Запчасти на УАЗ Патриот
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео
Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!

Штурманские хитрости

Навигация и прочее оборудование. Карты и все, что с ними связано.
Ответить
Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Штурманские хитрости

Сообщение inventor » Чт янв 10, 2013 11:11

Предлагаю в этом разделе делиться разными штурманскими хитростями, которые могут быть полезными при использовании GPS-навигации.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Чт янв 10, 2013 11:37

Мне на практике пришлось поработать с разными автомобильными и ручными навигаторами, с навигационными программами для компьютеров и планшетов. Везде есть свои преимущества и недостатки. Но лично мне по душе пришлась навигация по топографическим картам.

Топографические карты содержат на порядок больше информации об окружающей местности, чем векторные карты навигаторов или спутниковые снимки. По ним можно легко узнать о характере рельефа местности и ее растительности, о других многочисленных деталях ландшафта, о наличии на пути заболоченных участков, о характере водных переправ и т.д. Да и просто бывает крайне полезно познакомиться с местной топонимикой. Именно по этим причинам я предпочитаю навигацию по топографическим картам.
Но у них есть один недостаток, ограничивающий их применение. Сеть дорог, как общего пользования, так и проселков – это живая, постоянно меняющаяся структура. И нет гарантии, что тот или иной участок дороги, нарисованный на карте, окажется на своем месте в реальности несколько лет спустя.

Рассмотрим суть проблемы на иллюстрациях.
Допустим, нам надо перебраться с одного берега реки на другой в районе озера Туэту-Куль.
На топографической карте 80-х годов прошлого века здесь вообще нет ни моста, ни брода.
Изображение

На топографической карте начала 21-го века уже обозначена дорога и мост через реку.
Изображение

Замечательно, прокладываем маршрут и поехали. Только вот незадача. По прибытии в расчетную точку оказывается, что моста здесь нет. Может он там и был когда-то, но сейчас не сохранилось даже его следов!

На приведенной ниже карте красным цветом нанесен трек реального пути. Мост имеется, но на несколько километров выше по течению от указанного на карте места. Просмотр спутниковых изображений местности подтверждает этот факт.
Изображение

Как видим, реальный путь с переправой по мосту серьезно отличается от топографического изображения.

Что же делать? Использовать спутниковые снимки, вместо карт? Но у них есть свои недостатки.
Во-первых, и это главное, снимки являются бледным подобием топографической карты. Для наглядности ниже приведен увеличенный фрагмент снимка местности в районе реального моста через реку. Что по нему можно сказать о пути и окружающей местности, кроме слабо различимой нитки проселка? А уж на снимке, выполненном в масштабе карты, вообще ничего невозможно было бы рассмотреть. Во-вторых, не всегда для данной местности имеются снимки в требуемом качестве. В-третьих, снимки в хорошем разрешении занимают слишком много места в памяти компьютера или навигатора.
Изображение

Проблема легко решается, когда имеется готовый трек для данного участка маршрута. Загружаем трек, например, в Oziexplorer или OkMap, и на фоне топографической карты появляется нужный путь.
А если такого трека нет, тогда как быть?

Возникает задача корректировки топографических карт по спутниковым изображениям и фотографиям.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
leo2
Сообщений: 6253
Зарегистрирован: Сб мар 14, 2009 12:03
Откуда: Екатеринбург, Эльмашевское гнездовье)))
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 17 раз
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение leo2 » Чт янв 10, 2013 11:55

в Сас планете для ББ(компа) есть слой Панорамио-фотки привязанные к местности, в частности можно найти фото дорог. Конечно, привязка иногда неправильная и. фото дорог есть не везде, но иногда позволяет понять характер дорог, в сочетании с другими источниками- отчеты, спутник+ поправка на время года- уже немало.

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Чт янв 10, 2013 12:13

Трек можно создать с помощью гугловской программы Планета Земля (Google Earth). Рассмотрим на примере, как это можно сделать.

На спутниковом изображении показан сверток дороги к Аркаиму. Это даже не фотография, а изображение, причем весьма посредственного качества. Хотя дорога вполне различима. Но на этом полезная информация спутникового изображения и заканчивается.
Изображение

На топографической карте этого же участка местности подробностей намного больше, но нет свертка к Аркаиму.
Изображение

Приступим к корректировке карты.

В программе Планета Земля первым делом добавим полезные для движения по маршруту метки. Функция так и называется – «добавить метку». Затем сохраняем эти метки в формате kml. Для этого наводим курсор на метку, щелкаем правой кнопкой мыши. В открывшемся меню выбираем «сохранить местоположение как». По умолчанию предлагается формат kmz, нам надо выбрать kml. Это универсальный формат данных, который адекватно воспринимается основными навигационными программами. Сохраняем файл налево.kml, например, в папке Data программы Oziexplorer. И так далее, в зависимости от того, сколько вам понадобится путевых точек.
Изображение

Затем в программе Oziexplorer создаем нужные путевые точки. Открываем меню «Файл» - «Загрузить из файла» - «Импорт файла Google Earth kml», и загружаем точки. В программе OkMap эта операция делается подобным образом: «Файл» - «Загрузить» - «Путевые точки, маршруты, треки». В открывшемся окне загрузки выбираем формат kml.
Изображение
Не забываем сохранять путевые точки. Oziexplorer сохраняет только в родном формате wpt. Для OkMap я бы рекомендовал сохранять в формате gpx. В дальнейшем это может пригодиться при работе с навигатором.

