Запчасти на УАЗ Патриот
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео
Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!

Сибирская одиссея

Раздел посвящен автотуризму на УАЗ "Патриот"
Ответить
Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сибирская одиссея

Сообщение inventor » Вс окт 28, 2012 11:07

часть 1. Туда

Название нашего путешествия сложилось как-то само собой уже после возвращения домой. Сибирская – потому, что действие происходило в южных регионах Сибири. Ну а одиссея – это ведь не просто путешествие, а скитания на пути домой, чем собственно мы и занимались.

В этом году работы было выше крыши. Лето промчалось мимо, а мечты на отпуск развеялись по ветру. В августе-сентябре подоспела командировка в Красноярский край. Обычно в это время мы с друзьями выбираемся в Горный Алтай. Но, похоже, не в этом году…
И тут возникла идея вернуться домой после командировки не по трассе М-53, как обычно, а пройти низом через Тыву и Алтай. Сказано – сделано. Заранее заказали пропуска в погранзону, загрузили мой УАЗ походным шмурдяком и покатили в Минусинск выполнять свой служебный долг. Забегая вперед, скажу, что судьба дала нам возможность с избытком реализовать свои планы.

В Ачинске свернули на юг и пошли на Хакасию. Равнина начала сменяться холмами, которые плавно переходили в невысокие горы по мере приближения к Хакасии.

Недалеко от южной границы Красноярского края справа по борту возникло озеро Учум, известное своим курортом.
Изображение
«озеро Учум»

Плавный подъем на перевал, и вот мы на границе Красноярского края и Хакасии.
Изображение
«на границе Хакасия - Красноярский край»

Впереди неизвестная нам Хакасия с ее озерами и широкими горными долинами.
Изображение
«впереди Хакасия»

Из-за спешки на работу времени на разъезды по Хакасии не было, что увидели с трассы, то и наше. Впереди по пути появилось озеро Шира.
Изображение
«вид на озеро Шира с трассы»

Как говорится в одном старом анекдоте, пусть мне оторвут голову, но я должен это увидеть. И не раздумывая, мы свернули с трассы на берег озера.
Большое озеро, что тут скажешь. Вода теплая, народ из палаточного лагеря косяками купается. Постарался выбрать вид на озеро с минимальной плотностью купальщиков в кадре.
Изображение
«озеро Шира»

Прямо посреди бухты на мелководье, видимо отдыхающими, воздвигнуты два крупных каменных обо.
Изображение
«озеро Шира»
Изображение
«каменные обо на озере Шира»

Солнце, ветра почти нет, небольшие волны плещутся под ногами. Идиллия..., но пора двигаться дальше.
Изображение
«берег озера Шира»

Долины среди гор, небольшие перевалы, древние могилы вдоль дороги. А вот и Абакан, пересекаем по мосту Енисей, и снова мы в Красноярском крае. Ходом проходим Минусинск. Прибыли.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Вс окт 28, 2012 17:01

часть 2. Минусинск, Саяно-Шушенская ГЭС

Работа, работа, работа… А рядом гора Седловатая, манит и дразнит. Как-то в перерыве между дождями выдался солнечный денек. Сели мы в обед на УАЗ, воткнули понижайку и забрались на ее вершину. Вокруг такие просторы... Долго мы стояли на вершине, зачарованные видами Минусинской котловины.

Под ногами заброшенная промзона Минусинска, а в правее Минусинская ТЭЦ.
Изображение
«заброшенная промзона Минусинска»

На противоположном берегу Енисея раскинулся Абакан. Это уже Хакасия.
Изображение
«вид на Абакан с горы Седловатая»

Извилистая лента Енисея теряется в дымке. Где-то там, на юге находится Шушенское и Саяно-Шушенская ГЭС. А дальше начинаются Саяны. Они там, а мы здесь. Вглядываемся в туманную даль. Уймись воображение, не трави душу…
Изображение
«вид на юг с горы Седловатая (в сторону Шушенского)»

Поворачиваемся на восток в сторону трассы М-54 Красноярск-Кызыл. Вот оно – горько соленое озеро Тагарское, прямо у подножия горы. По берегам озера множество древних захоронений.
Изображение
«озеро Тагарское»

А дальше раскинулись плодородные пахотные земли. Видно, что сельское хозяйство здесь не прозябает.
Изображение
«пахотные земли»

Минусинская котловина славится в Сибири своим мягким климатом. Помидоры здесь выращивают прямо в открытом грунте. Рекордсмены достигают в весе 1,5-2 кг. Каждый год 18 августа в Минусинске проводится праздник Помидора. За самый большой плод, выращенный в естественных условиях без химии, присуждают крупный приз. Местные рассказывают, что в прошлом году победителя конкурса премировали автомобилем. Вобщем, Минусинский помидор – это бренд. На праздник мы естественно не попали из-за работы, но вечером нас до отвала накормили вкусными сочными помидорами.

В долине на север от Седловатой под невысоким хребтом раскинулся сам Минусинск.
Изображение
«панорама Минусинска с горы Седловатая»

Теплый ветерок, запахи трав, острые после недавних дождей, солнце и величественные панорамы Минусинской котловины… Хорошо здесь, но пора вниз: арбайтен, арбайтен…
Только на середине спуска спохватились, что забыли сделать традиционное фото для радиоканала «Сибирь».
Изображение
«вид на Минусинск»

В графике работ возникло свободное окно. А не махнуть ли нам на Саяно-Шушенскую ГЭС? Двухсот метровая стена, перегородившая, Енисей внушает неподдельное почтение. В свое время мы поражались виду Красноярской ГЭС. Здесь же просто циклопические масштабы.
Изображение
«Саяно-Шушенская ГЭС»

На входе в гигантский машинный зал стоит Часовня в память о жертвах страшной трагедии 17 августа 2009 года. Развернутый рядом автокран позволяет оценить размеры часовни. Но на фоне машзала даже она кажется совсем игрушечной.
Изображение
«машзал и часовня»

На противоположном берегу с горы спускается гигантский резервный водосброс, построенный уже после трагедии. Спасет ли он плотину и жителей Минусинской котловины в период экстремальных паводков? Дай Бог, чтобы это было так!
Изображение
«дополнительный водосброс СШ ГЭС»

Потолкавшись на смотровой площадке у памятника строителям ГЭС и в сувенирной лавке, мы перебрались на противоположный берег. Проселочная дорога уходит в круто гору мимо водосброса и извилистой лентой поднимается на перевал. Перевалив вершину, мы спускаемся к Саяно-Шушенскому водохранилищу. Дорога идет вдоль залива с непривычным названием – «Джойская Сосновка». Впереди показался выход залива в водохранилище. На закате открылся великолепный вид: спокойная вода в лучах низкого солнца, проглядывающего сквозь облака, в обрамлении поросших соснами гор. Узкий залив врезается в водохранилище, которое угадывается за выступающим мысом. Замечательный сибирский пейзаж.
Изображение
«начало залива Джойская Сосновка»

Но у этой умиротворенной картины оказалась обратная сторона, страшная. Здесь практически не бывает туристов, и мало кто знает о существовании гигантского кладбища мертвых деревьев. Масштабы его поражают. Конец залива шириной свыше 300 метров на протяжении более 1,5 километра от края до края наглухо забит топляком.
Изображение
«кладбище деревьев, залив Джойская Сосновка»

Деревья смывает весенними паводками с гор, многочисленные речки выносят их в водохранилище. Часть деревьев всплывала после затопления густо поросших лесом берегов Енисея. Стволы деревьев медленно, но верно стремятся к плотине. Катера вылавливают топляк на подходах к ГЭС и буксируют их в залив. За десятки лет в заливе скопилось около миллиона кубометров древесины! При виде такого масштабного кладбища деревьев просто дух захватывает. Апокалипсис наяву и апофеоз бесхозяйственности!
Изображение
«миллионы погибших деревьев»

