Страница 1 из 1

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт сен 20, 2016 12:59
Ваксойл
Речь пойдет о вот этой детали.
Изображение

Для тех, кто незнаком с ней, поясним. Это рычаг, который устанавливается на корпус поворотного кулака УАЗовских мостов типа Спайсер над верхним шкворнем с правой стороны.

В свое время, когда завод начинал выпуск мостов Спайсер, правый верхний шкворень был с удлиненной на 10 мм резьбовой частью, а на плоскости рычага отсутствовало фрезерованное углубление под гайку шкворня. Какое-то время завод выпускал автомобили с двумя вариантами правых верхних шкворней и, соответственно, разными поворотными рычагами - с фрезеровкой под гайку и без. С 2009 года выпуска УАЗов все шкворня стали стандартными, а рычаги - фрезерованными.

Периодически на тематических Интернет-площадках появлялись сообщения о разрушениях указанного рычага. Мы считали это частными случаями и не придавали особого значения, но когда на нашей СТО стали появляться автомобили с подобной проблемой, выдали техотделу задание: выяснить причину разрушения рычагов. Из рычага выпилили кусок для анализа состава металла, линию разлома рассмотрели под микроскопом, сделали фотографии разрушенного сечения...
Изображение

Изображение

... и, по результатам исследований, пришли к выводу: причиной разрушений являются микротрещины, которые, с большей степенью вероятности, появляются в процессе изготовления детали. В дополнение к трещинам, фрезерованное углубление существенно уменьшает толщину наиболее нагруженного участка. Совокупность указанных факторов приводит к разрушению рычага по наименьшему сечению. Проведенные лабораторные испытания показали, что при отсутствии микротрещин, рычаг имеет достаточный запас прочности. На фотографиях хорошо видны заржавевшие зоны трещин и свежие разломы.

В поисках впечатлений УАЗоводам зачастую приходится ездить по таким дорогам, где потеря управляемости автомобиля даже на несколько мгновений чревата серьезными последствиями.
https://youtu.be/1w1khj9u2aE

Когда оказываешься на такой дороге, должна быть абсолютная уверенность в автомобиле.
Изображение

Чтобы не возникало даже тени сомнения в надежности такой ответственной детали, установил на свои УАЗики (31519 и Патриот) кованный усиленный рычаг поворотного кулака.
Изображение

Добавлю, что замена рычага потребовала и замены стандартного правого верхнего шкворня на удлиненный. На выполнение всех работ ушло примерно полчаса времени и теперь вновь можно наслаждаться УАЗиком не испытывая сомнений в его надежности.
Изображение

Изображение

Приближается сезон смены колес и, думаю, что владельцам Спайсеров, оснащенных рычагами с фрезерованным углублением будем нелишним проверить наличие трещин. Для этого нужно будет снять рычаг и тщательно очистить его от грязи и ржавчины до металлического блеска. Зоны трещин будут видны.
Изображение

Изображение

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт сен 20, 2016 15:43
Aleksandr_89
:D Вот блин... сегодня пока на Драйве запись не прочитал, девять лет ездил, и не думал про этот рычаг... а теперь вот появились мысли, а не кинуть ли и его в зип... :lol: :lol: :lol:

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт сен 20, 2016 22:26
Гульков
Aleksandr_89 писал(а): :D Вот блин... сегодня пока на Драйве запись не прочитал, девять лет ездил, и не думал про этот рычаг... а теперь вот появились мысли, а не кинуть ли и его в зип... :lol: :lol: :lol:
И в комплекте к нему длинный шкворень. Сам тоже задумался.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Чт сен 22, 2016 06:38
Ваксойл
Для начала можно просто оценить состояние своего рычага.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Чт сен 22, 2016 07:17
Aleksandr_89
Ваксойл писал(а): Для начала можно просто оценить состояние своего рычага.
Да вчера колеса вывернул, рукой пощчупал.... вроде на месте, не шатается... :lol: Но мысль о заказе усиленного теперь не покидает... :roll:

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Чт сен 22, 2016 08:10
dizel 1966
Aleksandr_89 писал(а):
Ваксойл писал(а): Для начала можно просто оценить состояние своего рычага.
Да вчера колеса вывернул, рукой пощчупал.... вроде на месте, не шатается... :lol: Но мысль о заказе усиленного теперь не покидает... :roll:
Что бы проверить,нужно не пощупать,не посмотреть(у меня микротрещины были не заметны).
Заезжаем на бетон(асфальт),что бы было больше сопротивление повороту колеса,помощник раскачивает руль и в это время смотрим на изменение расстояния между покрышкой и рулевым шарниром,на рычаге.Если рычаг"гуляет",поворачиваем колёса в крайнее правое положение,оттираем от грязи рычаг,что бы было видно трещины и опять раскачиваем руль.Микротрещины разожмутся только под нагрузкой!

