ВЕСЕЛИЕ РУСИ!
Добавлено: Пт май 25, 2007 19:12
ВЕСЕЛИЕ РУСИ.
Наша древняя история больше всех героев любит князя Владимира, крестившего Русь. И есть за что восхищаться им. У него и дядька - знаменитый богатырь Добрыня Никитич, и сам он тоже богатырского сложения, да и силой не обделён был. Под 986 годои Летопись впервые отмечает мощный религиозный импульс в мировоззрении Владимира. И пришли к нему болгары (волжские) магометанской веры, и сказали ему: "Ты, князь мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету... А учит Магомет так: ... и не пить вина..."
Слушал, слушал он их... Но вот что было ему не любо во всех их речах: воздержание от питья. И изрёк князь Владимир: "РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ, НЕ МОЖЕМ БЕЗ ТОГО БЫТИ" (Повесть временных лет).
Больше всего пили в ту эпоху мёд (медовуха), т.е., напиток,приготовленный из мёда, вареного с водой и подвергнутого спиртному брожению. Мёд был широко распространён и входил как обязательный ритуальный напиток в обряд языческой тризны и свадьбы. Летопись упоминает мёд много раз. Ещё в 945 г. княгиня Ольга обращается к древлянам со словами: "се... иду к вам, да пристройте меды мъногы у города, идеже убисте мужа моего, да поплачюся над гробом его и створю трызну мужю своему. Они же съвезоша меды многи зело {и} възвариша" (Лаврентьевская летопись).
Наряду с мёдом издревле употреблялся хлебный квас. Самое раннее известие о нём относится к 996 г., когда князь Владимир праздновал постройку церкви в Василеве и приказал "мёд в бчелках {бочках}, а в другых квас возити по городу".
Самодельным хмельным напитком наравне с мёдом было пиво. Митрополит Никифор писал князю Владимиру Мономаху: "непотребно есть о посте беседовати, и паче же о непитии вина или пива в время поста". В домонгольской Руси термин "вино" применялся только к вину виноградному, привозимому с юга для знатных и богатых.
Да, праздники на Руси отмечались буйно, с размахом, но в остальное время народ работал. Ныне традиционный русский напиток - водка - появился в середине XV века. К XVI церковные служители были крайне обеспокоены увеличением числа посетителей кабаков. По мнению священников, русские попойки напоминали языческое "беснование" и заканчивались недопустимым с точки зрения христианской морали поведением их участников.
Хотя государство и разделяло озабоченность Церкви, оно не пыталось ограничить продажу алкоголя. Причина этого очевидна - деньги, вырученные от продажи спиртного, составляли немалую долю государственного дохода.
Употребление хмельных напитков на Руси в определяющей степени связано с климатическими условиями - долгий период тяжелейшего труда летом сменялся не менее долгим периодом суровой зимы.
До Петра Великого власть не боролась с этим всенародным увлечением, а сам первый русский император в окружении своей знати внёс немалую лепту в его расцвет, поскольку часто устраивал пьяные гульбища. Появилась и окрепла в народе известная "мудрость": "ЧТО РУССКОМУ ВО ЗДРАВИЕ, ТО НЕМЦУ - СМЕРТЬ".
После Петра Великого род русских государей пресекся, и на престол стали восходить немецкие курфюсты с некоторой примесью романовской крови. И чем более возрастал этот немецкий процент, тем всё активнее возрастала и борьба власти с пьянством.
Вначале дворянство, следуя примеру Екатерины Великой, рассталось с водкой, оставив её для здоровья и охоты и ограничиваясь рюмочкой. Оно, равно как и офицерство, пило вино, и к концу XVIII столедия водка вообще исчезла со столов дворянства. Кроме того, дворянская и разночинная общественность повсеместно организовывала различные общества, пропагандировавшие трезвый образ жизни. А у задавленного поборами крестьянства денег не было, на самогонку зерно не тратили, и Россия стала страной, весьма мало потребляющей крепкие напитки.
В городах продажа водки строго регулировалась классностью трактиров и кабаков. В деревнях вообще водка не продавалась, а в сёлах - только в определённом общественном месте, причём, в воскресенье никаких спиртных напитков не отпускалось вообще. В сезонные работы - посевную, сенокос и уборочную - продажу спиртного регулировал сельский сход. Если он постановлял водку не продавать, её невозможно было купить даже из-под полы.
Вместе с объявлением войны с Германией в 1914 году был введён "сухой закон", т.е. запрет на продажу спиртного во время военных действий. Этот закон был отменён лишь через 15 лет при Сталине. В период Великой Отечественной войны были введены "боевые сто грамм", но только перед атакой.
С "застойных" времён Брежнева постепенно стал угасать национальный подъём первых десятилетий советской власти и военной поры, питие из праздничного занятия перешло в обыденную жизнь, причём, цена водки регулярно поднималась. Провал всевозможных Продовольственных программ, полное отсутствие заинтересованности сельского населения в колхозно-совхозном труде за копейки, привело к запустению русских деревень.
Правительство Горбачёва пыталось "как лучше" - хотя бы придержать повальное пьянство, но получилось "как всегда". Началась бездумная кампания по уничтожению виноградников в Крыму, на Северном Кавказе и в Закавказье, хотя болезнь нации происходила отнюдь не от употребления сухих вин. Ограничение продажи спиртного привело к массовому подпольному производству самогона и откровенно опасных для жизни хмельных подделок.
Невосприятие народом "либеральных реформ" 90-х годов, отсутствие объединяющей и возвышающей народ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, непонимание необходимости в жестоком и варварском отъёме национальной и личной собственности - всё это вынужденно топится в хмельном стакане.