В конце залива дымит маленький пиролизный цех, предназначенный для переработки древесины. Но работы ему хватит до второго пришествия. Скорее всего, он там стоит просто для отчетности. А рядом развернуто еще одно производство по «утилизации». На берегу два экскаватора с огромными захватами вместо ковшов грузят топляк в самосвалы. Те несутся к ближайшему ущелью и сваливают туда лес с обрыва. Это «конвейер» крутится непрерывно. Недалеко на дороге стоят плакаты, гласящие, что вы находитесь в природном парке. Вот такая «идиллия».
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пн окт 29, 2012 17:12

часть 3. Тыва, Кызыл

Работа почти закончена. Но смежники задерживаются и срывают сроки испытаний. А время уже поджимает. Впереди новая большая командировка. Чтобы не терять время, оседлали УАЗ и отправились в Кызыл за пропусками, которые изначально планировали забрать по пути домой. В тумане, дожде перемахнули через Западный Саян и оказались в залитых солнцем долинах Тывы. По дороге стали попадаться буддийские ступы.
Изображение
«по дороге в Кызыл»

Кызыл небольшой город, хоть и столица республики. Кругом чувствуется азиатский колорит, несмотря на стандартную в целом архитектуру. При этом здесь переплелись и мирно сосуществуют разные эпохи. На центральной площади у дома правительства, где раньше ходили первомайские и октябрьские демонстрации, стоит огромный молитвенный барабан. Вернее он не стоит. Постоянно подходят местные верующие и медленно вращают его, совершая круг за кругом в сосредоточенном чтении молитв. На заднем плане стоит Ильич к классической позе. Он воздел руку к буддийскому барабану и словно говорит: «правильной дорогой идете товарищи!» Позади Ильича, на противоположном берегу Енисея на склоне горы Туге белым камнем выложена огромная надпись, видимая со всех концов города. Священная буддийская мантра – «Ом мани падме хум». Она еще не раз встретится нам на просторах Тывы.
Изображение
«центр Кызыла»

Дом правительства Тывы. Перед ним разбит цветник и красивый фонтан, выполненный в национальном стиле.
Изображение
«дом правительства Тывы»

Драматический театр. Красивое белокаменное здание венчает резная деревянная корона, выполненная в национальной стиле.
Изображение
«театр»

Изображение
«театр»

Резной фасад крупным планом. Красивая резьба в три яруса, а по верхнему краю несутся резные скакуны.
Изображение
«резной фасад театра»

Закончив пограничные дела, мы отправились на набережную Енисея. Два золотых дракона охраняют вход в аллею, в конце которой стоит знаменитый монумент «Центр Азии».
Изображение
«аллея к набережной Енисея»

Здесь в месте рождения Енисея в окружении гор и величественных азиатских просторов действительно чувствуется, что ты находишься в самом сердце Азии. Кажется, что время течет в ином, более неторопливом ритме. Монумент – это не просто символ, здесь находится равноудаленная точка Азиатской части континента.
Изображение
«монумент "центр Азии"»

Яркая точка в центре континента обозначает местонахождение монумента.
Изображение
«монумент "центр Азии"»

Чуть выше по течению у стрелки под горой Белдир встречаются две реки. С севера (слева на фото) впадает Бий-Хем (Большой Енисей), с востока (справа на фото) впадает Ка-Хем (Малый Енисей). Здесь и рождается Улуг-Хем (Верхний Енисей) – великая сибирская река. После впадения Хемчика приставка Верхний исчезает из названия, остается просто Енисей.
Изображение
«место рождения Енисея»

Набережная не пустует, несмотря на рабочее время. Ребятишки стайками бегают вокруг монумента. Периодически к монументу подъезжают тывинские свадьбы. Вся решетка ограды на набережной усеяна свадебными замками.
Изображение
«набережная Енисея»

Но в таком виде набережной и парку около монумента осталось существовать недолго. По возвращении домой у знакомого архитектора я увидел почти законченный проект обновленной набережной. Монумент сохранится в неизменном виде и останется центром всей композиции. Но вокруг все изменится.

На обратном пути мы остановились на перевале «Нолевка», первом перевале через Западный Саян со стороны Тывы. Перед нами открылся изумительный вид вниз на долину Турана. Там вдали раскинулись бесконечные просторы Тывы, все еще таинственной и загадочной, и нам предстояло вернуться туда.
Изображение
«долина Турана»

Солнце уже клонилось к закату, когда мы пересекли Куртушибинский хребет. Здесь проходит граница между Тывой и Красноярским краем. Памятный указатель с гербами края и республики покоится на белокаменном драконе.
Изображение
«на границе Тывы и Красноярского края»

Для тывинцев, как и для остальных народов центральной Азии, каждый перевал является местом поклонения местным духам. На перевалах устанавливаются каменные обо, на некоторых перевалах стоят белоснежные буддийские ступы, и везде стоят шесты с цветными ленточками.
Изображение
«на границе Тывы и Красноярского края»

Сумерки в горах быстро сгущаются, и в Минусинск мы вернулись уже при свете фар.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
Константин Михалыч
Сообщений: 544
Зарегистрирован: Вт авг 28, 2012 19:51
Откуда: г. Оренбург
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение Константин Михалыч » Пн окт 29, 2012 20:25

Интересно. Жду продолжения.
Застрял? Не жадничай, будь человеком, позвони другу !(с)

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Ср окт 31, 2012 17:02

часть 4. Западный Саян, Ергаки

Во время прошлой поездки в Кызыл мы проскочили Западный Саян, не увидев толком ничего. Туда шли в дожде и тумане. Обратно возвращались уже в сумерках. Прошло несколько дней. Все уже сделано-переделано. Но испытания срываются из-за нерасторопности смежников. И тут выдался солнечный денек. Мы оседлали УАЗ и помчались знакомиться с Западным Саяном.

По трассе поднимаемся на хребет Ергаки. Делаем несколько христоматийных снимков хребта с обзорной полки и двигаем дальше. На вершине перевала под горой Василия Рогового стоит часовня и памятный камень. Здесь десять лет назад разбился на вертолете губернатор Александр Лебедь.
Изображение
«часовня на месте гибели А.Лебедя»

Хребет Ергаки – природный парк. Здесь построено несколько современных турбаз и горнолыжная трасса. Но мимо этой турбазы, надеюсь заброшенной, с оптимистическим баннером на фронтоне мы просто не смогли проехать.
Изображение
«пора отдыхать... здесь?!»

Хороший солнечный день, начало сентября, туристов в горах уже нет. И мы решили прокатиться до Каменного города. Это скопление причудливых скал, типа красноярского заповедника «Столбы», расположено оно в глубине Саян, примерно в 30 километрах от трассы. По дороге попалось несколько легковушек с рыбаками. Гравийка быстро сошла на нет. А когда мы по середину фар погрузились в прозрачные воды реки Большая Оя, стало ясно, что сегодня конкурентов у нас по-видимому не будет. За бродом дорога превратилась в горный проселок с несколькими более мелкими бродами. Прямо по дороге бежала речушка, упорно не желающая с нее сворачивать, несмотря на все изгибы горных серпантинов. Последний отрезок в полкилометра по колее, качественно раздолбанной туристическими 66-ми, и мы у цели нашего маршрута. Дальше подъем в гору только пешком.
Изображение
«у подножья Каменного города»

Неисчерпаема фантазия природы. По хребту тянется цепь причудливых скал, напоминающих стены замков, башни, дома, небоскребы, фигуры людей и животных.
Изображение
«Каменный город»

Вот, например, скала «Обезьяна». Она подперла лапой голову и дразнится, высунув язык.
Изображение
«скала Обезъяна»

По склону горы спускается громадная каменная осыпь – курумник, достойный Гулливера. Двое наших коллег ринулись напролом. А мы осмотрелись и нашли вполне сносную тропинку, которая огибает курумник справа.
Изображение
«курумник для Гулливера»

Если немного напрячь воображение, то на этой скале можно увидеть и человеческие лица и еще много чего.
Изображение
«Каменный город»

А вот с этого ракурса она же напоминает скалу «Дед» из заповедника «Столбы».
Изображение
«спящая голова»

Та же самая скала под другим ракурсом. И снова полет фантазии не ограничен.
Изображение
«стена»