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Чт сен 22, 2016 08:17
Aleksandr_89
dizel 1966 писал(а): Микротрещины разожмутся только под нагрузкой!
Нет уж.... ну увижу я, не дай бог, их, и что? Машину со страху на прикол? И ждать нового рычага??? :D

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб сен 24, 2016 09:32
dizel 1966
Aleksandr_89 писал(а):
dizel 1966 писал(а): Микротрещины разожмутся только под нагрузкой!
Нет уж.... ну увижу я, не дай бог, их, и что? Машину со страху на прикол? И ждать нового рычага??? :D
У меня машину начало водить по асфальтовой колее,да так,что все,кто ехал рядом шарахнулись в стороны с перепугу(5 полос было,места хватило).После этого очень придирчиво проверил всё рулевое,жить то хочется.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб сен 24, 2016 12:26
Иван Шмит
когда смотришь на рычаг поворачивая руль, он даже новый слегка гуляет. Не значит же это, что там обязательно микротрещины?
Если такую проверку провести с кованным рычагом, он не дышит ни сколько?
У кого нибудь было, чтоб рычаг лопнул моментально без симптомов? Вроде как из того что читал, симптомы были у всех, но не все восприняли в серьез и приняли меры.

ЗЫ Рычаг запасной я вожу с собой

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб сен 24, 2016 13:02
Гульков
Как это "рычаг гуляет"?? Ни чего не гуляет. Он прикручен намертво.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб сен 24, 2016 13:26
Иван Шмит
Гульков писал(а): Как это "рычаг гуляет"?? Ни чего не гуляет. Он прикручен намертво.
прикручен намертво, а край рычага куда установлен рулевой наконечник, относительно колеса свое положение слегка меняет. Глазом можно и не заметить, а если между колесом и рычагом взять рукой то чувствуется отчетливо.
Попробуйте, методика выше описана. Гнёт его и новый.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб сен 24, 2016 13:39
dizel 1966
Иван Шмит писал(а):
Гульков писал(а): Как это "рычаг гуляет"?? Ни чего не гуляет. Он прикручен намертво.
прикручен намертво, а край рычага куда установлен рулевой наконечник, относительно колеса свое положение слегка меняет. Глазом можно и не заметить, а если между колесом и рычагом взять рукой то чувствуется отчетливо.
Попробуйте, методика выше описана. Гнёт его и новый.
Вот когда глазом заметно... :violin:

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб сен 24, 2016 14:02
mservis
Да, да гуляет, где шпильками прикручено, сами шпильки чуток гнутся. Подтянуть не надолго хватает, а сильно можно и сорвать.
Кто по асфальту катает этого нет, рычаг прикипает, а кто по бездору часто, у тех рычаг "живет" немного. Сам рычаг вряд ли будет гнуться. Мне кажется ломает у тех кто вовремя не подтягивает крепление, он начинает больше шевелиться, от этого и трещины появляются.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пн сен 26, 2016 07:56
Ваксойл
Иван Шмит писал(а): У кого нибудь было, чтоб рычаг лопнул моментально без симптомов? Вроде как из того что читал, симптомы были у всех, но не все восприняли в серьез и приняли меры.
Опросы водителей показывают, что рычаг лопается по разному, у кого то неожиданно, у кого то подает признаки агонии. В тех случаях, когда сам сталкивался с пострадавшими водителями - они утверждали, что разрешение произошло в тот момент, когда крутили руль на месте на асфальте. Что неудивительно, ведь, максимальное усилие на рычаг создается в статическом положении автомобиля. Кто ездил без ГУРа, тот знает :auto-swerve:

