ЖЕНЩИНА-ОРЛИЦА!
Добавлено: Пн ноя 05, 2007 19:07
Историю справедливо сравнивают с «главной», «необходимой» и даже «священной» книгой народов, заглядывать в которую должны все. И правители, и законодатели, и простые граждане. Уже по той простой причине, что книга эта «зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству».
Ни для кого не секрет, что резкий переход от «стабильного социализма» к дикому на начальной стадии «капитализму» крайне осложнил демографическую ситуацию в стране: разрушено много семей, резко упала рождаемость, появились «колонии» бомжей и детская беспризорность.
Куда же делись многовековые традиции крепкой русской семьи? На какой основе строились освящённые церковью и закреплённые законодательно и в понятиях отношения между мужчиной и женщиной в прошлом?
Нелегко заглянуть в далёкое прошлое, не оставили ранние славянские пращуры никаких свидетельств того, как жили они в стародавние времена, как создавали семьи, как воспитывали детей. Всё, чем мы можем располагать, - это несколько скупых, но ёмких фраз одного из древнейших трактатов по истории Юго-Восточной Европы, посвящённых женщинам- славянкам: "Скромность этих женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа личной смертью, не считая пребывание во вдовстве за жизнь".
Женщина со времён славянского язычества понималась как самостоятельный человек. Ведь на протяжении веков её приходилось на равных с мужчиной вести хозяйство, заботиться о детях, да и о мужчине также.
Роль "женского" в славянском фольклоре условно можно разделить на три сферы:
1) место женских божеств в пантеоне славянских богов;
2) женщина в семье и быту;
3) собственно "женское" в фольклоре, то есть представления славян о женщине вообще, о ее природе, качествах, внешности.
Можно сравнить:
1."Курица не птица, женщина не человек" (христианское понимание) и "Курица - птица, женщина - орлица" (языческое понимание);
2."Без мужа жена всегда сирота" (христианское понимание) и "Муж без жены пуще малых деток сирота" (языческое понимание).
Галерея женщин-политиков Руси могла бы включить около 50 княгинь, княжон, боярынь, и среди них было немало решительных, подчас мятежных (Марфа Посадница, боярыня Морозова) или прославившихся как мудростью, так и небывалой жестокостью (княгиня Ольга, мстившая за смерть мужа).
Относительная свобода славянской женщины в X - XIII веках постепенно сменилась её ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы – у мужа. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена: за ней сохранялись права на приданое и наследство после мужа. Согласно древнерусским обычаям жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж – в 12-летнем возрасте. Молодая жена переезжала в дом мужа и включалась в общее хозяйствование.
В государстве Российском в допетровское время семейные отношения строились на основе "ДОМОСТРОЯ" - уникального памятника истории и одного из самых замечательных литературных произведений Русского государства середины XVI века (составлен духовником молодого царя Ивана IV Васильевича). Он представлял собой свод наставлений и правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения, незаменимый учебник житейской мудрости для многих поколений русских людей.
В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всём подчиняться мужу и отцу. Вот несколько рекомендаций "ДОМОСТРОЯ" (без комментариев): "Следует мужьям поучать своих жен с любовью и примерным наставлением, супруга же должна соглашаться охотно и всё по наставлению исполнять. И паче всего - иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте... А сама бы государыня никогда, разве что по болезни, праздною не сидела: женке честь, мужу похвала".
Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, помогали свахи и сваты - родственники жениха (формально нельзя было видеть невесту до сватовства, а мужа до венчания). Сват имел право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все подписывали "рядную запись" из двух частей - брачного договора и описи приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен. Невесту "убирали" подруги, в знатной семье её развлекали "плясицы". После венчания в церкви, на пиршестве с третьей переменой блюд молодых вели на постель в "сенник", затем выносили невестину рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей. На второй день дарили подарки, и они одаривали гостей. Молодых величали "князем" и "княгиней". На свадьбе, продолжавшейся три дня, присутствовали древние "чины" - тысяцкий, посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший, дружки. Сам ритуал должен был привлечь Божье благословение.
Эпоха Петра I внесла изменения и в семейное законодательство. Через изменение отношения к женщине Петр I стремился европеизировать русскую знать. Было отменено домашнее затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, они приглашались на приёмы и праздники.В 1722 году царь приказал Сенату и Синоду расторгнуть насильственные браки; при нем стали возвращаться "в мир" насильно постриженные жены. Но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей. Свадебный обряд изменился только в Москве и Санкт-Петербурге. На свадьбе, где веселились вместе мужчины и женщины, полагалось выставить щедрые угощения с вином и разнообразными блюдами. Свадьбы посещал сам Петр I с Екатериной; царь запретил показывать гостям невестину сорочку, хотя в провинции этот обычай сохранялся еще долго.