Скала «Стражники». Хорошо видны три каменных воина, стоящих плечом к плечу. Левая фигура – вообще вылитый рыцарь-крестоносец в доспехах с мечом и щитом.
Изображение
«скала Стражники»

А вот из-за скалы слева выглянул конь в сбруе. Да и сама скала непроста.
Изображение
«Каменный город»

Побродив среди скал пару часов, мы стали возвращаться. Тропа проходит по плоской вершине и пересекает полувысохшее высокогорное болото. Мы читали, что в Ергаках живут медведи. Охранник, дежуривший на въезде в парк, пошутил, что за последние 30 лет в парке не было съедено ни одного туриста. И вот на обратном пути мы обнаружили на тропе свежие медвежьи следы, появившиеся поверх наших. Судя по находившимся рядом отпечаткам меньшего размера, это была медведица с медвежатами. Видимо, некоторое время она шла по нашему следу, когда мы шли к скалам. Встреча с мамашкой могла быть неприятной. Но то ли осень, то ли четверо здоровых мужиков, несущих на ремнях большие черные штуки (фотоаппараты), настроили ее на мирный лад, и она предпочла незаметно удалиться. А нам представилась возможность сфотографировать небольшую коллекцию свежих медвежьих следов.
Изображение
«идут по нашему следу...»

И вот нам снова преградила путь Большая Оя. Замечательная таежная река с чистой, прозрачной водой, текущая по живописной долине. Еще раз внимательно осматриваем брод и решаем пройти его по дуге, забирая чуть ниже по течению. Там намыло небольшой вал из гальки. Взвыл насос поддува мостов, и мы пошли на погружение. Получилось не так глубоко, как в предыдущий раз. Зато галька оказалась вязкая, неуплотненная. Почувствовал, как вязнут в ней колеса. Но включенная заранее понижайка вынесла нас из потока на берег.
Изображение
«Западный Саян, р.Большая Оя»

Выбравшись на трассу, мы вернулись к часовне. Позади нее прямо в гору уходит крутой полуразмытый подъем к вершине. По нему поднялись на седловину горы Василия Рогового, и перед нами открылся необычный вид на хребет Ергаки. Те же пики Звездный, Зеркальный, Конус, Птица.., а выглядит все по-другому.
Изображение
«хребет Ергаки с седловины горы В.Рогового»

Вот для сравнения вид на Ергаки со смотровой площадки.
Изображение
«хребет Ергаки со смотровой площадки»

Вобщем от Западного Саяна осталось самое приятное впечатление. Здесь нет обширного высокогорья Тывы и Алтая, нет высоких снежных хребтов. Но горная тайга, красивые скалы, чистые реки и озера не менее притягательны.
В Минусинск как обычно вернулись уже затемно.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Вт ноя 06, 2012 09:23

часть 5. Абакан – пер.Саянский – Ак-Довурак – пер.Хондергей

Началась уже вторая декада сентября, когда закончилась наша командировка. Пора возвращаться домой. По трассе М-54 мы покатались, пропуска уже на руках, поэтому было решено возвращаться домой через Абазу – Ак-Довурак. Как оказалось, дорога через Западный Саян в том направлении оказалась интересней и красивей.

К туристическому и внедорожному шмурдяку добавился командировочный скарб – баулы со спецодеждой, ящики с рабочим инструментом. В Абакане заправились под горловины и еще заполнили две 20-литровые канистры для внедорожной части маршрута.
Я смотрел на запрессованный доверху собачатник, на выгнутые в обратную сторону рессоры (и это без пассажиров!), и в голове вертелись нехорошие мысли. По асфальту и гравийке проедем. Но как перегруженная нелифтованная машина на стандартных колесах поведет себя на Чулышманском плоскогорье? Да и сами рессоры – сдюжат ли? Там, среди каменных валунов и горных болот понятие «дорога» весьма условно и может быстро смениться на другое понятие – «направление»... Но УАЗ способен на многое, а наш дружный экипаж прошел вместе огни и воды, прорвемся.
«Заправлены в планшеты космические карты…» Ну, положим, планшет только один, да и карты всего лишь топографические. Зато планшет, хоть и пластмассовый, но с электронной начинкой. Итак, вперед!

Сначала дорога идет по долине Абакана. В районе Аскиза по степи в большом количестве разбросаны курганы и менгиры. Натуральная иллюстрация к главе «Камни в степи» из романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». И вот что любопытно. За все время путешествия нам встретилось очень много древних захоронений, но ни у одного из нас рука не потянулась к фотоаппарату при встрече с ними.

После Абазы дорога углубляется в Западный Саян. После деревни Кубайка в течение 40 километров рядом с дорогой петляет таежная красавица Она. Примерно посередине этого пути река делает крутой поворот под остроконечной 340-метровой скалой, почти отвесно нависающей над рекой. Под скалой по правому берегу в Ону впадает речка Большой Колган. В этом месте мы остановились полюбоваться глубоким прозрачным слегка зеленоватым потоком.
Изображение
«река Она»

Попетляв по красивым горным долинам и перевалам, дорога поднимается на перевал Саянский. Это высшая точка на пути из Абазы в Ак-Довурак. По перевалу проходит граница между Хакасией и Тывой. Высота перевала 2206 метров. Гармин со встроенным барометром подтвердил это.
Изображение
«перевал Саянский»

Впереди за перевалом начинается Тыва. Маленькая речушка, рождающаяся под перевалом, образует цепочку небольших озер и впадает в Адыр-Хем, который протекает поперек, под склоном противоположного хребта. Склоны гор покрылись бурой и коричневой краской. Здесь в середине сентября осень уже полностью вступает в свои права.
Изображение
«впереди Тыва»

В Хакасии на склонах гор преобладали хвойные породы деревьев. Со стороны Тывы в высокогорье преобладает лиственница. Во время спуска с перевала на фоне чистого голубого неба, синих каменных осыпей, буро-розовых зарослей кустарника и пожухлой травы нам явилась фантастическая картина золотой осени в горах Западного Саяна.
Изображение
«осень в Западном Саяне»

После Ак-Довурака мы повернули на восток. В Чадане в последний раз залили бензином полные баки и повернули на юг, в сторону Монгольской границы. Солнце уже клонилось к закату, когда мы поднялись на перевал Хондергей, пересекающий хребет Западный Танну-Ола на высоте 1950 метров. Отсюда по прямой до границы с Монголией менее 10 километров. Как и на других перевалах, здесь сложено каменное обо, но размеры его нас поразили.
Изображение
«на перевале Хондергей»

Неприметная тропа уходит от дороги в лес и выводит на укромную круглую поляну. В конце поляны стоит буддийская ступа, все края поляны пестрят от бесчисленных цветных лоскутов ткани, на многих написаны священные тексты.
Изображение
«священная поляна на перевале Хондергей»

Видимо, духи этого перевала особо почитаемы среди местных жителей. Традиция предписывает подносить им дары. Обычно это монетки, зажигалки, сигареты, и прочая мелочь, но здесь среди привычных даров мы увидели вот такой прекрасный кубок. Сколько уже он здесь стоит? Но можно не сомневаться, никто не посмеет его потревожить и в будущем.
Изображение
«жертва духам перевала Хондергей»

После перевала налево уходит дорога к пограничному переходу Хандагайты, а нам надо направо, на запад Тывы вдоль Монгольской границы. Уже смеркалось, когда мы встали на ночевку под хребтом Западный Танну-Ола на берегу пересохшей речки Тула. До границы здесь менее 5 километров. Утром все было сковано легким морозцем. Бортовой компьютер показал -3 град.С. Все вокруг покрылось инеем. Пришлось тщательно вытряхивать палатки перед упаковкой.
Изображение
«утро на речке Тула»
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Ср ноя 07, 2012 10:08

Часть 6. Перевал Калчан – перевал Коге-Даба

Продвигаясь вдоль монгольской границы, мы поднялись на перевал Калчан (1964м), проходящий по южному склону горы Хорумнуг-Даг. С этого перевала открываются потрясающие виды. Слева впереди на территории Монголии видна часть хребта Цаган-Шибэту и его самая высокая вершина Цаган-Шувут-Ула (3495м).
Изображение
«на перевале Калчан»