Странное это питие. Как на поминках.
Наша древняя история больше всех героев любит князя Владимира, крестившего Русь. И есть за что восхищаться им. У него и дядька - знаменитый богатырь Добрыня Никитич, и сам он тоже богатырского сложения, да и силой не обделён был. Под 986 годои Летопись впервые отмечает мощный религиозный импульс в мировоззрении Владимира. И пришли к нему болгары (волжские) магометанской веры, и сказали ему: "Ты, князь мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету... А учит Магомет так: ... и не пить вина..."
Слушал, слушал он их... Но вот что было ему не любо во всех их речах: воздержание от питья. И изрёк князь Владимир: "РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ, НЕ МОЖЕМ БЕЗ ТОГО БЫТИ" (Повесть временных лет).
Больше всего пили в ту эпоху мёд (медовуха), т.е., напиток,приготовленный из мёда, вареного с водой и подвергнутого спиртному брожению. Мёд был широко распространён и входил как обязательный ритуальный напиток в обряд языческой тризны и свадьбы. Летопись упоминает мёд много раз. Ещё в 945 г. княгиня Ольга обращается к древлянам со словами: "се... иду к вам, да пристройте меды мъногы у города, идеже убисте мужа моего, да поплачюся над гробом его и створю трызну мужю своему. Они же съвезоша меды многи зело {и} възвариша" (Лаврентьевская летопись).
Наряду с мёдом издревле употреблялся хлебный квас. Самое раннее известие о нём относится к 996 г., когда князь Владимир праздновал постройку церкви в Василеве и приказал "мёд в бчелках {бочках}, а в другых квас возити по городу".
Самодельным хмельным напитком наравне с мёдом было пиво. Митрополит Никифор писал князю Владимиру Мономаху: "непотребно есть о посте беседовати, и паче же о непитии вина или пива в время поста". В домонгольской Руси термин "вино" применялся только к вину виноградному, привозимому с юга для знатных и богатых.
Да, праздники на Руси отмечались буйно, с размахом, но в остальное время народ работал. Ныне традиционный русский напиток - водка - появился в середине XV века. К XVI церковные служители были крайне обеспокоены увеличением числа посетителей кабаков. По мнению священников, русские попойки напоминали языческое "беснование" и заканчивались недопустимым с точки зрения христианской морали поведением их участников.
Хотя государство и разделяло озабоченность Церкви, оно не пыталось ограничить продажу алкоголя. Причина этого очевидна - деньги, вырученные от продажи спиртного, составляли немалую долю государственного дохода.
Употребление хмельных напитков на Руси в определяющей степени связано с климатическими условиями - долгий период тяжелейшего труда летом сменялся не менее долгим периодом суровой зимы.
До Петра Великого власть не боролась с этим всенародным увлечением, а сам первый русский император в окружении своей знати внёс немалую лепту в его расцвет, поскольку часто устраивал пьяные гульбища. Появилась и окрепла в народе известная "мудрость": "ЧТО РУССКОМУ ВО ЗДРАВИЕ, ТО НЕМЦУ - СМЕРТЬ".
После Петра Великого род русских государей пресекся, и на престол стали восходить немецкие курфюсты с некоторой примесью романовской крови. И чем более возрастал этот немецкий процент, тем всё активнее возрастала и борьба власти с пьянством.
Вначале дворянство, следуя примеру Екатерины Великой, рассталось с водкой, оставив её для здоровья и охоты и ограничиваясь рюмочкой. Оно, равно как и офицерство, пило вино, и к концу XVIII столедия водка вообще исчезла со столов дворянства. Кроме того, дворянская и разночинная общественность повсеместно организовывала различные общества, пропагандировавшие трезвый образ жизни. А у задавленного поборами крестьянства денег не было, на самогонку зерно не тратили, и Россия стала страной, весьма мало потребляющей крепкие напитки.
В городах продажа водки строго регулировалась классностью трактиров и кабаков. В деревнях вообще водка не продавалась, а в сёлах - только в определённом общественном месте, причём, в воскресенье никаких спиртных напитков не отпускалось вообще. В сезонные работы - посевную, сенокос и уборочную - продажу спиртного регулировал сельский сход. Если он постановлял водку не продавать, её невозможно было купить даже из-под полы.
Вместе с объявлением войны с Германией в 1914 году был введён "сухой закон", т.е. запрет на продажу спиртного во время военных действий. Этот закон был отменён лишь через 15 лет при Сталине. В период Великой Отечественной войны были введены "боевые сто грамм", но только перед атакой.
С "застойных" времён Брежнева постепенно стал угасать национальный подъём первых десятилетий советской власти и военной поры, питие из праздничного занятия перешло в обыденную жизнь, причём, цена водки регулярно поднималась. Провал всевозможных Продовольственных программ, полное отсутствие заинтересованности сельского населения в колхозно-совхозном труде за копейки, привело к запустению русских деревень.
Правительство Горбачёва пыталось "как лучше" - хотя бы придержать повальное пьянство, но получилось "как всегда". Началась бездумная кампания по уничтожению виноградников в Крыму, на Северном Кавказе и в Закавказье, хотя болезнь нации происходила отнюдь не от употребления сухих вин. Ограничение продажи спиртного привело к массовому подпольному производству самогона и откровенно опасных для жизни хмельных подделок.
Невосприятие народом "либеральных реформ" 90-х годов, отсутствие объединяющей и возвышающей народ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ, непонимание необходимости в жестоком и варварском отъёме национальной и личной собственности - всё это вынужденно топится в хмельном стакане.
Странное это питие. Как на поминках.