Знать, пытаясь угодить царю, вводила новшества: заказывались новые женские платья, парики, зеркала, картины. В обиход вошли музыка и танцы. Женщины проявляли большую активность, чем их мужья: овладевали грамотой, учились европейскому «политесу», по три раза в день меняли наряды, осваивали клавесин. Дворянка имела право на галантное обращение. Разговоры на «амурные» темы уже не считались неприличностью. Однако в закрытой части дворцов знати по-прежнему царили старые обычаи, а в «гостевой» - уже европейские. Знатные женщины стали оказывать большое влияние на детей, появился интерес к их воспитанию.Часто они ссылками на необходимость следовать царским указам добивались большей свободы перед мужьями. Женщины буквально заново учились говорить и не краснеть, закрываясь рукавом.
Один из первых Указов Петра I провозглашал принцип добровольности вступления в брак. В 1714 году Петр издал новый Указ - трепещите, женихи! Перед венчанием мужчина должен был представить свидетельство о знании арифметики и геометрии. В 1722 году царь ещё решительнее ратует за введение образовательного ценза – специальным уставом запрещалось женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся" (вспомните Митрофанова - "не хочу учиться, хочу жениться"). Дело здесь не только в том, чтобы обеспечить поголовную грамотность среди мужского населения, но и в том, чтобы сохранить чистоту генетического кода нации и отбраковать заведомо "низкосортных" производителей.
Позже, в 40-е годы XVIII века, Указом Синода были запрещены браки с мужчинами старше 70 лет. Это аргументировалось довольно просто: "Брак от Бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от семидесятилетнего надеяться весьма отчаянно". Согласитесь, факты притеснения мужчин в государственном масштабе налицо.
Дальнейшая российская политика в области семьи и брака - это история постепенного, но неуклонного послабления для женщин. Так, в 1775 году законодательно устанавливаются права и обязанности супругов. Вот что гласят статьи № 106 и № 107 Свода гражданских законов: "Муж обязан любить свою жену как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять её недостатки и облегчать ей немощи"; в свою очередь "жена обязана повиноваться мужу с воему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома".
Но ещё долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи. Распространение французской атеистической философии, ослабление роли церкви и совершенно иное, чем раньше, положение женщины, отразились на жизни семьи. На протяжении всего XIX века росло число разводов и пар, добровольно решившихся на раздельное проживание.
В начале XX века нередким стал гражданский брак, причем у всех сословий. Из-за того, что крестьяне занимались часто отхожими промыслами, уходили работать на фабрики, подрывались устои и крестьянской семьи. По инициативе крестьянских женщин большие разветвленные семьи стали разделяться. Резко упало число насильственных браков в высших и средних сословиях, искренность чувств становится необходимой в глазах общества. Браки по расчету осуждаются, хотя и терпятся как неизбежное зло. Свадьба по-прежнему пышная, но лишена прежней избыточности. Распространяется европейский обычай проводить "медовый месяц" в путешествиях. Молодожены чаще всего живут отдельно от родителей.
Называют супруги друг друга, как и прежде на "вы", но уже принято выказывать на людях особую нежность. В это время женщина, живущая лишь для света, становится анахронизмом. Предназначение супруги видят в заботах о семейной гармонии и в воспитании детей. Нередко даже в аристократических семьях женщины сами кормят грудью младенцев, не доверяя их кормилицам. Во многих слоях общества утверждается культ здоровой семьи, большее внимание воспитанию уделяют и отцы. В начале XX века в кругах многочисленной богемы обычными становятся мимолетные связи, подчеркнуто эпатирующий стиль поведения.
Многие исследователи считают, что общественный статус женщины в России был намного выше, чем в Европе. Супруги были равны перед общественным мнением. К концу XIX века Россия опередила другие европейские страны по качеству и разнообразию профессий, доступных в женском высшем образовании. Причём, обратите внимание, за развитие прав женщин в России выступали именно мужчины. Власть-то находилась как-никак у них в руках.
Но течение жизни не повернуть вспять - мы имеем то, что имеем. И сейчас ещё "пёстрые колибри" - неработающие, обеспеченные жёны богатых мужей - стремятся "приватизировать" пространства золотых клеток, не подозревая, что за блестящими прутьями существует уже несколько другой расклад, а эмансипированные, так называемые сильные, женщины, реализуя свои искуственные жизненные схемы, будут гордо заявлять о своей принципиальной "независимости и свободе" и сгибаться под грузом добровольно принятых обязанностей, и женских, и мужских.