На спуске с перевала в направлении на юго-восток открывается вид на крупнейшее озеро внутренней Азии – Убсу-нур. Жаль, что утреннее солнце не дало возможности сфотографировать его. Перед спуском с перевала по обеим сторонам дороги стоят внушительных размеров каменные обо. Видимо, духи этого перевала в почете у местных. Справа от дороги стоит белокаменная буддийская ступа. Чтобы сделать фото для радиоканала «Сибирь», Рыболову пришлось усмирять непокорный флажок.
Изображение
«Сибиряки на перевале Калчан»

Пейзажи южной Тывы и Монголии невозможно отличить. Для матушки-природы граница – это всего лишь условность, придуманная человеком.
Изображение
«спуск с перевала Калчан»

Некоторое время двигаемся по долине Саглы. Граница проходит рядом, по вершине горы Чинге-Даг (2572м).
Изображение
«гора Чинге-Даг»

А по правой стороне все еще тянется хребет Западный Танну-Ола. Нежные пастельные тона – это не причуда фотоаппарата, а реальность пейзажа в этих местах.
Изображение
«долина Саглы»

За долиной дорога начинает углубляться в горы. На спуске с перевала Арзайты (2222м) мы пополнили свои запасы чистейшей водой из одноименной речушки. Изображение
«на спуске с перевала Арзайты»

Дальше дорога некоторое время идет по глубоким ущельям. Горные потоки местами размыли дорогу до середины. А местами и вовсе приходится прижиматься за правую обочину. На краю размывов вместо аварийных знаков просто установлены булыжники покрупнее. Это такие местные аварийные знаки, и никаких следов восстановительных работ.
Пастушья юрта в одном из ущелий на берегу речки Барлык. Хозяев нет дома, а сторож бесстыдно дрыхнет под дверью, не обращая на нас никакого внимания.
Изображение
«пастушья юрта»

Подъем на легендарный перевал Коге-Даба с западной стороны происходит как-то буднично. Дорога плавно поднимается в горы, и вот мы на высоте 2358 метров по GPS, на вершине хребта Буршбан-умун-саланы-нуру. Здесь до Монголии рукой подать, около одного километра.
Изображение
«перевал Коге-Даба»

Едва мы остановились, к нам спустился хранитель перевала - рыжий ласковый пес. Он с деловым видом обнюхал обо. Не обнаружив ничего съедобного, надругался над обо, и спокойно спустился к нам просить подачку. Затем с наслаждением принялся поглощать подношение в виде пары кусков хлеба. Мы бросили несколько монеток к подножью обо в надежде еще вернуться сюда и тронулись в путь.
Изображение
«хранитель Коге-Даба»

На спуске с перевала перед нами впервые открылась красавица Монгун-Тайга (3970м), высочайшая вершина западной Тывы. В переводе с тывинского – Серебряная гора. Именно она вдохновила нас на это путешествие, стала его целью и смыслом, определила прокладку маршрута. И вот эта долгожданная встреча состоялась. На два дня она станет неотъемлемым элементом окружающего пейзажа и нашим маяком.
Изображение
«на спуске с Коге-Даба»

Перевал Коге-Даба поразил нас крутым затяжным серпантином с короткими поворотами. Длина перевала 6,5 километров, высота подъема 720 метров. Подъем на него и летом непростая задача, а уж как здесь местные жители ездят зимой, трудно даже представить. Все единогласно признали, что знаменитый Кату-Ярык уступает перевалу Коге-Даба, несмотря на то, что состояние дороги здесь существенно лучше. После спуска с перевала мы остановились на противоположном берегу реки Каргы и оглянулись. Хребет Буршбан-умун-саланы-нуру протянулся стеной по всему краю долины. Дорога на перевал теряется в складках хребта. Этот хребет является частью большого хребта Цаган-Шибэту, который уходит далеко вглубь Монголии. Его монгольскую часть мы наблюдали сегодня утром с перевала Калчан.
Изображение
«хребет Цаган-Шибэту»

Дорога пошла по долине Каргы в сторону Монголии. Осеннее золото деревьев, растущих по берегам реки, на фоне пастельных цветов хребта светилось в лучах солнца как-будто своим внутренним светом.
Изображение
«осень в долине Каргы у хребта Цаган-Шибэту»

К нашему удивлению пограничный КПП оказался пуст, ворота были настежь распахнуты. И это итог длительной суеты с пропусками? Даже обидно… Видимо, в это время года посторонних посетителей здесь уже не ждут. Горная гребенка соблазнительно тянулась в сторону границы. Вот она Монголия, прямо перед нами. Но нам направо…
Изображение
«впереди Монголия»
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Чт ноя 08, 2012 07:52

Часть 7. Долина Каргы, Чулышманское плоскогорье

Дорога обогнула пограничную заставу, повернула снова на запад и привела нас в урочище Хара-Гоби. Отсюда до перевала Бугузун можно добраться двумя путями – южным и северным. Южный путь идет вдоль монгольской границы, проходит мимо Монгун-Тайги с южной стороны, доходит села Кызыл-Хая, затем поднимается вдоль реки Моген-Бурен, и проходит по нижнему краю Чулышманского плоскогорья к Бугузуну. Вторая дорога поворачивает вверх к селу Мугур-Аксы, идет по долине реки Каргы с севера от Монгун-Тайги, поднимается в самое сердце Чулышманского плоскогорья, огибает озеро Хиндиктиг-Холь и в долине реки Моген-Бурен встречается с южной дорогой. Южная дорога – это интересный и беспроигрышный вариант попасть из точки А в точку Б. Но северный путь обещал красивейшие виды на Монгун-Тайгу, посещение озера Хиндиктиг-Холь, более тесное знакомство с Чулышманским плато и весьма неопределенные шансы на удачное прохождение. При таком раскладе – наш путь на север.
Изображение
«урочище Хара-Гоби»

Мы поднялись на перевал 2120, и перед нами развернулась панорама верхней части хребта Цаган-Шибэту, который протянулся с запада на юго-восток от Чулышманского плоскогорья до равнин Улангома в Монголии. В долине между Цаган-Шибэту и Монгун-Тайгой протекает река Каргы, истоки которой находятся на краю Чулышманского плоскогорья. Первое, что сразу приковывает внимание при взгляде с перевала на хребет Цаган-Шибэту, это священная гора Ак-Баштыг (3252м).
Изображение
«хребет Цаган-Шибэту и священная Ак-Баштыг»

Священная гора Ак-Баштыг – удивительное творение природы, несущее в себе некую мистическую тайну. Гора примечательна тем, что на ее вершине лежит ледник, имеющий форму правильной пятиконечной звезды.
Изображение
«гора Ак-Баштыг (3252м)»

Не доезжая до села Мугур-Аксы, перед нами снова возникла Монгун-Тайга. Огромный массив ледника, покрывающий покатую вершину горы, на солнце, кажется, действительно отливает серебром. В районе Монгун-Тайги расположен один из кластеров заповедника «Убс-нурская котловина». Сама гора и ее ближайшие окрестности являются запретной зоной заповедника. На горе и вокруг нее обитают редкие краснокнижные виды животных – снежные барсы (ирбисы) и арагли (архары). Посещение района горы возможно только по специальным пропускам, которые выдаются в управлении заповедника в Кызыле. Мы заезжали туда, будучи в Кызыле. Поговорили с сотрудниками. Остальная часть заповедника, ограниченная хребтом Чихачева является охранной зоной. Режим ее посещения не такой строгий, при транзитном проезде можно обойтись без пропусков.
Изображение
«впереди появилась Монгун-Тайга»

Мугур-Аксы оказался довольно крупным административным центром района (кожууна). Мы прошли его ходом, и в нескольких километрах на берегу Каргы остановились перекусить. Навстречу в сторону села прошло несколько груженых камазов и 66-х. Это пастухи сворачивали свои стоянки в горах и возвращались в село на зиму.
Продвигаясь вверх по левому берегу Каргы, мы не переставали восторгаться величественным обликом Монгун-Тайги. Такая гора просто обязана быть священной, впрочем, она таковой и считается у местных жителей.
Изображение
«Монгун-Тайга»

