Интересно, возможно ли придумать чтобы через разъем работало два устройства? Например борт компьютер и блютуфный адаптер для планшета? Без перетыкивания и переключений.multik писал(а):Результат: при включении зажигания никакого дыма из-под руля и весь зоопарк адаптеров работает.
Что мне и требовалось. Ждите: как созрею, напишу про диагностику всего, чего есть в машине :)
Запчасти на УАЗ Патриот
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!
КЛУБНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Нужна помощь НУЖЕН МОДЕРАТОР Для новеньких ПРАВИЛА Найти тему Поиск Мой флагРазмещение видео Находясь форуме uazpatriot.ru вы безоговорочно соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением в противном случае вы должны покинуть форум. Уважаемые пользователи ресурса, использование красного цвета текста, и наиболее близких к нему, разрешено только администрации и модераторам!
multik (УАЗ Патриот 2013, бензин)
- Shturman Vasya
- Сообщений: 654
- Зарегистрирован: Вт май 21, 2013 06:43
- Откуда: Алматы, Казахстан
- Поблагодарили: 1 раз
- Онлайн статус: Не в сети
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Я немного не так выразился. 99% знают, что такое can-шина. Но не умеют выходить за некоторые рамки, забитые в их прошивку. В общем, я понял, что надо это будет подробней описать :)crazyzhuk писал(а):а бывают адаптеры, которые работают и с тем, и с тем? очень интересное решение с использованием планшетаmultik писал(а):...
В общем случае нет. Ибо обычно есть две проблемы:
1 - не все адаптеры умеют работать с CAN шиной
2 -телефонные программы не в курсе, что можно побегать и поспрашивать CAN шину на предмет "а что там еще есть, кроме двигателя"
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Да. Продаются разветвители. Но они только для can-адаптеров.Shturman Vasya писал(а):Интересно, возможно ли придумать чтобы через разъем работало два устройства? Например борт компьютер и блютуфный адаптер для планшета? Без перетыкивания и переключений.multik писал(а):Результат: при включении зажигания никакого дыма из-под руля и весь зоопарк адаптеров работает.
Что мне и требовалось. Ждите: как созрею, напишу про диагностику всего, чего есть в машине :)
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Думаю, никого не удивлю, если скажу, что патриот на скоростях выше 80 км/ч свистит. И этот свист прекращается, если чуть-чуть рукой отжать уплотнитель около зеркала. И даже эмпирическим методом нашли лечение: воткнуть второй уплотнитель. Можно от 8ки, можно строительный для окон, можно еще какой-то ...
Но это не наш метод. Прежде чем бороться, надо понять, с чем бороться. Для изучения поля битвы я в самый разгар "Чистой Москвы" вымыл (с пенкой!) Дрыня и поехал кататься. Результаты представляю вашему вниманию.
Как видно, поток воздуха упирается в стык крыло-дверь-стойка и выдавливает наружу всё.
Но то, что смогло пролезть внутрь, расходится более-менее равномерно
Вот в этом месте видно резкое падение давления набегающего воздуха, где грязь практически ничего не тревожит.
И затем чем ближе к голове, тем сильнее происходит разгон. Обратите внимание на правую часть проёма: ")))-образные" следы это подтверждают.
Поначалу я грешил на зеркала (дескать поток их обходит и творит такое), но veter1939 запостил прекрасную фотографию
Обратите внимание на узкий створ потока и его положение. Ведь казалось бы, ему ничего не должно мешать быть шире или как минимум ниже ...
Отсюда вывод: зеркала не виноваты.
К сожалению, дороги в Москве на моем маршруте внезапно высохли, поэтому уточнение тонкостей откладывается. Но первые результаты обнадеживают: что бы избавиться от вышеперечисленного безобразия, мне хватило закрыть примерно 10см щели капота до стыка. Банальным скотчем. Но это некрасиво и нефункционально, так что ждите продолжения ...
Но это не наш метод. Прежде чем бороться, надо понять, с чем бороться. Для изучения поля битвы я в самый разгар "Чистой Москвы" вымыл (с пенкой!) Дрыня и поехал кататься. Результаты представляю вашему вниманию.
Как видно, поток воздуха упирается в стык крыло-дверь-стойка и выдавливает наружу всё.
Но то, что смогло пролезть внутрь, расходится более-менее равномерно
Вот в этом месте видно резкое падение давления набегающего воздуха, где грязь практически ничего не тревожит.