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пн сен 26, 2016 08:02
Ваксойл
mservis писал(а): Да, да гуляет, где шпильками прикручено, сами шпильки чуток гнутся. Подтянуть не надолго хватает, а сильно можно и сорвать.
Кто по асфальту катает этого нет, рычаг прикипает, а кто по бездору часто, у тех рычаг "живет" немного. Сам рычаг вряд ли будет гнуться. Мне кажется ломает у тех кто вовремя не подтягивает крепление, он начинает больше шевелиться, от этого и трещины появляются.
Маловероятно, что разрушение рычага происходит из-за недосмотра водителя. Как правило, в случаях ослабления натяга крепежа, обламывает болты или шпильки. Взять тот же кронштейн подвески двигателя - случаев обрыва шпилек мы знаем множество, а вот разрушения кронштейна - ни одного.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пн сен 26, 2016 09:34
mservis
Просто когда рычаг чуть прослаблен он получает еще одну свободу не только сдвиг в плоскости крепления, но и изгиб этой площадки от скручивания основания рычага. На фото видно что трещина прошла не в самом слабом месте, рядом слева есть более узкий участок, но там нет трещины, значит в месте трещины происходят многократные изгибы от скручивания рычага. Быть может такое явление есть и на затянутом рычаге, но думаю, что в меньшей степени. Ну тут такая геометрия, Ваш усиленный рычаг неверное будет единственным решением.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пн сен 26, 2016 17:25
Иван Шмит
вариант усиления штатного рычага совсем не прокатит?
Я вроде попытался в какой то теме описать идею, но как то обсуждение не пошло. Эскиз вот:
Изображение

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт сен 27, 2016 07:44
Ваксойл
Иван Шмит писал(а): вариант усиления штатного рычага совсем не прокатит?
Спортсмены обваривают и, как могут, усиливают, но всякий раз, когда вижу такие "прибамбасы" возникает вопрос "А на сколько это надежно?" Дело в том, что сварка хорошо работает в статике, в динамике лучше использовать болтовые соединения, заклепки и так далее...

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт сен 27, 2016 07:52
Иван Шмит
но это же не соединение деталей или ремонт сломанного рычага, это усиление площадки.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт сен 27, 2016 09:45
Aleksandr_89
Расстояние маленькое от конуса до края... какой шов то там будет?
Изображение

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пн ноя 28, 2016 10:56
Xfree
а как много/часто встречаются случаи разрушения данного рычага?

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт ноя 29, 2016 07:30
Ваксойл
Xfree писал(а): а как много/часто встречаются случаи разрушения данного рычага?
По рычагу мы статистику не ведем, на моей памяти 5 автомобилей с этой проблемой. Изначально, при первой встрече с подобным, посчитал это частным случаем, железо есть железо и оно имеет свойство ломаться. Но, когда были вынуждены проблему копнуть глубже, выяснилось, что как в том анекдоте с чукчей "Тенденция, однако".

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт ноя 29, 2016 10:30
dizel 1966
Наберите на Драйве запрос,случаев поболее,чем 5.В основном те,кто колеи любит,или с дуру,как я,сбивает рычаг кувалдочкой.
Кстати,только один человек утверждает,что у него рычаг лопнул на ходу.Опасно,блин!

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Чт дек 01, 2016 16:58
kuchina
Ваксойл писал(а):
Xfree писал(а): а как много/часто встречаются случаи разрушения данного рычага?
По рычагу мы статистику не ведем, на моей памяти 5 автомобилей с этой проблемой. Изначально, при первой встрече с подобным, посчитал это частным случаем, железо есть железо и оно имеет свойство ломаться. Но, когда были вынуждены проблему копнуть глубже, выяснилось, что как в том анекдоте с чукчей "Тенденция, однако".
да кстати расскажите как не колотить кувалдой по этому рычагу при демонтаже. спасибо.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Чт дек 01, 2016 18:41
dizel 1966
kuchina писал(а):
Ваксойл писал(а): По рычагу мы статистику не ведем, на моей памяти 5 автомобилей с этой проблемой. Изначально, при первой встрече с подобным, посчитал это частным случаем, железо есть железо и оно имеет свойство ломаться. Но, когда были вынуждены проблему копнуть глубже, выяснилось, что как в том анекдоте с чукчей "Тенденция, однако".
да кстати расскажите как не колотить кувалдой по этому рычагу при демонтаже. спасибо.
Замочить конусные врулки ВДшкой и лёгкими ударами небольшого молотка,вдоль рычага,неторопясь,удаляем вылетающие втулки.Частыми и слабыми ударами получается быстрей,рекомендую,сам удивился!