В верховьях Каргы горы расступились, солнце сместилось к западу, и Монгун-Тайга открылась во всем своем ослепительном блеске. Ради такой красоты стоило сюда ехать. Трава в долине уже высохла и стелилась серебристым ковром. Лиственничные леса у подножья горы покрылись золотом, заросли карликовых кустарников побурели и пятнами лежали на серебристом ковре. Осенняя гармония цвета только подчеркивала серебристую белизну Монгун-Тайги. Вот и сбылась наша давняя мечта.
Изображение
«Монгун-Тайга, вид с верховьев Каргы»

Мы продолжали подниматься по долине Каргы. Встречным курсом быстро приближался новенький, стильно тонированный Хантер. Военные номера, ясно – пограничный наряд. Я сбавил ход, но Хантер лихо пролетел мимо нас и понесся дальше. Да что у них, сезон проверки пропусков что ли закончился?.. Но тут, видимо, и до пограничников дошло, что-то здесь не так… Хантер резко притормозил, не останавливаясь, круто развернулся и понесся обратно к нам. Пограничники были удивлены, встретив нас здесь в это время года. На прощание они поинтересовались, имеется ли у нас спутниковый телефон. По их словам, лето в этих местах было аномально дождливое, поэтому горные болота могут быть непроходимы. Пограничники и местные проезжают в сторону Бугузуна по южной дороге, через Кызыл-Хая. Вобщем, они посоветовали звонить, если что… Кроме них здесь нас спасать никто не будет, улыбаясь они напутствовали нас. На этой оптимистической ноте мы и расстались. Хантер резко стартовал с места и вприпрыжку понесся дальше вниз по долине. Интересно, как долго здесь живет подвеска УАЗа при такой лихой езде?

Солнце висело очень низко и било прямо в глаза. Треков на эту часть маршрута у нас не было. У автомобильного навигатора с Навителом давно крышу снесло от окружающей действительности. Никто из нас не бывал ранее в этих краях, поэтому шли, как говорится, по приборам. Ориентировались исключительно по топографическим картам. А в столь отдаленных местах, где мы оказались, проселки могут частично или вовсе не соответствовать нарисованным на карте. В заданной точке поворота на Хиндиктиг-Холь не оказалось. Другие не внушали доверия… В поисках подходящего поворота, мы продолжали подниматься по долине. Задача в общих чертах была простая – перебраться на правый берег, подняться на плато и двигаться до большого озера. Все так и получилось. Но навигация по 500-метровым картам на 10-дюймовом дисплее, помноженная на сильное встречное ослепление и сосредоточенность на проводке машины по сложному рельефу, привели к тому, что мы выбрались… к истокам Чулышмана…
Дорога скоро практически закончилась. Старые, явно прошлогодние, следы шли прямо по руслу Каргы, пересекая речку с берега на берег многочисленными бродами, а иногда и прямо по реке. Затем мы поднялись на плато и очутились среди обширного горного болота. Стравили давление в шинах, включили понижайку и аккуратно двинулись дальше. Самое забавное в этой ситуации было то, что на этом участке тропинка на топографической карте идеально совпадала в реальными следами по болоту. Только бы не забуриться на ночь глядя… А вокруг красота неимоверная. Колея петляет среди множества голубых озер. Справа могучей стеной встает Шапшальский хребет. Трава, выгоревшая почти до бела под горным солнцем, бурые шапки зарослей карликовых кустарников, а позади Монгун-Тайга в лучах заходящего солнца... Здесь, на высоте 2288 метров в небольшом озере с маленьким островком рождается Чулышман. В пяти километрах ниже по течению он дает жизнь большому озеру Джулукуль, и, далее впадает в Телецкое озеро.
Изображение
«вид на Монгун-Тайгу с Чулышманского плоскогорья»

Вот он, заветный Джулукуль. Мы даже не надеялись когда-нибудь его увидеть. Разобравшись с навигационной ошибкой и сделав несколько снимков на память, мы развернулись в обратном направлении. Когда поравнялись с виртуальной границей заповедника, обозначенной на карте, я еще раз осмотрелся. Никаких опознавательных знаков и информационных щитов в пределах видимости. Раз нет дороги, зачем ставить знаки… Логично?
Изображение
«озеро Джулукуль»

Уже в сумерках мы спустились с Чулышманского плоскогорья в верховья Каргы и встали лагерем на берегу реки, напротив высшей вершины Шапшальского хребта – горы Кат-Тайга (3460м).
Изображение
«лагерь в верховьях Каргы»

Едва скрылось солнце, начало ощутимо подмораживать. Но нас так просто морозом не испугаешь.
Изображение
«минус 6 нам не помеха...»

Когда сели ужинать, небо уже покрылось звездным ковром, чистым и ослепительно ярким. Мы еще долго смотрели на звезды. Вот Кассиопея, созвездие Лебедя, Полярная звезда, Юпитер… Звезды в горах – это всегда фантастическое зрелище.

Утром вся долина оказалась скованной морозом. Бортовой компьютер показал -6 град.С. Мелкие озерца и протоки покрылись приличной коркой льда. По берегам речки также образовались наледи.
Изображение
«замерзшая долина Каргы»

Изображение
«утренний мороз сковал долину Каргы»

Неожиданно мы стали свидетелями мышиного моржевания. Пока мы рассматривали наледи, на противоположном берегу мыши устроили утреннее купание в ледяной воде. Они с разбегу прыгали в воду, проплывали вдоль берега против течения метр-полтора, пулей вылетали обратно на берег и исчезали в густой прибрежной траве.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
kind74
Сообщений: 69
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 13:54
Откуда: Липецк
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение kind74 » Чт ноя 08, 2012 17:34

Шикарно! Тоже мечтаю съездить на Алтай и в Хакасию (сам родом из Абакана). Автор, продолжай!
Если нельзя остановить безобразие, надо его возглавить!Изображение

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пт ноя 09, 2012 07:45

У меня мама тоже родом из Абакана :)
Поехали дальше.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пт ноя 09, 2012 07:47

Часть 8. Озеро Хиндиктиг-Холь

Еще вечером мы разобрали навигационную ошибку и наметили выход на Хиндиктиг-Холь. Через час после подъема на Чулышманское плато мы поднялись на перевал 2526м. Перед нами лежало озеро Хиндиктиг-Холь, самое большое и самое высокогорное озеро в этой части азиатского континента. Озеро располагается на высоте 2306 метров и имеет в длину свыше 15 километров. На озере расположено два крупных острова с вершинами более 2400 метров. С высоты перевала озеро не помещалось полностью в кадр даже на коротком фокусе объектива.
Изображение
«озеро Хиндиктиг-Холь»

Нам предстояло обогнуть озеро по восточному берегу и выйти на противоположную сторону, преодолев мощный заслон из горных болот, которые широким кольцом опоясывают озеро. Именно об этом участке нас предупреждали вчера пограничники.
Изображение
«озеро Хиндиктиг-Холь»

Весь склон озера, от самого берега на сотни метров вверх, представляет собой почти непрерывную цепь горных болот, чередующихся более-менее проходимыми участками. Пространство болот исполосовано многочисленными колеями в попытках найти более твердые участки грунта. Бесполезно, все пропитано водой и чавкает под ногами. А чтобы не было однообразно и скучно преодолевать жидкую чачу, она круто замешана на жестком каменном триале. В этом году красноярская экспедиция даже брала с собой парапланериста для разведки маршрута вдоль берега озера. Но там, куда не сунешься, всюду более-менее одинаково… Правда в одном месте Рыболов ушел в болото по колено и выше, пришлось его самого выдергивать вместе с сапогами. Это засадное место преодолевали вброд, вдоль берега. Там, судя по следам, все и едут. Глубина погружения не выше бампера, но без разведки лучше не соваться. Есть риск напороться на скрытый под водой огромный валун.
Отрезок за отрезком, и вот мы выбрались на узкий галечный пляж, в конце которого дорога уходит вверх от озера. На преодоление 4-х километрового участка вдоль берега было потрачено 3 часа. Из внедорожного арсенала в ход пошли только стравленные колеса, раздатка 3.3 и самоблок в заднем мосту. Благодаря слаженной работе штурманской команды, машина везде прошла своим ходом, без посторонней помощи.
Изображение
«горные болота Хиндиктиг-Холя»

