Запчасти на УАЗ Патриот
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!
Что для смазки хорошо, что для смазки плохо
Что для смазки хорошо, что для смазки плохо
Что для смазки хорошо, что для смазки плохо
Многие автовладельцы, определяя сроки замены моторного масла и масляного фильтра, ориентируются на указания в сервисных книжках автомобилей либо, если инструкция по эксплуатации отсутствует или утеряна, меняют масло и фильтр через каждые 15 тыс. км пробега, что, в принципе, соответствует интервалу обслуживания системы смазки, рекомендуемому большинством заводов-изготовителей. И при этом упускают из вида дополнительные предписания тех же сервисных книжек, что если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то интервал замены следует сократить вдвое.
Какие условия эксплуатации автопроизводители относят к тяжелым? Это частые холодные запуски при минусовой температуре и поездки на короткие расстояния, во время которых двигатель не успевает прогреться до рабочих температур. Это высокие температуры в летний период, когда двигатель балансирует на грани перегрева и моторное масло, которое не только смазывает, но и отводит тепло от смазываемых деталей, испытывает большие термические нагрузки. Это езда с перегрузкой, в том числе и буксирование прицепа.
Но, между прочим, на этом, по мнению специалистов минской станции по обслуживанию и ремонту автомобилей "КЛВ Bosch-сервис", перечень факторов, ускоряющих старение масла и требующих сокращения сроков его замены, далеко не исчерпывается. Например, масло будет быстро окисляться и терять свойства из-за прорыва отработанных газов в маслокартер, что является следствием износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя и характерно для многих подержанных автомобилей с солидным пробегом, коих в белорусском автопарке большинство. Сказывается на качестве масла повышенная в условиях Беларуси - в зависимости от сезона - влажность либо запыленность воздуха. Его стопроцентную очистку не обеспечивают даже самые лучшие воздушные фильтры, и в результате загрязнения быстро проникают в масло.
Как, кстати, на это дело реагирует масляный фильтр? Он, естественно, грязь отлавливает, но она, осев в порах бумажного фильтрующего элемента, превращает его в неработоспособный кусок целлюлозы, создающий на пути масла "пробку" и мешающий циркуляции по каналам системы смазки. Чтобы подшипники коленчатого вала не оказались на "голодном пайке" и по этой причине не заклинили, в фильтре предусмотрен перепускной клапан. Если забитый грязью фильтр своевременно не заменить, то перепускной клапан откроется и направит неочищенное масло в обход фильтра прямиком к трущимся деталям. Надо ли объяснять, как это повлияет на долговечность двигателя в целом?
Как видим, многие критерии тяжелых условий в той или иной степени сопутствуют эксплуатации автомобилей в Беларуси. Поэтому желание некоторых наших автомобилистов сэкономить, увеличив интервалы замены масла и масляного фильтра, выглядит, по меньшей мере, странным и неразумным. Столь же неразумно поступают и те автовладельцы, которые стараются выгадать на стоимости масла и потому льют в моторы все без разбора, лишь бы цена устраивала.
А покупка низкокачественного, но недорого масла, а затем попытка улучшить его свойства с помощью присадок - поступок и вовсе труднообъяснимый. Не лучше ли сразу раскошелиться на хороший продукт, тем более что производители моторных масел, все как один, высказываются против использования дополнительных "стимуляторов" качества. Разработчики масел полагают, и на это у них есть серьезные основания, что любая добавка скорее нарушит тщательно подобранный баланс присадок, изначально введенных в масло при его производстве, чем улучшит его.
Сейчас в Беларуси сложился большой рынок масел. Так что подобрать хорошее масло с уровнем качества, соответствующим требованиям инструкции по эксплуатации автомобиля, нетрудно. Впрочем, требуется осторожность. Однажды на СТО "КЛВ Bosch-сервис" пришел BMW, в двигателе которого все внутренние поверхности оказались покрытыми толстым слоем чего-то, напоминающего солидол. Когда владельца спросили, что заливалось в мотор, тот назвал масло серьезной и уважаемой торговой марки. Скорее всего, конечно, владелец приобрел фальсификат и в результате "попал" на замену двигателя, так как вымыть все отложения из узких каналов системы смазки оказалось невозможным.
Как избежать покупки подделки под какую-нибудь известную марку? СТО "КЛВ Bosch-сервис" сотрудничает с официальными поставщиками масел BP, Fina и Total. Эти продукты проверены в условиях белорусской эксплуатации и хорошо себя зарекомендовали, однако главное заключается в том, что, предлагая эти масла своим клиентам, пригнавшим автомобили на обслуживание, СТО берет на себя ответственность гарантировать их качество.