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пт дек 02, 2016 10:38
Ваксойл
kuchina писал(а):
да кстати расскажите как не колотить кувалдой по этому рычагу при демонтаже. спасибо.
Наиболее действенным способом демонтажа рычага без применения "молодецкой удали" мы видим демонтаж при помощи нагрева. В любом хозмаге можно приобрести газовую горелочку за вменяемые деньги. В просвет конусной втулки забивается какая-нибудь ненужная отвертка, чтобы создать напряжение и зона вокруг шпильки нагревается с помощью горелки. После такого "уговора" обычно достаточно легких постукиваний молоточком по площадке рычага и втулки вылетают из гнезд.
dizel 1966 писал(а): с дуру,как я,сбивает рычаг кувалдочкой.
Наверняка многие из УАЗоводов, у которых произошло разрушение рычага, сочли, что сами тому виной, потому как "насиловали" рычаг при демонтаже указанным способом. Начиная решать проблему этой ответственной детали, мы первым делом, попытались выяснить причину разрушения. Сняли рычаг с нашего "козлика" (из-за варварского техрегламента он вынужден простаивать) и попытались его разрушить. Одним из тестов на разрушение был такой - на рычаг приложили нагрузку в несколько тонн и одновременно лупили по нему со всей дури здоровенной кувалдой. Рычаг только слегка прогибался и всё. То есть конструктивного запаса прочности там на 10 УАЗиков, а причина разрушения как раз таки микротрещины, которые закладываются именно при изготовлении детали. Со временем эти трещины развиваются и, в конечном счете, приводят к разрушению. Именно поэтому мы и пошли путем изменения технологии изготовления - деталь сначала выковывается, а затем обрабатывается.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт дек 06, 2016 22:12
Nordserge
Владельцам машин до 11 года выпуска беспокоится не стоит.Стоял рычаг поворотного кулака без выборки и длинный шкворень.Вкладыш с четырьмя усиками.Затем стали делать выборку,зато шкворня стали одного размера.
Один рационализатор заменяет двух диверсантов. :chores-chopwood:

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт дек 06, 2016 23:45
Гульков
Nordserge писал(а): Владельцам машин до 11 года выпуска беспокоится не стоит.Стоял рычаг поворотного кулака без выборки и длинный шкворень.Вкладыш с четырьмя усиками.Затем стали делать выборку,зато шкворня стали одного размера.
Один рационализатор заменяет двух диверсантов. :chores-chopwood:
Вы ВРЕТЕ в силу своей безграмотности!! У аппаратов 2008 года уже стояли ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ короткие шкворни. Вкладыши были с четырьмя усиками. Попрошу БОТАНИКОВ и ПИОНЕРаф не умничать!! :character-oldtimer:

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Ср дек 07, 2016 06:32
Ваксойл
Рычаг без фрезеровки стоял на мостах "Спайсер" выпуска 2004-2008 годов и очень выборочно. Во всяком случае, мы за все годы работы с данным типом мостов четкого алгоритма их применения не нашли. Был даже такой случай, отослали потребителю ремкомплект стандартных шкворней, человек звонит в гневе "Изучите сначала матчасть, а потом высылайте", разумеется, мы после звонка приложили максимум усилий для идентификации. В конце концов, были вынуждены требовать от потребителей визуального контроля рычага поворотного кулака. Сейчас все проще, все мосты идут со стандартными шкворнями и теперь уже неразбериху вносит наш рычаг, при установке которого необходимо вернуться к уже забытому шкворню с удлиненной резьбовой частью.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Ср дек 07, 2016 07:01
Aleksandr_89
Гульков писал(а): Вы ВРЕТЕ в силу своей безграмотности!! У аппаратов 2008 года уже стояли ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ короткие шкворни
Машинка весны 2007-го... все шковрня одинаковые)))

Отправлено спустя 1 минуту 35 секунд:
Ваксойл писал(а): Был даже такой случай, отослали потребителю ремкомплект стандартных шкворней, человек звонит в гневе "Изучите сначала матчасть, а потом высылайте"
Для таких надо ремкомплект из пяти шкворней... четыре коротких и один длинный!!! :D