Вода в озере поражает исключительной прозрачностью. Если бы не блики на воде с пузырьками пены, да не иное светопреломление, трудно было бы определить, что человек стоит в воде.
Изображение
«чисты и прозрачны воды Хинтиктиг-Холя»

В некоторых местах береговая линия покрыта узкими каменистыми пляжами, в одном месте нам попался небольшой песчаный пляж. Но в целом нормальных подходов к берегу на пройденном отрезке было крайне мало. На этом пляже, по совместительству дороге, мы устроили небольшой пикник. Отсюда между двумя островами просматривается противоположный берег. Чистый горный воздух скрадывает расстояние в полтора десятка километров. Кажется, что берег значительно ближе.
Изображение
«на берегу Хиндиктиг-Холя»

На пути к перевалу 2448, бросили прощальный взгляд на Хиндиктиг-Холь. Слева на озере виден край большого острова. На заднем плане виден Шапшальский хребет и его самая высокая гора Кат-Тайга (3460м). Там внизу у подножия этого хребта раскинулась долина, в которой находится Чулышман и озеро Джулукуль. Если мысленно провести линию от места съемки до вершины Кат-Тайги, то мы получим представление о водоразделе двух больших водных систем. Налево течет Чулышман. Его воды через Бию и Обь попадают в Северный Ледовитый океан. А направо течет река Каргы, которая впадает в замкнутый бассейн внутренней Монголии. Кстати, истоки реки Каргы находятся непосредственно на склонах Кат-Тайги.
Изображение
«прощальный взгляд на Хиндиктиг-Холь»

На склонах перевала много причудливых каменных останцев. Вот, например, повернувшись на запад, мы увидели скалу, напоминающую Сфинкса.
Изображение
«сфинкс Хиндиктиг-Холя»

На юго-востоке от Хиндиктиг-Холя располагается хребет Хорум-Тайга, который является продолжением массива Монгун-Тайга.
Изображение
«хребет Хорум-Тайга»

В долине между перевалом и этим хребтом находится большая группа озер. Многие из них имеют довольно сложные названия. Вот, например, озеро Дуруг-Бажи-Кара-Холь.
Изображение
«озеро Дуруг-Бажи-Кара-Холь»
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
kind74
Сообщений: 69
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 13:54
Откуда: Липецк
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение kind74 » Пт ноя 09, 2012 16:58

Слежу за каждым словом! Названия гор, озер и рек вызывают ностальгию. Все эти названия есть на картах?
Если нельзя остановить безобразие, надо его возглавить!Изображение

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пт ноя 09, 2012 17:31

Есть конечно. Что-то есть на старом генштабе, что-то на госгисцентре. А вообще старый генштаб более добротно делался.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Сб ноя 10, 2012 07:39

Часть 9. Перевал Бугузун, по долине Бугузуна

Спустившись с перевала, по урочищу Сарыг-Хову мы вышли к реке Моген-Бурен. В южном направлении, вниз по течению реки виднелся высокий горный массив с ледниками. Сверились по картам. Оказалось, что у Монгун-Тайги есть «двойник», еще одна Монгун-Тайга. Только эта гора ростом чуть пониже (3717м). Находится практически на монгольской границе в 39 км на юго-запад от своей старшей тезки. От нас до второй Монгун-Тайги по прямой было 26 км.
Изображение
«еще одна Монгун-Тайга (3717м)»

Чтобы выйти на дорогу, идущую из Кызыл-Хая к перевалу Бугузун, надо было переправиться на противоположный берег Моген-Бурена. От моста, обозначенного на топографической карте, не осталось и следа. Можно было попытаться преодолеть речку вброд (лучше бы так и сделали). Но потом решили подняться вверх по течению к новому мосту, который видели на спутниковых снимках. Протяженный каменный триал предшествовал началу спуска к мосту. «Новый» - это надо брать в кавычки. Въезды на мост имеют перепады высоты почти в полколеса. А чтобы не возник соблазн запрыгнуть на мост ходом, подъезды к нему выложены из очень крупных валунов. Через реку перекинуты два бревна, которые сверху перекрыты разнокалиберными бревешками. Некоторым больше подходит определение – жерди. Часть из них приколочена к продольным бревнам, часть просто перетянута проволокой. Посередине моста из такого же булыжника выложена промежуточная опора, образующая глубокую поперечную траншею между бревенчатыми половинками моста. Высадив пассажиров, преодолел это скрипучее, прогибающееся сооружение на пониженной передаче. Крутой подъем наверх к дороге сопровождался традиционным триалом. Без хорошей понижайки здесь грустно.
Изображение
«мост через моген-Бурен»

Перебравшись через Моген-Бурен, мы покатились дальше по горным проселкам Чулышманского плоскогорья. Преодолев крутой перевал около горы Бир-Даг, мы спустились к озеру Ак-Холь. Из северной части озера вытекает достаточно глубокая речка Сарыг-Даш, затем она впадает в Моген-Бурен. Через Сарыг-Даш проложен мостик, по духу и стилю исполнения напоминающий мост через Моген-Бурен.
Еще на берегу Хиндиктиг-Холя мы встретили туриста Пашу из Мурманска. Он в одиночку путешествовал из Ак-Довурака. Без всяких пропусков проник в погранзону, пересек Шапшальский хребет, ночевал в Алтайском заповеднике, ходил на Монгун-Тайгу, собирался пересечь хребет Чихачева и проникнуть в алтайскую погранзону. По дороге его ограбили вооруженные тывинцы… Вот интересно, люди, в одиночку отправляясь в подобные авантюры, думают, что у них 9 жизней? В середине сентября в этих безлюдных местах достаточно просто подвернуть ногу, чтобы… Ну да ладно. Несмотря на дикий перегруз, мы затрамбовали Пашу с его неподъемным рюкзаком в УАЗ и подбросили до речки Шингылдырак, сэкономив тем самым 35 км пешего пути. Дальше он продолжил свое одиночное странствие в сторону Алтая, где его потом и пленили бдительные алтайские пограничники. Вобщем, его ангелу-хранителю на этот раз пришлось крепко потрудиться.
Изображение
«у озера Ак-Холь на мосту через Сарыг-Даш»

Мы же лишний раз убедились в том, что горные проселки – это виртуальное понятие. Сегодня он есть, а через год-другой ищи ветра в поле. Вот дорога на карте есть. Смотрим, слева видна дорога, правее – другая. А дороги, обозначенной на карте, и след простыл. В конце концов, загрузили трек, имевшийся у нас для этой части маршрута и двинулись дальше. Дело шло к вечеру, и мы решили отложить подъем на Бугузун до утра. Переночевали у небольшого озера Как-Холь.
Пока разбивали лагерь, мимо пролетел знакомый «стрит-рейсерский» уазик. Пограничники сбавили ход, но узнав нашу машину, не стали сворачивать с дороги, ударили по газам и умчались в сторону Кызыл-Хая. Зато теперь они знали наверняка, что нас спасать не надо.
На озере стая диких гусей готовилась к перелету, и их гортанные крики раздавались до самой темноты. С наступлением глубоких сумерек мы наблюдали за полетом совы. Бесшумно порхающая крупная птица – впечатляющее зрелище. По тывински сова – это харга. Тывинцы верят, что совы – это воплощенные души умерших, которые носятся над землей по ночам… Ночь выдалась на удивление теплой, целых +4, хотя мы находились на высоте 2300 метров. Утром небо затянуло тучами, и начал накрапывать дождь. Самое время убираться с Чулышманского плато.
И вот в утреннем тумане появился хребет Чихачева. Нам предстояло подняться на него по перевалу Бугузун.
Изображение
«хребет Чихачева в утреннем тумане»

