Эту историю меня заставил вспомнить звонок из далекого Челябинска. Как я понял, мой коллега - сервисмен. Жаловался на то, что шкворневые узлы на основе наших вкладышей плохо смазываются. Попросил его продублировать информацию на Whatsapp и вот дословно что получил.



После того, как ознакомился с сообщением и вспомнил, тот самый случай. Руководитель, который утрачивает прямую связь с производством, неизбежно начинает совершать ошибки и на одну из них мне как раз указал наш потребитель. Несколько лет назад своими руками перестал собирать поворотные кулаки и о том, что новая геометрия вкладыша не позволяет корректно производить смазку даже и не догадывался. Потребители молчат, сборщики в цеху молчат, а проблема нарастает как снежный ком. Оказывается, наши слесаря-сборщики и ремонтники на СТО столкнувшись с проблемой подачи смазки в зону трения, обошли ее весьма тривиальным способом: вместо привычного наконечника шприц-масленки стали использовать переходник со шлангом высокого давления. То есть выкручивают пресс-масленку со шкворня и наворачивают выточенный переходник для герметичного подсоединения к торцу шкворня. Проблема решена, начальство тревожить не надо, а раз его никто не пинает, оно тоже в ус не дует, а народ мучается. Первоначально хотели исправить недоразумение путем дополнительной фрезеровки канавок на вкладышах. Технологически задача решаемая, но ведет к существенному удорожанию из-за необходимости использовать дорогущие обрабатывающие центры.

Диаметр фрезы маленький, вылет большой, соответственно, царапать приходится с минимальной подачей, что приводит к увеличению машинного времени обработки. Хотели даже приобрести небольшой фрезерный станок с ЧПУ, но тоже оказалось делом долгим - готовых нет, нужно заказывать и ждать неопределенное время. Как показывает практика - и год может протянуться. А я, с горяча, пообещал парню из Челябинска, решить проблему чуть ли не моментально. Вот что бывает, когда перестаешь сам гайки крутить. В конечном счете, приняли решение вкладывать в каждый наш комплект переходник для шприц-масленки.

В тех случаях, когда с помощью стандартного наконечника продавить смазку через зону трения окажется затруднительным, нужно будет отвернуть наконечник шприц-масленки и вместо него вкрутить гибкую подводку с переходником. Навернуть переходник вместо пресс-масленки на шкворень и произвести ТО.

Стоит такой шланг недорого, продается везде.
Вместе с тем, понимаем, что УАЗик в нашей стране присутствует везде, а вот магазины запчастей - слегка отстают. И, если у УАЗовода в такой точке нашей географии нет возможности приобрести гибкий удлинитель, переходник можно навернуть на штатный жесткий удлинитель и слегка изогнуть его, как показано на фото.

Наверняка возникнет вопрос: а почему бы не привести в соответствие геометрию канавок вкладыша? Одину из причин я уже назвал - сложность технологического процесса. Второй и более важной причиной мы видим то, что в нижней зоне вкладыша образуется небольшой магазин смазки, который в процессе эксплуатации, в результате осаживания шкворня, постепенно автоматически подается в зону трения. В случае, если мы продлим канавки до донышка, емкость этого естественного магазина существенно снизится. Многолетняя практика эксплуатации вкладышей с канавками прерванного типа говорит о том, что даже при отсутствии периодической смазки шкворневой узел легко выхаживает свой гарантийный ресурс. А, как известно, от добра добра не ищут.