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт дек 13, 2016 18:46
Miha73
Ваксойл писал(а):
Xfree писал(а): а как много/часто встречаются случаи разрушения данного рычага?
По рычагу мы статистику не ведем, на моей памяти 5 автомобилей с этой проблемой. Изначально, при первой встрече с подобным, посчитал это частным случаем, железо есть железо и оно имеет свойство ломаться. Но, когда были вынуждены проблему копнуть глубже, выяснилось, что как в том анекдоте с чукчей "Тенденция, однако".
Знаю одного товарища с лопавшимся рачагом (запомнил факт), про другого слышал (тенденция однако), поехал договариваться менять шкворня, в боксе стоит машина с треснутым рычагом (факт), меняют, взял комплект шкворней плюс усиленный рычаг, поменяли, мой старый с сильной трещиной.
так что даже не будучи СТОшником достаточно много таких историй.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Вт дек 13, 2016 19:02
Гульков
Miha73 писал(а):
Ваксойл писал(а): По рычагу мы статистику не ведем, на моей памяти 5 автомобилей с этой проблемой. Изначально, при первой встрече с подобным, посчитал это частным случаем, железо есть железо и оно имеет свойство ломаться. Но, когда были вынуждены проблему копнуть глубже, выяснилось, что как в том анекдоте с чукчей "Тенденция, однако".
Знаю одного товарища с лопавшимся рачагом (запомнил факт), про другого слышал (тенденция однако), поехал договариваться менять шкворня, в боксе стоит машина с треснутым рычагом (факт), меняют, взял комплект шкворней плюс усиленный рычаг, поменяли, мой старый с сильной трещиной.
так что даже не будучи СТОшником достаточно много таких историй.
Начитавшись ужастиков на ночь, заказал усиленный рычаг в комплекте с сухарями, прокладкой и длинным шкворнем.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Ср янв 04, 2017 07:39
Sergey 326
Тему сейчас только заметил. Случаев разрушения ( и на ходу тоже ) не так и мало. Я тоже это прошел , благо на небольшой скорости ( 110 зимник ). Но ощущения.... После этого даже заехал к Иркутскому дилеру и через него передал письменное гневное обращение на завод . ( Копию , заверенную дилером , храню). Только воз и ныне там , хотя писал в июле 2015г.
Спасибо Ваксойлу за надежную деталь- себе заменил сразу же.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пн янв 23, 2017 06:26
Volodya
Miha73 писал(а): Знаю одного товарища с лопавшимся рачагом (запомнил факт).
Это я? )) Да, было дело, хорошо скорость не большая была (разворачивался на перекрёстке), но тот пешеход, который хотел перейти дорогу, наверна обосрался ))) когда Уазик неконтролируемо по пешеходному переходу на него поехал. Я ещё и найти сразу не смог эту деталь, полдня так и стоял, припаркованный перпендикулярно тротуару прямо на переходе)) Так я собирался через пару дней на межгород, вот там бы мне не смешно могло быть уже... И да, машина 2007 года.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Пт апр 07, 2017 08:27
Sergey 326
Тема подзагдохла , но продолжает оставаться актуальной. После меня знаю уже троих только в Томске, кто испытал ощущения от " на ходу остаться без рулевого управления ". Благо , все заканчивалось благополучно. Бросил клич на коллективную закупку усиленных рулевых рычагов и моментально набрал 7 чел. желающих. Через 2 дня после звонка груз был уже в Томске. Спасибо Ваксойлу за оперативность. И , что особенно приятно, теперь в комплекте можно заказать конусные сухари , прокладку.

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Сб май 06, 2017 20:58
Glacial
У меня уже 20 тысяч стоят кулаки от Ваксойла. При замене рычага с заменой шкворня на длинный нужно снимать кулак, разбирать его, притирать шкворень? Или можно сделать не снимая кулака?

Усиленный рычаг поворотного кулака Спайсер

Добавлено: Ср май 10, 2017 13:04
Ваксойл
Glacial писал(а): У меня уже 20 тысяч стоят кулаки от Ваксойла. При замене рычага с заменой шкворня на длинный нужно снимать кулак, разбирать его, притирать шкворень? Или можно сделать не снимая кулака?
При установке рычага, снимать кулак целиком нет необходимости. Так же нет необходимости в притирке шкворня ко вкладышу - уже год, как мы выпускаем вкладыши и шкворня притертые друг к другу на этапе производства.
Итак, порядок действий при замене:
Снять колесо, открутить и снять рулевую тягу с рычага, открутить 4 гайки со шпилек и 1 гайку шкворня.
Убрать конусные сухари и снять рычаг.
По шкворню нанести увесистый удар вдоль оси, выкрутить зажимную втулку и вынуть шкворень.
На удлиненный шкворень нанести в консистентную смазку (можно макнуть), установить в колодец и зафиксировать зажимной втулкой с усилием 20-25 кгс/м.
Установить рычаг, вставить конусные сухари и зафиксировать гайками шпилек. Гайку шкворня затянуть с усилием 5 кгс/м. Проверить управляющее усилие. Дотягивая гайку, добиться, чтобы поворотный кулак легко крутился от руки. (максимальное усилие затяжки 15 кгс/м)
Одеть тягу, проверить, чтобы не было контакта рычага с другими элементами рулевого управления, поставить колесо.

Не забывать проверять наличие люфта в шкворнях каждые 10 000 километров, при необходимости устранять его и добавлять по 2-3 гарантированных качка смазки в каждую пресс-масленку.