И затем чем ближе к голове, тем сильнее происходит разгон. Обратите внимание на правую часть проёма: ")))-образные" следы это подтверждают.
Поначалу я грешил на зеркала (дескать поток их обходит и творит такое), но veter1939 запостил прекрасную фотографию
Обратите внимание на узкий створ потока и его положение. Ведь казалось бы, ему ничего не должно мешать быть шире или как минимум ниже ...
Отсюда вывод: зеркала не виноваты.
К сожалению, дороги в Москве на моем маршруте внезапно высохли, поэтому уточнение тонкостей откладывается. Но первые результаты обнадеживают: что бы избавиться от вышеперечисленного безобразия, мне хватило закрыть примерно 10см щели капота до стыка. Банальным скотчем. Но это некрасиво и нефункционально, так что ждите продолжения ...
- Petrol
- Владелец
- Сообщений: 1470
- Зарегистрирован: Вс дек 21, 2008 20:03
- Откуда: Орел
- Машина: Суслик
- Благодарил (а): 537 раз
- Поблагодарили: 87 раз
- Онлайн статус: Не в сети
Мужчина, ТЫ - МОНСТР!!!
Давай продолжение!!!
Вот только на фоточке пикапозеркала...
Давай продолжение!!!
Вот только на фоточке пикапозеркала...
Суслик 2013 бензин
Limited, мех. РК, Yokohama Geolandar G015, 245/75 R16, лебедь "4x4" 12000 lbs.
Спальник от Lapocruiser.
Ботжурнал Суслика на DRIVE2
Limited, мех. РК, Yokohama Geolandar G015, 245/75 R16, лебедь "4x4" 12000 lbs.
Спальник от Lapocruiser.
Ботжурнал Суслика на DRIVE2
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Продолжаю ходить вокруг стыка крыло-стойка. Обнаружил вот такую вот симпатичную дырдочку. В принципе она достаточно маленькая, что бы вода не под давлением туда затекала, но и достаточная, что бы вообще затекала.
Интересно, не она ли является причиной, что у некоторых со временем начинает течь на левую ногу? Особенно, если что-нибудь с стеклом лобовым делали?
Интересно, не она ли является причиной, что у некоторых со временем начинает течь на левую ногу? Особенно, если что-нибудь с стеклом лобовым делали?
- Maxsus
- Сообщений: 177
- Зарегистрирован: Пт мар 27, 2009 15:45
- Откуда: г.Дзержинский МО
- Машина: 21214
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
- Онлайн статус: Не в сети
Я на лобовое стекло поставил "стрелки", крепятся под боковую резинку. боковые стекла чистые. щель между дверью и дверным проемом, капот - крылья-решетка радиатора, решетка радиатора-фары проклеил гаражным уплотнителем D14 черный, второй год уже, зиму выдерживают хорошо, свистит меньше. стойку между дверями (передняя и задняя) наклеил D16 ли D18 точно не помню. заднюю дверь тоже проклеил D14, но так чтобы вентиляцию не загораживало.
все это заметно, если приглядываться.
все это заметно, если приглядываться.
- Owlar
- Сообщений: 154
- Зарегистрирован: Вт мар 05, 2013 23:33
- Откуда: Мурманск, Москва САО.
- Онлайн статус: Не в сети
Можно пару фоток в студию, чтоб оценить куда именно уплотнитель на крылья и решётку приклеивали?Maxsus писал(а):Я на лобовое стекло поставил "стрелки", крепятся под боковую резинку. боковые стекла чистые. щель между дверью и дверным проемом, капот - крылья-решетка радиатора, решетка радиатора-фары проклеил гаражным уплотнителем D14 черный, второй год уже, зиму выдерживают хорошо, свистит меньше. стойку между дверями (передняя и задняя) наклеил D16 ли D18 точно не помню. заднюю дверь тоже проклеил D14, но так чтобы вентиляцию не загораживало.
все это заметно, если приглядываться.
Patriot Limited, бензин, E-RK, ЖСМ, ГБО.
- Maxsus
- Сообщений: 177
- Зарегистрирован: Пт мар 27, 2009 15:45
- Откуда: г.Дзержинский МО
- Машина: 21214
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
- Онлайн статус: Не в сети
фотки в теме про уплатнители.
решетка - с верху, по границе с капотом. наклеил не большой образец, посмотрел че да как, и подгоняешь, как твоим глазам приятней.
между крылом и капотом щел, делаем по аналогии - наклеил не большой кусок (я три клеил - в начале, середине и в конце) подгоняешь, как твоим глазам приятней.