Приоритет естественной и самобытной обаятельности русских женщин, с их неповторимой славянской сердечностью и созидающей силой духа, объединяющих в любви преданность, жертвенность и самостоятельность, воспринимающих зависимость от мужчин как продолжение и разнообразие своей свободы, признан в мире давно и бесповоротно!
Ни для кого не секрет, что резкий переход от «стабильного социализма» к дикому на начальной стадии «капитализму» крайне осложнил демографическую ситуацию в стране: разрушено много семей, резко упала рождаемость, появились «колонии» бомжей и детская беспризорность.
Куда же делись многовековые традиции крепкой русской семьи? На какой основе строились освящённые церковью и закреплённые законодательно и в понятиях отношения между мужчиной и женщиной в прошлом?
Нелегко заглянуть в далёкое прошлое, не оставили ранние славянские пращуры никаких свидетельств того, как жили они в стародавние времена, как создавали семьи, как воспитывали детей. Всё, чем мы можем располагать, - это несколько скупых, но ёмких фраз одного из древнейших трактатов по истории Юго-Восточной Европы, посвящённых женщинам- славянкам: "Скромность этих женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа личной смертью, не считая пребывание во вдовстве за жизнь".
Женщина со времён славянского язычества понималась как самостоятельный человек. Ведь на протяжении веков её приходилось на равных с мужчиной вести хозяйство, заботиться о детях, да и о мужчине также.
Роль "женского" в славянском фольклоре условно можно разделить на три сферы:
1) место женских божеств в пантеоне славянских богов;
2) женщина в семье и быту;
3) собственно "женское" в фольклоре, то есть представления славян о женщине вообще, о ее природе, качествах, внешности.
Можно сравнить:
1."Курица не птица, женщина не человек" (христианское понимание) и "Курица - птица, женщина - орлица" (языческое понимание);
2."Без мужа жена всегда сирота" (христианское понимание) и "Муж без жены пуще малых деток сирота" (языческое понимание).
Галерея женщин-политиков Руси могла бы включить около 50 княгинь, княжон, боярынь, и среди них было немало решительных, подчас мятежных (Марфа Посадница, боярыня Морозова) или прославившихся как мудростью, так и небывалой жестокостью (княгиня Ольга, мстившая за смерть мужа).
Относительная свобода славянской женщины в X - XIII веках постепенно сменилась её ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы – у мужа. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена: за ней сохранялись права на приданое и наследство после мужа. Согласно древнерусским обычаям жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж – в 12-летнем возрасте. Молодая жена переезжала в дом мужа и включалась в общее хозяйствование.
В государстве Российском в допетровское время семейные отношения строились на основе "ДОМОСТРОЯ" - уникального памятника истории и одного из самых замечательных литературных произведений Русского государства середины XVI века (составлен духовником молодого царя Ивана IV Васильевича). Он представлял собой свод наставлений и правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения, незаменимый учебник житейской мудрости для многих поколений русских людей.
В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всём подчиняться мужу и отцу. Вот несколько рекомендаций "ДОМОСТРОЯ" (без комментариев): "Следует мужьям поучать своих жен с любовью и примерным наставлением, супруга же должна соглашаться охотно и всё по наставлению исполнять. И паче всего - иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте... А сама бы государыня никогда, разве что по болезни, праздною не сидела: женке честь, мужу похвала".
Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, помогали свахи и сваты - родственники жениха (формально нельзя было видеть невесту до сватовства, а мужа до венчания). Сват имел право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все подписывали "рядную запись" из двух частей - брачного договора и описи приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен. Невесту "убирали" подруги, в знатной семье её развлекали "плясицы". После венчания в церкви, на пиршестве с третьей переменой блюд молодых вели на постель в "сенник", затем выносили невестину рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей. На второй день дарили подарки, и они одаривали гостей. Молодых величали "князем" и "княгиней". На свадьбе, продолжавшейся три дня, присутствовали древние "чины" - тысяцкий, посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший, дружки. Сам ритуал должен был привлечь Божье благословение.
Эпоха Петра I внесла изменения и в семейное законодательство. Через изменение отношения к женщине Петр I стремился европеизировать русскую знать. Было отменено домашнее затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, они приглашались на приёмы и праздники.В 1722 году царь приказал Сенату и Синоду расторгнуть насильственные браки; при нем стали возвращаться "в мир" насильно постриженные жены. Но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей. Свадебный обряд изменился только в Москве и Санкт-Петербурге. На свадьбе, где веселились вместе мужчины и женщины, полагалось выставить щедрые угощения с вином и разнообразными блюдами. Свадьбы посещал сам Петр I с Екатериной; царь запретил показывать гостям невестину сорочку, хотя в провинции этот обычай сохранялся еще долго.