И последнее. Кроме предписаний относительно тяжелых условий эксплуатации многие автовладельцы не замечают еще одну ремарку, содержащуюся в сервисных книжках касательно сроков замены масла и фильтра. Речь идет о случаях, когда автомобиль проезжает в год меньше рекомендуемого межсервисного интервала. Так вот, если автомобиль стоит или редко эксплуатируется, масло, согласно рекомендациям заводов-изготовителей, должно меняться один раз в год. В герметично закрытой канистре масло может храниться несколько лет, но как только оно залито в двигатель, смешалось с остатками старого масла, начало контактировать с кислородом воздуха, включается механизм его старения.
Многие автовладельцы, определяя сроки замены моторного масла и масляного фильтра, ориентируются на указания в сервисных книжках автомобилей либо, если инструкция по эксплуатации отсутствует или утеряна, меняют масло и фильтр через каждые 15 тыс. км пробега, что, в принципе, соответствует интервалу обслуживания системы смазки, рекомендуемому большинством заводов-изготовителей. И при этом упускают из вида дополнительные предписания тех же сервисных книжек, что если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то интервал замены следует сократить вдвое.
Какие условия эксплуатации автопроизводители относят к тяжелым? Это частые холодные запуски при минусовой температуре и поездки на короткие расстояния, во время которых двигатель не успевает прогреться до рабочих температур. Это высокие температуры в летний период, когда двигатель балансирует на грани перегрева и моторное масло, которое не только смазывает, но и отводит тепло от смазываемых деталей, испытывает большие термические нагрузки. Это езда с перегрузкой, в том числе и буксирование прицепа.
Но, между прочим, на этом, по мнению специалистов минской станции по обслуживанию и ремонту автомобилей "КЛВ Bosch-сервис", перечень факторов, ускоряющих старение масла и требующих сокращения сроков его замены, далеко не исчерпывается. Например, масло будет быстро окисляться и терять свойства из-за прорыва отработанных газов в маслокартер, что является следствием износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя и характерно для многих подержанных автомобилей с солидным пробегом, коих в белорусском автопарке большинство. Сказывается на качестве масла повышенная в условиях Беларуси - в зависимости от сезона - влажность либо запыленность воздуха. Его стопроцентную очистку не обеспечивают даже самые лучшие воздушные фильтры, и в результате загрязнения быстро проникают в масло.
Как, кстати, на это дело реагирует масляный фильтр? Он, естественно, грязь отлавливает, но она, осев в порах бумажного фильтрующего элемента, превращает его в неработоспособный кусок целлюлозы, создающий на пути масла "пробку" и мешающий циркуляции по каналам системы смазки. Чтобы подшипники коленчатого вала не оказались на "голодном пайке" и по этой причине не заклинили, в фильтре предусмотрен перепускной клапан. Если забитый грязью фильтр своевременно не заменить, то перепускной клапан откроется и направит неочищенное масло в обход фильтра прямиком к трущимся деталям. Надо ли объяснять, как это повлияет на долговечность двигателя в целом?
Как видим, многие критерии тяжелых условий в той или иной степени сопутствуют эксплуатации автомобилей в Беларуси. Поэтому желание некоторых наших автомобилистов сэкономить, увеличив интервалы замены масла и масляного фильтра, выглядит, по меньшей мере, странным и неразумным. Столь же неразумно поступают и те автовладельцы, которые стараются выгадать на стоимости масла и потому льют в моторы все без разбора, лишь бы цена устраивала.
А покупка низкокачественного, но недорого масла, а затем попытка улучшить его свойства с помощью присадок - поступок и вовсе труднообъяснимый. Не лучше ли сразу раскошелиться на хороший продукт, тем более что производители моторных масел, все как один, высказываются против использования дополнительных "стимуляторов" качества. Разработчики масел полагают, и на это у них есть серьезные основания, что любая добавка скорее нарушит тщательно подобранный баланс присадок, изначально введенных в масло при его производстве, чем улучшит его.
Сейчас в Беларуси сложился большой рынок масел. Так что подобрать хорошее масло с уровнем качества, соответствующим требованиям инструкции по эксплуатации автомобиля, нетрудно. Впрочем, требуется осторожность. Однажды на СТО "КЛВ Bosch-сервис" пришел BMW, в двигателе которого все внутренние поверхности оказались покрытыми толстым слоем чего-то, напоминающего солидол. Когда владельца спросили, что заливалось в мотор, тот назвал масло серьезной и уважаемой торговой марки. Скорее всего, конечно, владелец приобрел фальсификат и в результате "попал" на замену двигателя, так как вымыть все отложения из узких каналов системы смазки оказалось невозможным.
