 году из Москвы на Цильму была направлена геолого-разведочная экспедиция. Поиски увенчались успехом – в августа того же года, в районе сегодняшнего Нонбурга, была найдена серебряная руда. Острог был заложен на мысу озера Пустое (сегодня Городецкое) и получил одноименное с ним название – Пустозерск.
Пустозерск 1909. Фото: Wikipedia
Пустозерск. Фото с сайта
www.goarctic.ru
Вскоре была учреждена Пустозерская волость, а в начале 17 века был образован Пустозерский уезд, который простирался от реки Мезень до Уральских гор. В самом городе к тому времени насчитывалось около 2 тыс жителей. В основном здесь проживали военные и чиновники, несшие государеву службу. Местное население занималось рыбной ловлей, охотой, промыслом морского зверя и торговлей. Пустозерск процветал – народились потомки первых военных, женившихся на раскосых красавицах, а на знаменитые Пустозерские ярмарки съезжалась вся тундра. В казённых магазинах приобретали муку, соль и порох. Обменивали продукцию своего промысла – кости мамонта, моржевые клыки, меха. Здесь же в казну вносился ясак – натуральная подать. Ярмарки эти доходили численностью до 2000 человек. В середине 15 века, согласно грамоте Ивана Грозного, в Пустозерске имелось три церкви – Преображенская, Никольская и Введенская. В 17-ом их было уже четыре, в первой половине XIX века – пять. Пустозёрск стал первым русским городом за Полярным кругом и главным форпостом России в освоении Сибири и Севера.
В 18 веке веке Городецкий шар начинает затягивать песком, и большие корабли уже не проходят к Городищу. Оставшись в стороне от ведущих торговых дорог, Пустозерск начинает переживать упадок. В 1762 году по указу Екатерины II была разобрана и пущена «на топление» Пустозерская крепость. В 1780 году Пустозерский уезд упразднен, и его территория переходит в состав Мезенского, и в тот же год воинский гарнизон и воеводская канцелярия переводится из Пустозерска в Мезень. В начале 20 века некогда процветающий Пустозерск похож на небольшую северную деревушку – порядка 30 жилых домов и около 200 жителей. В 1924 году Пустозерск теряет статус города, а в 1928 году перестаёт быть и центром сельсовета, утратив последние административные функции. На 1 января 1928 года в нём было 24 жилых дома и 183 жителя, в 1950 году — лишь 12 жилых домов. Пустозерск был окончательно покинут в 1962 году, его последней жительницей была Аграфена Андроновна Кожевина
Продолжение следует.