Подъем на перевал со стороны Тывы представляет собой каменный триал, не просто жесткий, а очень жесткий. В некоторых засадных местах имеются объезды. Но они мало отличаются от горного болота. Уж лучше по камням. Перегруженной машине было непросто лавировать между камнями, но движение на суперпонижайке сильно облегчило нашу задачу. Только в одном месте совсем не куда было кинуть колеса, и пришлось принести в жертву духам перевала 0,5 литра от объема левого бака. Касание было мягким, бак не пострадал, замяло лишь самый краешек по заднему краю. Наконец, булыжники сменились мелким щебнем, в нескольких сотнях метров впереди показалось каменное обо с шестом. Вот и вершина перевала.
Изображение
«до вершины Бугузуна осталось несколько сотен метров»

Перевал пересекает хребет Чихачева на высоте 2609 метров. По перевалу проходит граница между Тывой и Горным Алтаем. Утро, на перевале холодно, стоит промозглая сырость, все небо затянуто тучами. Щит, оповещающий, что со стороны Тывы располагается охранная зона заповедника, традиционно расстрелян из дробового и пулевого оружия.
Изображение
«на вершине перевала Бугузун»

Бросаем прощальный взгляд назад. Там осталась Тыва, Чулышманское плоскогорье и хребет Чихачева. В районе перевала он делает крутой зигзаг. До свиданья, суровый и прекрасный край, может быть, мы еще вернемся сюда, кто знает.
Изображение
«вид с перевала Бугузун в сторону Тывы»

Перед спуском с перевала алтайские пограничники установили предупреждающий щит. Пограничная зона закончилась, да здравствует пограничная зона.
Изображение
«перевал Бугузун, хребет Чихачева»

Спуск с перевала в сторону Алтая не менее интересен, чем подъем со стороны Тывы. Здесь нет валунов, но узкая колея спускается вдоль крутого глубокого склона, на дне которого бежит речка Бугузун. Между левой и правой колеей образовалась ступенька в 15-20 сантиметров. Так что машина идет с приличным уклоном в сторону обрыва. Как получилась такая дорога, для нас осталось загадкой. Спустившись в ущелье, дорога некоторое время идет прямо по руслу реки. Но после Чулышманского плоскогорья нас этим уже не удивишь. По реке, так по реке… А вот по весеннему половодью тут делать нечего.
Изображение
«дорога идет прямо по Бугузуну»

Мы движемся вниз по долине Бугузуна по высоким террасам правого берега. Слева продолжает тянуться хребет Чихачева. Прямо по курсу на хребте появилась группа снежных вершин. Левее и ближе расположена гора Сайлюгем (3411м), и сразу за ней, правее, возвышается гора Тапдуайр (3505м). Гора Сайлюгем, несмотря на свое название, никакого отношения к Сайлюгемскому хребту не имеет.
Изображение
«прямо по курсу горы Сайлюгем (3411м) и Тапдуайр (3505м)»

По мере продвижения вниз по долине, небо очистилось, и снова засияло солнце. Основная дорога ушла на левый берег, и выписывает там изрядные зигзаги. Чужие треки тоже тянут туда, но мы до упора движемся по высокой террасе правого берега. Дорога здесь короче и намного лучше, не считая оврагов, которые время от времени перерезают террасу. Их пересекают головокружительные спуски и подъемы. Видимо, из-за них этот маршрут не очень популярен. Но нам они не помеха.
Изображение
«долина реки Бугузун»

Наконец и нам пора перебираться на левый берег Бугузуна.
Здесь на отрогах хребта Чихачева также преобладают лиственничные леса. Золотая осень добралась и сюда.
Изображение
«осень в долине Бугузуна»
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Вс ноя 11, 2012 09:44

Часть 10. Чуйская степь, возвращение

На стыке Курайского хребта и хребта Чихачева долина Бугузуна плавно вливается в Чуйскую степь. Курайский хребет прикрывает ее с севера (он виден на заднем плане), а хребет Чихачева уходит на юг. Одинокая низкая лиственница с изуродованным ветрами стволом и раскидистой кроной, стоящая посреди степи, делает местность похожей на африканскую саванну.
Изображение
«здесь начинается Чуйская степь»

На въезде в степь мы пересекли три сухих каменных потока. Это следы весеннего буйства речки Сайлюгем. Она берет свое начало на хребте Чихачева между горами Сайлюгем и Тапдуайр, которые мы видели по пути сюда. В остальное время, кроме весеннего половодья, эта речка сбегает с гор и исчезает под землей на просторах Чуйской степи. Судя по картам, подземный поток все-таки впадает в Бугузун.

А вот и первые обитатели Чуйской степи. На небольшой возвышенности обосновалась парочка крупных грифов.
Изображение
«грифы - крупнейшие птицы Чуйской степи»

Некоторое время они нам позировали. В конце концов, одному из них надоело бездельничать, а может просто проголодался, и он начал неуклюжий разбег на взлет. При этом гриф смешно вытянул голову, и вообще, напоминал диснеевского персонажа из «Книги джунглей».
Изображение
«пора на работу!»

Гриф высоко поднялся над степью в поисках добычи. Мы долго наблюдали за его неспешным полетом. Здоров все-таки, чертяка, оперение какое-то неряшливое на вид, но как парит!
Изображение
«гриф парит над Чуйской степью в поисках добычи»

Мы ехали по Чуйской степи недалеко от Кокоря, и вдруг поймали себя на том, что уже движемся по асфальту. Вот так просто и незаметно произошел переход из одного измерения в другое. Перед Кош-Агачем мы притормозили на КПП, чтобы показать наш пропуск, но пограничник махнул рукой – проезжайте, и остановил машину, въезжавшую в пограничную зону. Воистину осень как-то странно влияет на пограничный режим. По пути решили сделать полудневку на стрелке Чуи и Катуни. На противоположном берегу есть замечательное место для отдыха. Над ним возвышается гора, на которой можно рассмотреть изображение богатыря с конем. Особенно хорошо его видно с противоположного берега, со стрелки Чуи. Фотографии этого места известны, не буду повторяться. Многие также видели картину с изображением этой горы в кафе "Чуй-Оозы".
Изображение
«богатырь Сартакпай»

Вот отрывок из алтайской легенды, рассказывающей о происхождении этой удивительной горы:
"...сел Сартакпай на своего черного иноходца и вернулся к устью реки Ини. Его родной аил давно рассыпался, его бесчисленные стада разбрелись. Сартакпай расседлал коня, снял с его спины войлочный кечим-потник и бросил на тысячепудовый камень. Чтобы кечим скорее просох, старик повернул этот тысячепудовый камень на восток, а сам сел рядом на землю. Так, обратив лицо к восходящему солнцу, почил вечным сном на своей родной земле прославленный богатырь".
Мало кто знает, что стоя у подножья горы можно увидеть не только черты богатыря Сартакпая со своим верным конем, но и другое изображение. Однако не буду ставить заслон вашему воображению.
Изображение
«богатырь Сартакпай со своим верным конем»

Здесь, на берегу Катуни Рыболов размотал свои снасти и показал мастер-класс по ловле хариуса на зависть остальным рыбакам, приехавшим сюда порыбачить. И был теплый вечер, и был праздничный ужин, и главным блюдом был жареный хариус. Ну и все остальное, что полагается к нему…
Изображение
«хариус на сковородке»

Рассвет на стрелке Чуи и Катуни напомнил о прошедшем лете. Утро было тихое и теплое, такое непривычное после нескольких дней, проведенных в суровых условиях высокогорья Тывы. Восходящее солнце раскрасило облака над долиной Чуи в золотисто-красные тона, а окружающие горы еще скрадывал утренний сумрак. Начало светать, и нам пора отправляться в путь домой.
Изображение
«рассвет на стрелке Чуи и Катуни»

Солнечное утро делало дорогу особенно приятной. В этой части Алтая дыхание осени еще было незаметно. Но летняя сказка закончилась, как только мы перевалили Семинский перевал. Холодная дождливая осень сопровождала нас весь оставшийся путь до дома. Но после всего увиденного и пережитого это было уже неважно. Нам в очередной раз открылось окно в прекрасное. Радость и память от этой встречи еще долго будет согревать наши сердца.