Как избежать покупки подделки под какую-нибудь известную марку? СТО "КЛВ Bosch-сервис" сотрудничает с официальными поставщиками масел BP, Fina и Total. Эти продукты проверены в условиях белорусской эксплуатации и хорошо себя зарекомендовали, однако главное заключается в том, что, предлагая эти масла своим клиентам, пригнавшим автомобили на обслуживание, СТО берет на себя ответственность гарантировать их качество.
И последнее. Кроме предписаний относительно тяжелых условий эксплуатации многие автовладельцы не замечают еще одну ремарку, содержащуюся в сервисных книжках касательно сроков замены масла и фильтра. Речь идет о случаях, когда автомобиль проезжает в год меньше рекомендуемого межсервисного интервала. Так вот, если автомобиль стоит или редко эксплуатируется, масло, согласно рекомендациям заводов-изготовителей, должно меняться один раз в год. В герметично закрытой канистре масло может храниться несколько лет, но как только оно залито в двигатель, смешалось с остатками старого масла, начало контактировать с кислородом воздуха, включается механизм его старения.
Classic Авантюрин 30.08.2005
Талисман ЕТ 35. 265х70Rх16(К-201 Самсон)
Талисман ЕТ 35. 265х70Rх16(К-201 Самсон)
Что трансмиссии угодно?
Смазка необходима любому механизму, однако агрегаты трансмиссии работают по-иному, чем двигатели. Детали в моторе с высокой скоростью скользят друг по другу, что при нарушении смазки вызывает трение и ускоренный износ. Для зубьев же шестеренных передач основная проблема – давление в зоне контакта, которое может достигать огромных величин, и повреждения зубьев и износ шестерен становятся неизбежными, если под действием этой нагрузки масло выдавится из зацепления.
Различия в условиях работы определяют несходство "характеров" моторного и трансмиссионного масел. От последнего требуется, прежде всего, в любых эксплуатационных режимах сохранять прочную масляную пленку в зоне зацепления шестерен.
В ПОИСКАХ ИДЕАЛА
Казалось бы, что может быть проще – заливаем в коробку передач что-нибудь погуще и, так как чем выше вязкость продукта, тем прочнее масляная пленка, которую он создает, обеспечиваем главное требование к трансмиссионному маслу. Таким, кстати, был нигрол – некогда основная "трансмиссионка" всех времен и народов. Однако нигролу пришлось искать замену из-за его отвратительных низкотемпературных свойств. Нигрол неплохо работал в коробке передач при температурах 50-90 градусов, но чтобы выйти на этот режим, двигателю приходилось определенное время тратить до половины своей мощности на "перелопачивание" застывшего масла в коробке, главной передаче и дифференциале. А при морозах в 15 и ниже градусов проблематичным становилось даже тронуть с места автомобиль с нигролом в трансмиссии.
Обеспечить удовлетворительную вязкость в самых различных температурных условиях при сохранении смазывающих способностей трансмиссионного масла можно добавлением в его основу противозадирных, антифрикционных и других присадок. В современных маслах так и делается, однако что касается дозировки присадок, то приходится учитывать еще и конструктивные особенности различных агрегатов трансмиссии.
Чем больше в масле содержится противозадирных присадок, тем меньше вероятность, что при экстремальных нагрузках и уменьшении толщины масляной пленки до критической величины контактирующие зубья шестерен не будут заедать между собой, а их поверхности – подвергаться сварке трением с последующим вырыванием друг из друга кусочков металла (специалисты называют такое явление питтингом). Однако противозадирные присадки, представляющие собой химические соединения серы, фосфора и хлора, агрессивны по отношению к цветным металлам. Самое время вспомнить, что легкое и безударное переключение передач в механических КПП обеспечивают синхронизаторы, но эти-то детали как раз и изготавливаются из бронзы или латуни. Таким образом, переусердствуем в желании обеспечить долговечность шестерен – потеряем на ускоренном износе и раннем выходе из строя синхронизаторов.
Примерно так же обстоит дело с антифрикционными присадками. Стремление снизить потери на трение и износ похвально, однако оно способно осложнить жизнь все тем же синхронизаторам, работа которых основана на полусухом трении между блокирующими кольцами, что в итоге может вызвать затруднения при переключении передач, сопровождающиеся повреждением зубьев шестерен.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Трансмиссионные масла точно так же, как и моторные, классифицируются по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам. Международный классификатор вязкости SAE предусматривает деление "трансмиссионок" на 7 классов: 4 летних и 3 зимних. Всесезонные масла обозначаются двойным индексом, в котором число, расположенное слева от литеры W, указывает на "зимние", а справа – на "летние" свойства масла.