Это первый, вспомогательный этап, не имеющий прямого отношения к треку. Но наличие путевых точек даже при наличии готового трека в некоторых случаях может существенно облегчить работу штурману. Особенно это может пригодиться при прохождении по треку незнакомых сложных автомобильных развязок, когда в потоке машин все маневры и перестроения приходится выполнять заранее, а не в последний момент, когда трек уже начинает уходить в сторону :)

И наконец, приступаем собственно к созданию трека. Для этого в программе Планета Земля имеется функция «Добавить путь». Открывается окно свойств пути, и курсором с помощью левой кнопки мыши начинаем расставлять точки трека поверх изображения дороги, огибая все ее повороты. Частота расстановки точек зависит от кривизны пути и желаемой точности трека.
Изображение

При расстановке точек надо иметь ввиду, что последняя точка создаваемого пути высвечивается синим цветом. Все предыдущие точки остаются красными. Расположение точек можно корректировать в любом месте трека на любом этапе его создания. При этом не забываем по окончании корректировки щелкнуть по последней точке трека, чтобы окрасить ее в синий цвет. После этого можно продолжать расстановку точек дальше. По окончании прокладки трека присваиваем ему имя и закрываем окно свойств.
Изображение

Затем сохраняем полученный трек в формате kml. Для этого наводим курсор на трек, щелкаем правой кнопкой мыши. В открывшемся меню выбираем «сохранить местоположение как». Как и при сохранении меток, не забываем выбрать формат kml. Местом сохранения файла также рекомендую выбрать папку Data программы Oziexplorer.
В качестве небольшого отступления. Папки расположения карт (Map), точек и треков (Data), данных по высотам (Elevation Data) у меня общие для Oziexplorer и OkMap. Это позволяет избежать возможной путаницы при работе с картами и данными.

Полученный трек загружаем в Oziexplorer. Открываем меню «Файл» - «Загрузить из файла» - «Импорт файла Google Earth kml» и загружаем трек. В программе OkMap эта операция делается подобным образом: «Файл» - «Загрузить» - «Путевые точки, маршруты, треки». В открывшемся окне загрузки выбираем формат kml и загружаем трек.
Изображение

Полученный таким образом трек следует сохранить. В Oziexplorer трек сохраняется в оригинальном формате plt. OkMap позволяет сохранить трек в формате gpx, что значительно удобнее для последующего использования трека.

В результате выше описанных операций мы получаем на топографической карте трек с путевыми точками, отражающими истинное положение предстоящего маршрута. При дальнейшем использовании трек можно подгружать в программу или в навигатор перед началом путешествия.

Кроме того, трек можно сделать постоянной частью изображения карты. Делается это в программе Oziexplorer следующим образом. При открытой карте загружается трек. Затем в меню «Файл» выбираем опцию «Сохранить карту в графический файл» - «цветное изображение». Карту можно сохранить под тем же самым именем. После этого она будет содержать в себе изображение трека. Аналогичная функция имеется в программе OkMap: «Файл» – «Сохранить» – «изображение карты на уровень масштабирования». Только предварительно надо задать масштаб карты 1:1.
В результате получаем топографическую карту с изображением новой дороги, соответствующей реальности на момент спутниковой съемки.
Настоятельно рекомендую перед выполнением операции по сведению трека с картой скопировать исходный файл карты в другое место. Так, на всякий случай...

Первый способ (загрузка трека) не требует изменения исходного файла карты. Да и дороги со временем могут вновь измениться.
Способ переноса изображения трека на карту, по-видимому, более предпочтителен при работе с навигаторами, имеющими ограничения по вычислительным ресурсам и ресурсам памяти, по сравнению с компьютерами и планшетами.

Описанный способ создания «искусственных» треков недавно был проверен на 2500-километровом маршруте и хорошо зарекомендовал себя на практике. Надеюсь, он будет полезен не только тем, кто страдает повышенной любознательностью, но и тем, кто выбирает маршруты, на которых обычные автонавигаторы показывают только чистое белое поле.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пн апр 22, 2013 09:53

Небольшое добавление по поводу создания "искусственных" треков для коррекции топографических карт, о которых говорилось ранее.