Закончилась наша сибирская одиссея. И уже началась совсем другая. Но стоит только захотеть.., и вот, снова мимо проплывают зеленые Саяны, высокогорные долины и перевалы Тывы, ярким золотом светятся склоны гор, а из-за хребта поднимается ослепительная Монгун-Тайга, ветер гонит серебристые волны по осенним лугам Чулышманского плоскогорья с его пронзительно голубыми озерами, слишится мерный плеск прозрачных вод Хиндиктиг-Холя, стеной встает хребет Чихачева и суровый перевал Бугузун уходит в облака…

И в заключение хочу сказать о навигации. По дорогам общего пользования достаточно Навитела или подобных систем с векторными картами. Но на бездорожье без топографии никуда. Топографию на предмет изменений желательно заранее проверять по спутниковым изображениям, но они часто не перекрывают нужные места. У навигации по топографическим картам есть еще одно явное преимущество. Они содержат в себе множество дополнительной информации об окружающей местности, и дают возможность узнать много интересного и полезного по пути следования. Вот наш походный навигационный комплекс, собранный на скорую руку перед отправлением в дорогу.
Изображение
«походный навигационный комплекс»

Ну что сказать про УАЗ – молодчина! Трудился как ишак. И вывозил нас из крепких засад, где иные внедорожники покруче нашего причиняли себе тяжкие телесные повреждения. За все 4500 км странствий он ни разу не подвел нас.
Есть машины с лучшей проходимостью, и по надежности классом повыше. Но, тем не менее, трудяга УАЗ отлично приспособлен к работе в тяжелых условиях и спокойно выполняет повседневную работу там, где другие более навороченные машины совершают «подвиги». И пусть мои домашние окрестили его «зеленым крокодилом», для меня он остается верным боевым товарищем, на которого можно положиться.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
Сергей 326
Сообщений: 648
Зарегистрирован: Пт авг 31, 2012 13:54
Откуда: Томск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение Сергей 326 » Вс ноя 11, 2012 10:37

Спасибо за рассаз, читал с удовольствием. Именно по этим местам ( в обратном направлении ) пытались пробиться с ОРМ в январе 2011г 14 машин. Нас остановил глубокий снег в долине р. Бугузун перед перевалом. И мороз в 53 градуса. И незамерзающая река даже при такой температуре ( часто проваливались)... Если будет желание-присоединяйся к экспедиции на г. Могун-Тайга летом 2013г.Информация на сайте ОРМ. Подскажи , какая глубина брода и скорость течения осенью в р. Бугузун перед с. Кокоря ?

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Вс ноя 11, 2012 15:36

Следил за вашим путешествием в реальном режиме времени. Могу себе представить, как это было трудно. Даже не представляю, можно ли зимой подняться на сам перевал. Узкая колея, с уклоном к обрыву, обочин нет. По снегу и льду можно запросто соскользнуть с обрыва. За приглашение спасибо. Если очередная командировка не накроет, с удовольствием бы присоединился к вам.
Глубину и скорость специально не измеряли. Но патриоту будет не выше бампера. Человек тоже может перейти вброд, правда с трудом. Мы пересекали Бугузун в 26 км от Кокоря (по дороге) в точке 50,0564N; 89,2366E. На картах в этом месте брода нет, но он там есть :)
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
Zubr

Печать
Сообщений: 405
Зарегистрирован: Чт окт 06, 2011 08:10
Награды: 1
Откуда: Новосибирск
Благодарил (а): 66 раз
Поблагодарили: 234 раза
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение Zubr » Пн ноя 12, 2012 17:21

inventor, отличный отчет - все описано ярко, в красках. Тут же взяли на заметку маршрут по Хакассии и Тыве - можно попробовать вернуться по нему из Монголии (через Хандагайты).

Аватара пользователя
shpics
Сообщений: 719
Зарегистрирован: Пн апр 23, 2012 06:17
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение shpics » Ср дек 19, 2012 06:50

Енисейская одиссея ЕнОД с удовольствием прочитала ваш отчет и поразилась глубокой осведомленности в культурно-исторических и топографических моментах! Читать очень приятно! А парапланериста мы не для разведки дороги везли, а ради этого http://vimeo.com/48349840

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Ср дек 19, 2012 07:49

Замечательный ролик! Все-таки стремление летать заложено в нас с детства.
Да и приятно еще раз взглянуть на знакомые места.

Идею воздушной разведки мы с друзьями после ознакомления с Вашим отчетом всерьез обсуждали. Параплан, конечно, таскать с собой накладно. А вот беспилотник вполне мог бы помочь в некоторых сложных ситуациях. Хотя по реализации вариант не проще параплана.

P.S. В Вашем отчете упоминается, что в экспедиции участвовал Рав-4. Мы все мозги наизнанку вывернули, но так и не смогли сообразить, как вы его протащили через Хиндиктиг-Холь и Бугузун? И каким боком это вышло машинке?
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
shpics
Сообщений: 719
Зарегистрирован: Пн апр 23, 2012 06:17
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение shpics » Ср дек 19, 2012 09:38

Никто никого не тащил, он сам преспокойно проехал :D Ну побился немного лыжей об камешки, но жив и здоров!
http://bochkarev.livejournal.com/260518.html

Аватара пользователя
bochkarev
Сообщений: 491
Зарегистрирован: Вс май 06, 2012 08:30
Контактная информация:
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение bochkarev » Ср дек 19, 2012 09:42

На Равчике пара ступичных подшипников под замену (большая тяжелая резина плюс гравийки) и лыжа вся побитая. Руки дойдут - сфотаю лыжу, отработала на все сто процентов. Вся в рытвинах и вмятинах. А вообще, поездка принесла только удовольствие. Еще б кондей не сдох на жаре ;)

Аватара пользователя
shpics
Сообщений: 719
Зарегистрирован: Пн апр 23, 2012 06:17
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение shpics » Ср дек 19, 2012 09:54

Ну в новом сезоне-то повторять не будем? Дизельный драгстер говномес будет в строю в полном обмундировании? Возможностей теперь хоть отбавляй. Главное нужна подобающая цель!

Аватара пользователя
bochkarev
Сообщений: 491
Зарегистрирован: Вс май 06, 2012 08:30
Контактная информация:
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение bochkarev » Ср дек 19, 2012 09:58

В новом сезоне я полечу на параплане! :off:

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Ср дек 19, 2012 21:01

bochkarev писал(а):На Равчике пара ступичных подшипников под замену (большая тяжелая резина плюс гравийки) и лыжа вся побитая. Руки дойдут - сфотаю лыжу, отработала на все сто процентов. Вся в рытвинах и вмятинах. А вообще, поездка принесла только удовольствие. Еще б кондей не сдох на жаре ;)
Ну насчет брюха мы себе примерно так это и представляли. Моя первая вылазка по долине Чулышмана была на Камри :D

А параплан - достойная замена равчику :)
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Вт апр 02, 2013 12:13

Скоро лето, пора планировать новые вылазки на дикую природу. Тех кто впервые окажется на берегу Хиндиктиг-Холя, хочу предупредить об одной незаметной засаде. Дорога вдоль берега в юго-восточной части озера в одном месте идет по дну озера. Брод относительно неглубокий, не более 0,6 метра. Но на пути под водой спрятался огромный валун. С поверхности его не видно, а встреча с ним не сулит ничего хорошего. На видеоролике видно, как штурман проверяет дно, а затем во время проезда уазика он встает на валун, чтобы обозначить его положение. По разнице глубины погружения штурмана легко оценить высоту валуна. Проезжать приходится между берегом и валуном. Так что будьте внимательны.
http://youtu.be/2zXa0fgjGF8
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Ответить

Вернуться в «Путешествия и экспедиции»

Клуб УАЗ Патриот : Отказ от ответственности