Классификация по эксплуатационным свойствам API разделяет трансмиссионные масла на 6 групп – в основном в соответствии с уровнем их противозадирных свойств. Чем выше номер группы, тем выше стойкость масла против задира поверхностей зубчатых зацеплений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В автомобилях используются трансмиссионные масла двух групп по API – Gl-4 и GL-5. В отношении заботы о шестернях масло группы GL-5 лучше – из-за высокой насыщенности противозадирными присадками. Однако именно по этой причине такой продукт нельзя применять в механических коробках передач, так как масло класса GL-5 агрессивно действует на материал синхронизаторов. Место масла GL-5 – в редукторах ведущих мостов заднеприводных автомобилей, где главную пару составляют шестерни гипоидной передачи, которые в отличие от цилиндрического зацепления работают со значительным скольжением вдоль линии контакта шестерен, и здесь масло с высоким содержанием присадок просто жизненно необходимо. В коробках же передач переднеприводных и заднеприводных автомобилей необходимо применять масла группы GL-4, которые обеспечивают достаточную долговечность шестерням цилиндрических передач и не вызывают сильную коррозию синхронизаторов.
Применительно к климатическим условиям в Беларуси в отношении вязкости трансмиссионных масел следует ориентироваться на нижний температурный предел применяемости. Масла группы вязкости SAE 75W сохраняют работоспособность вплоть до 40 градусов мороза, 80W – до минус 26-ти, 85W – до минус 12 градусов. Следовательно, использовать масла группы SAE 85W в наших условиях нежелательно – не в тропиках все-таки живем. Что касается верхнего температурного предела, то тут особых ограничений нет, разве что для масел с "летним" индексом 80 необходимо избегать длительных поездок с большой загрузкой автомобиля, когда температура окружающего воздуха превышает 28 градусов тепла.
Некоторые автопроизводители допускают применение в механических коробках передач моторного масла. В этом случае наиболее комфортные условия для работы получают синхронизаторы, долговечность же шестерен будет несколько снижена. Сейчас появились универсальные "трансмиссионки", которые отвечают одновременно требованиям классов API GL-4 и GL-5. Однако как универсальные, так и обычные трансмиссионные и уж тем более моторные масла совершенно непригодны для использования в автоматических коробках передач. Масло в гидромеханических коробках служит не только (даже не столько) смазкой, но и рабочим телом, которое испытывает высокие силовые нагрузки и большие температурные перепады. Лишь специальные продукты способны в таких условиях эффективно выполнять свои функции. Жидкости для автоматических КПП принято обозначать индексом ATF (Automatic Transmission Fluid).
Смазка необходима любому механизму, однако агрегаты трансмиссии работают по-иному, чем двигатели. Детали в моторе с высокой скоростью скользят друг по другу, что при нарушении смазки вызывает трение и ускоренный износ. Для зубьев же шестеренных передач основная проблема – давление в зоне контакта, которое может достигать огромных величин, и повреждения зубьев и износ шестерен становятся неизбежными, если под действием этой нагрузки масло выдавится из зацепления.
Различия в условиях работы определяют несходство "характеров" моторного и трансмиссионного масел. От последнего требуется, прежде всего, в любых эксплуатационных режимах сохранять прочную масляную пленку в зоне зацепления шестерен.
В ПОИСКАХ ИДЕАЛА
Казалось бы, что может быть проще – заливаем в коробку передач что-нибудь погуще и, так как чем выше вязкость продукта, тем прочнее масляная пленка, которую он создает, обеспечиваем главное требование к трансмиссионному маслу. Таким, кстати, был нигрол – некогда основная "трансмиссионка" всех времен и народов. Однако нигролу пришлось искать замену из-за его отвратительных низкотемпературных свойств. Нигрол неплохо работал в коробке передач при температурах 50-90 градусов, но чтобы выйти на этот режим, двигателю приходилось определенное время тратить до половины своей мощности на "перелопачивание" застывшего масла в коробке, главной передаче и дифференциале. А при морозах в 15 и ниже градусов проблематичным становилось даже тронуть с места автомобиль с нигролом в трансмиссии.