В программе OkMap имеется возможность прописать в трек профили высот, если у вас имеются соответствующие данные на требуемый участок маршрута. Для этого надо загрузить ранее созданный трек, навести на него курсор и щелкнуть правой кнопкой мыши. В открывшемся меню надо выбрать «Функции объекта – Установить высоту ЦМР – трек: ххх». После этого необходимо сохранить трек. Теперь трек помимо координат будет содержать данные по высоте для каждой точки. В OkMap можно просматривать графики профиля высот по маршруту, также будет доступна соответствующая статистика. Такой трек можно использовать как самостоятельный объект, например, загружать в навигатор.

Ну и напоследок можно немного похулиганить. В треках, записываемых навигаторами, для каждой точки прописываются данные по координатам места, по высоте и по времени: <trkpt lat="52.8558053076" lon="93.2577228919"><ele>1480.09</ele><time>2012-09-02T03:36:29Z</time></trkpt>
Если в искусственно созданный трек прописать время (по Гринвичу) для каждой точки, то он ничем не будет отличаться от настоящего трека. Главное не увлекаться и проставлять разумные значения времени. Иначе можно всех удивить, показав, что очередное болото было преодолено на первой космической скорости :D
Последний раз редактировалось inventor Пн апр 22, 2013 10:17, всего редактировалось 1 раз.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пн апр 22, 2013 09:57

Немного о том, откуда берутся данные по высотам в навигационных программах.

Источником данных по высотам является цифровая модель рельефа (digital elevation model), созданная в NASA по результатам радарной интерферометрической съемки поверхности земного шара, выполненной во время полетов на Шаттлах. Отсюда и появилась аббревиатура ЦМР (DEM). Наиболее распространенными являются данные по высотам с шагом в 3 секунды, так называемые SRTM-3 (Shuttle radar topographic mission). Точность таких данных не столь велика, как 1-секундных, зато они доступны.

Высотные данные можно получить несколькими способами. Программа OkMap имеет встроенную функцию загрузки данными по высотам для загруженной карты через интернет. Недостатком программы является то, что она не умеет загружать данные для широты выше 60 градусов.
Данные без ограничения по координатам можно загрузить вручную, например с сайта http://dds.cr.usgs.gov/srtm/version2_1/SRTM3/
Более удобный вариант загрузки по квадратам представляет сайт http://www.viewfinderpanoramas.org/Cove ... s_org3.htm
Файлы с высотами выглядят следующим образом, например, N80E090.hgt, где N80 – 80 градусов северной широты и E090 – 90 градусов восточной долготы.

Полученные данные сохраняем, например, в папке Elevation Data программы Oziexplorer. Теперь мы можем не только видеть координаты места, но и его высоту над уровнем моря. Также эти данные могут быть использованы для построения трехмерной модели рельефа, например, с помощью приложения Oziexplorer 3D.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

kom
Сообщений: 13928
Зарегистрирован: Чт ноя 09, 2006 13:02
Откуда: Собянинск (бывш. Лужковка), Сокольники -70%, МО, п. Цветковский - 30%
Поблагодарили: 1 раз
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение kom » Пт июл 05, 2013 11:34

inventor писал(а): Данные без ограничения по координатам можно загрузить вручную, например с сайта http://dds.cr.usgs.gov/srtm/version2_1/SRTM3/
Более удобный вариант загрузки по квадратам представляет сайт http://www.viewfinderpanoramas.org/Cove ... s_org3.htm
http://russia4d.ru/content/dannye-srtm3 ... territorii

kom
Сообщений: 13928
Зарегистрирован: Чт ноя 09, 2006 13:02
Откуда: Собянинск (бывш. Лужковка), Сокольники -70%, МО, п. Цветковский - 30%
Поблагодарили: 1 раз
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение kom » Пт июл 05, 2013 19:39

Так, на всякий случай: мои раздачи доступны обычно часов с 8 вечера до 8 утра. Днем - не гарантирую, в выходные - тоже.

Аватара пользователя
inventor
Сообщений: 1540
Зарегистрирован: Чт сен 22, 2011 20:07
Откуда: Новосибирск
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение inventor » Пн июл 08, 2013 12:02

kom писал(а):Так, на всякий случай: мои раздачи доступны обычно часов с 8 вечера до 8 утра. Днем - не гарантирую, в выходные - тоже.
Буду иметь ввиду.
Кстати, спасибо за подсказку насчет Garmin GLO. С удовольствием использую этот девайс в связке с планшетом, избавился от неудобного USB-хвоста. Раньше GPS+Глонасс были доступны только на озике, т.к. только он один работал с eTrex30. А сейчас через GPSgates все крутится и вертится.
УАЗ PATRIOT 2011, евро-3, автономная боевая единица

kom
Сообщений: 13928
Зарегистрирован: Чт ноя 09, 2006 13:02
Откуда: Собянинск (бывш. Лужковка), Сокольники -70%, МО, п. Цветковский - 30%
Поблагодарили: 1 раз
Онлайн статус: Не в сети

Сообщение kom » Пн июл 08, 2013 17:28

Угу, хорошая штучка.

Ответить

Вернуться в «Навигация и картография»

Клуб УАЗ Патриот : Отказ от ответственности