Знать, пытаясь угодить царю, вводила новшества: заказывались новые женские платья, парики, зеркала, картины. В обиход вошли музыка и танцы. Женщины проявляли большую активность, чем их мужья: овладевали грамотой, учились европейскому «политесу», по три раза в день меняли наряды, осваивали клавесин. Дворянка имела право на галантное обращение. Разговоры на «амурные» темы уже не считались неприличностью. Однако в закрытой части дворцов знати по-прежнему царили старые обычаи, а в «гостевой» - уже европейские. Знатные женщины стали оказывать большое влияние на детей, появился интерес к их воспитанию.Часто они ссылками на необходимость следовать царским указам добивались большей свободы перед мужьями. Женщины буквально заново учились говорить и не краснеть, закрываясь рукавом.
Один из первых Указов Петра I провозглашал принцип добровольности вступления в брак. В 1714 году Петр издал новый Указ - трепещите, женихи! Перед венчанием мужчина должен был представить свидетельство о знании арифметики и геометрии. В 1722 году царь ещё решительнее ратует за введение образовательного ценза – специальным уставом запрещалось женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся" (вспомните Митрофанова - "не хочу учиться, хочу жениться"). Дело здесь не только в том, чтобы обеспечить поголовную грамотность среди мужского населения, но и в том, чтобы сохранить чистоту генетического кода нации и отбраковать заведомо "низкосортных" производителей.
Позже, в 40-е годы XVIII века, Указом Синода были запрещены браки с мужчинами старше 70 лет. Это аргументировалось довольно просто: "Брак от Бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от семидесятилетнего надеяться весьма отчаянно". Согласитесь, факты притеснения мужчин в государственном масштабе налицо.
Дальнейшая российская политика в области семьи и брака - это история постепенного, но неуклонного послабления для женщин. Так, в 1775 году законодательно устанавливаются права и обязанности супругов. Вот что гласят статьи № 106 и № 107 Свода гражданских законов: "Муж обязан любить свою жену как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять её недостатки и облегчать ей немощи"; в свою очередь "жена обязана повиноваться мужу с воему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома".
Но ещё долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи. Распространение французской атеистической философии, ослабление роли церкви и совершенно иное, чем раньше, положение женщины, отразились на жизни семьи. На протяжении всего XIX века росло число разводов и пар, добровольно решившихся на раздельное проживание.
В начале XX века нередким стал гражданский брак, причем у всех сословий. Из-за того, что крестьяне занимались часто отхожими промыслами, уходили работать на фабрики, подрывались устои и крестьянской семьи. По инициативе крестьянских женщин большие разветвленные семьи стали разделяться. Резко упало число насильственных браков в высших и средних сословиях, искренность чувств становится необходимой в глазах общества. Браки по расчету осуждаются, хотя и терпятся как неизбежное зло. Свадьба по-прежнему пышная, но лишена прежней избыточности. Распространяется европейский обычай проводить "медовый месяц" в путешествиях. Молодожены чаще всего живут отдельно от родителей.
Называют супруги друг друга, как и прежде на "вы", но уже принято выказывать на людях особую нежность. В это время женщина, живущая лишь для света, становится анахронизмом. Предназначение супруги видят в заботах о семейной гармонии и в воспитании детей. Нередко даже в аристократических семьях женщины сами кормят грудью младенцев, не доверяя их кормилицам. Во многих слоях общества утверждается культ здоровой семьи, большее внимание воспитанию уделяют и отцы. В начале XX века в кругах многочисленной богемы обычными становятся мимолетные связи, подчеркнуто эпатирующий стиль поведения.
Многие исследователи считают, что общественный статус женщины в России был намного выше, чем в Европе. Супруги были равны перед общественным мнением. К концу XIX века Россия опередила другие европейские страны по качеству и разнообразию профессий, доступных в женском высшем образовании. Причём, обратите внимание, за развитие прав женщин в России выступали именно мужчины. Власть-то находилась как-никак у них в руках.
Но течение жизни не повернуть вспять - мы имеем то, что имеем. И сейчас ещё "пёстрые колибри" - неработающие, обеспеченные жёны богатых мужей - стремятся "приватизировать" пространства золотых клеток, не подозревая, что за блестящими прутьями существует уже несколько другой расклад, а эмансипированные, так называемые сильные, женщины, реализуя свои искуственные жизненные схемы, будут гордо заявлять о своей принципиальной "независимости и свободе" и сгибаться под грузом добровольно принятых обязанностей, и женских, и мужских.
Приоритет естественной и самобытной обаятельности русских женщин, с их неповторимой славянской сердечностью и созидающей силой духа, объединяющих в любви преданность, жертвенность и самостоятельность, воспринимающих зависимость от мужчин как продолжение и разнообразие своей свободы, признан в мире давно и бесповоротно!