Обеспечить удовлетворительную вязкость в самых различных температурных условиях при сохранении смазывающих способностей трансмиссионного масла можно добавлением в его основу противозадирных, антифрикционных и других присадок. В современных маслах так и делается, однако что касается дозировки присадок, то приходится учитывать еще и конструктивные особенности различных агрегатов трансмиссии.
Чем больше в масле содержится противозадирных присадок, тем меньше вероятность, что при экстремальных нагрузках и уменьшении толщины масляной пленки до критической величины контактирующие зубья шестерен не будут заедать между собой, а их поверхности – подвергаться сварке трением с последующим вырыванием друг из друга кусочков металла (специалисты называют такое явление питтингом). Однако противозадирные присадки, представляющие собой химические соединения серы, фосфора и хлора, агрессивны по отношению к цветным металлам. Самое время вспомнить, что легкое и безударное переключение передач в механических КПП обеспечивают синхронизаторы, но эти-то детали как раз и изготавливаются из бронзы или латуни. Таким образом, переусердствуем в желании обеспечить долговечность шестерен – потеряем на ускоренном износе и раннем выходе из строя синхронизаторов.
Примерно так же обстоит дело с антифрикционными присадками. Стремление снизить потери на трение и износ похвально, однако оно способно осложнить жизнь все тем же синхронизаторам, работа которых основана на полусухом трении между блокирующими кольцами, что в итоге может вызвать затруднения при переключении передач, сопровождающиеся повреждением зубьев шестерен.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Трансмиссионные масла точно так же, как и моторные, классифицируются по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам. Международный классификатор вязкости SAE предусматривает деление "трансмиссионок" на 7 классов: 4 летних и 3 зимних. Всесезонные масла обозначаются двойным индексом, в котором число, расположенное слева от литеры W, указывает на "зимние", а справа – на "летние" свойства масла.
Классификация по эксплуатационным свойствам API разделяет трансмиссионные масла на 6 групп – в основном в соответствии с уровнем их противозадирных свойств. Чем выше номер группы, тем выше стойкость масла против задира поверхностей зубчатых зацеплений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В автомобилях используются трансмиссионные масла двух групп по API – Gl-4 и GL-5. В отношении заботы о шестернях масло группы GL-5 лучше – из-за высокой насыщенности противозадирными присадками. Однако именно по этой причине такой продукт нельзя применять в механических коробках передач, так как масло класса GL-5 агрессивно действует на материал синхронизаторов. Место масла GL-5 – в редукторах ведущих мостов заднеприводных автомобилей, где главную пару составляют шестерни гипоидной передачи, которые в отличие от цилиндрического зацепления работают со значительным скольжением вдоль линии контакта шестерен, и здесь масло с высоким содержанием присадок просто жизненно необходимо. В коробках же передач переднеприводных и заднеприводных автомобилей необходимо применять масла группы GL-4, которые обеспечивают достаточную долговечность шестерням цилиндрических передач и не вызывают сильную коррозию синхронизаторов.
Применительно к климатическим условиям в Беларуси в отношении вязкости трансмиссионных масел следует ориентироваться на нижний температурный предел применяемости. Масла группы вязкости SAE 75W сохраняют работоспособность вплоть до 40 градусов мороза, 80W – до минус 26-ти, 85W – до минус 12 градусов. Следовательно, использовать масла группы SAE 85W в наших условиях нежелательно – не в тропиках все-таки живем. Что касается верхнего температурного предела, то тут особых ограничений нет, разве что для масел с "летним" индексом 80 необходимо избегать длительных поездок с большой загрузкой автомобиля, когда температура окружающего воздуха превышает 28 градусов тепла.
Некоторые автопроизводители допускают применение в механических коробках передач моторного масла. В этом случае наиболее комфортные условия для работы получают синхронизаторы, долговечность же шестерен будет несколько снижена. Сейчас появились универсальные "трансмиссионки", которые отвечают одновременно требованиям классов API GL-4 и GL-5. Однако как универсальные, так и обычные трансмиссионные и уж тем более моторные масла совершенно непригодны для использования в автоматических коробках передач. Масло в гидромеханических коробках служит не только (даже не столько) смазкой, но и рабочим телом, которое испытывает высокие силовые нагрузки и большие температурные перепады. Лишь специальные продукты способны в таких условиях эффективно выполнять свои функции. Жидкости для автоматических КПП принято обозначать индексом ATF (Automatic Transmission Fluid).
Classic Авантюрин 30.08.2005
Талисман ЕТ 35. 265х70Rх16(К-201 Самсон)
Талисман ЕТ 35. 265х70Rх16(К-201 Самсон)