Раньше, когда ездил с друзьями ни когда не планировал маршрут, выбирал направление и дальше по обстоятельствам. Но тут решил спланировать, не скажу что до мелочей, но более менее подробно. Участники поездки "Архыз 2010" немного развеяли опасения описав ситуацию в тех краях, за что им большое спасибо.
Что бы не перегружать детей, решил за день проезжать не более 800 км.
Первую ночевку запланировал после городка Богучар на правом берегу Дона. Там можно удалиться от трассы и найти спокойное место.
На второй день добрались до Должанской косы на Азове, где провели пару дней.
Следующий пункт был Архыз, точнее турбаза Таулу. В горах по ночам прохладно, а поскольку перед поездкой дочка немного приболела, решили остановиться на турбазе. Последнюю ночь прибывания в горах провели в палатке и пожалели, что все остальные провели на турбазе. Если отдалиться от горных речек, то ночью свежо, но не холодно.
Провели в районе Архыза восемь дней и только один день машине удалось отдохнуть. Все остальные дни ездили по округе.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1638s.jpg)
Софийская долина красива, но обилие людей и популярность места отталкивает. Большего всего понравилась долина реки Архыз - Греческая, Лунная поляны и далее в сторону поселка Пхия.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1466s.jpg)
В один из дней решили доехать до поселка Пхия. Судя по карте дороги две. Одна идет по ущелью реки, вторая поднимается на вершину хребта. Для начала решили попробовать второй вариант.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1485s.jpg)
Дорога пошла круто вверх, покрытие - плотный песок/земля. Крутую часть преодолели. Судя по карте забрались на высоту около 2600. Решили полюбоваться открывшимися видами и поняли, что лучше ехать обратно.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1489s.jpg)
Надвигалась гроза и по раскисшей крутой грунтовке съехать шансов не оставалось. Самое интересное было тронуться на казалось бы пологом участке, где остановился после крутого подъема. Нажатие на педаль акселератора в пол, приводила к едва заметному набору оборотов. По началу немного запереживал. Примерно после полутора тысяч оборотов в минуту двигатель начал увеличивать темпы и дальше работал нормально. Возможно сказалось разреженность воздуха. Хорошо, что двигатель турбированный. Но тут по направлению в сторону поселка Пхия на пониженной проползла нива с московскими номерами.
Спустившись к речке, решили проехать второй дорогой, идущей прямо по речке. Течение сильное, уровень воды сантиметров 10-15. Проехав по речке метров 300 уперлись в преграду, преодолеть которую не решился. В итоге вернулись немого в сторону Архыза и свернули в долину реки Дука.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1523s.jpg)
Судя по карте, дорога идет до перевала и продолжается дальше, но всем кроме меня уже надоело ездить. Остановились в понравившемся местечке на берегу речки, где и провели остаток дня.
Один день решили ни куда не ездить, а прогуляться на гору Орленок. По пути обнаружили спелые ягоды малины, черники и земляники. Все в одном месте и в одно время. Пройдя около километра в умеренно пологую горку, дочка сказала что дальше пойдет только на папе. Это на мой взгляд достаточно рискованно в горах, поэтому решили возвращаться.
Были в долине реки Псыш, но дальше погранзаставы не поехали. Погранец открывший нам шлагбаум сказал, что на уазике дальше проехать можно. Тут подбежал другой и настоятельно нас стал отговаривать, мол "паводок размыл дорогу, что даже мы на Уралах туда не суемся". Хотя стоило попробовать, раз уж прошли заставу, но решили не тревожить погранцов. Было видно, что им очень не хотелось связываться с застрявшим уазиком. В горах было много еще интересного, но всего не опишешь.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1787s.jpg)
Еще стоит упомянуть ручеек впадающий в реку Архыз. На удивление вода в нем была достаточно теплая, так что можно было полежать минутки две в джакузи сооруженной природой под струей горного ручья.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC1578s.jpg)
На поляне Таулу сдавали лошадей на прокат. Дочка заявила, что хочет покататься. Пару месяцев до поездки была похожая ситуация закончившаяся тем, что подойдя в плотную к лошади, дочка на отрез отказалась даже дотронуться и до лошади и до пони. Ожидали похожего и здесь. Но ни тут то было. Я собирался сесть верхом и посадить впереди себя дочку, но она не позволила, поехала сама. Мне оставалось только идти рядом и страховать.
Пришло время покидать этот удивительный уголок и последнюю ночь было решено провести в палатке. Направляясь в сторону Зеленчукской свернули после поселка Нижняя Ермоловка на грунтовку, которая нас привела на вершину холма, с которого открывался вид на сам поселок и речку Большой Зеленчук.
![Изображение](http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010/_DSC2015s.jpg)
С погодой в горах нам повезло. Днем в тени было 19-23, солнце жгло достаточно сильно. Покинув горы нас ждала 44 градусная жара в Должанской, куда решили заехать и на обратном пути. Провели там три дня и двинулись домой.
Небольшой итог по поездке:
Выехали 23 июля 2010 года, вернулись 7 августа 2010 года.
Общий пробег чуть меньше 5 т.км.
В горах по грунтовкам накатали примерно 320 км, ушло две канистры солярки.
По трассе расход специально не мерил, по ощущениям чуть меньше 10 литров на сотню. Заправки Лукойл на всем пути маршрута.
На обратном пути дал течь расширительный бачок системы охлаждения. Несмотря на 40 градусную жару и недостаток охлаждающей жидкости, двигатель не перегревался. На очередной заправке заметил, что вентилятор системы охлаждения не выключается. Что поделать, температура воздуха за 40, двигателю тяжело. При движении стрелка термометра была в белой зоне ближе к красной, при остановке стрелка приближалась в плотную к красной зоне, но выше температура не росла. Все же решил остановиться и выяснить, что не так. Оказалось, что прохудился расширительный бачок и жидкости в нем нет. Пытался запаять, все равно протекает. Долил литров пять. Проехал с течью часа полтора периодически останавливаясь и долевая воду. В районе Миллерово купил бачок в магазине ВолгаВазУаз. Больше поломок не было.
Фотки можно глянуть на http://ppalagin.narod.ru/Arhuz2010.htm