все остальное, аналогично.
решетка - с верху, по границе с капотом. наклеил не большой образец, посмотрел че да как, и подгоняешь, как твоим глазам приятней.
между крылом и капотом щел, делаем по аналогии - наклеил не большой кусок (я три клеил - в начале, середине и в конце) подгоняешь, как твоим глазам приятней.
все остальное, аналогично.
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Диагностика всего интересного в машине. Часть 1.
... или теоретическая. Ибо как завещали умные люди: "метод тыка хорошо, но пропустишь много интересного".
Итак, как мы можем узнать, что происходит с машиной?
Способ первый, он же в большинстве случаев единственный: приборная панель. Скорость, обороты двигателя, сколько бензина в баке и немного всяких непонятных значков. Если загорелась лампочка "джекичан", то ругаемся и пытаемся включением-выключением зажигания погасить ее. Если не удается, то едем в сервис к суровым дядькам, которым либо платим денег, либо доказываем, что она сломалась сама, а мы не причем и почините по гарантии.
Есть подспособ, применяемый в гламурных иномарках: там есть отдельный дисплейчик бортового компьютера, который рассказывает о погоде за окном и количестве оставшихся километров на литр топлива. И если что случается, то с помощью некоторых действия можно увидеть что-нибудь типа "Gearbox fault" или "Oil level low". Эту надпись можно продиктовать мастеру в сервисе даже по телефону и получить предварительный диагноз. Или даже рассказ, как починить.
Владельцы более обделенных автомобилей обычно покупают бортовые компьютеры (мультитроникс, престиж, штат и так далее), подключают к диагностической колодке машины и начинают смотреть на кучу параметров: от температуры охлаждающей жидкости до напряжения на катализаторе. Продвинутые компьютеры умеют считать расход топлива, напоминать о смене масла и орать дурным голосом при выходе какого-либо параметра за пределы нормы.
Эстетствующим нищебродам, которым не хватило денег на иномарку с бортовым компьютером или которым не нравятся существующие компьютеры, рынок предлагает другой вариант: включение в диагностический разъем адаптера и просмотр примерно тех же параметров на экране мобильника, планшета или ноутбука. Внешне ничего нового в машине, а попытаться узнать причину джекичана можно. Спрос породил предложение: есть адаптеры с bluetooth, wifi и usb. Короче на любой вкус и кошелек. И пофиг, что они сделаны на одном и том же чипе. Минус: необходимо хоть чуть-чуть поизучать специальные программы и помучаться, что бы любимый айфончик понял, что от него хотят.
Отдельной стайкой стоят владельцы экзотических или старых машин. Там либо вовсе нет диагностических разъемов, либо они нетрадиционных форм и размеров. Но с этой группой я знаком очень слабо, поэтому дальше касаться не буду.
И наконец, большие и страшные дядьки в сервисах с компьютерами. Они отработанным движением втыкают кабель от компьютера в потроха машины, с умным видом тыкают пальцем по кнопкам и непререкаемым тоном выносят вердикт. Но в 99% случаев они способны только озвучить написанное на экране компьютера или с озабоченным видом произнести "что-то мне не нравится этот параметр, надо поменять ХУЗ". Оставшийся процент я отношу к настоящим диагностам, которые на самом деле понимают, почему компьютер может показывать то или иное и отвечают за свои слова.
Где-то еще рядом обитают чиповщики, прошивальщики и тюнингаторы. Те, которые заставляют мозги машины работать не так, как их запрограммировали на заводе. Их сама работа заставляет чуть аккуратней относиться к показываемому на экране компьютера, ибо если он спалит мозги машине, то он ставит новые за свои деньги. Но как и везде, есть и тупые обезьяны, и понимающие товарищи. Различить их очень сложно, ибо слишком много мифов вокруг этой области, которые все всеми силами поддерживают.
В какую категорию себя отнести, решайте сами. Я постараюсь описать все с точки зрения человека, который болтается где-то посредине тюнингаторов и диагностов. То есть я понимаю, что "электрика - это наука о контактах" и "компьютер - это просто", но поддержать разговор про цикловое наполнения цилиндров не смогу. Учитывайте, если что.
Итак, воткнувшись в любую современную машину, мы можем получить аж два типа соединения: напрямую с мозгом/вебастой/коробкой/ещечем и широковещательное сразу всех со всеми. Давайте посмотрим еще раз на типовую картинку OBD-2 разъема.
Те, что помечены CAN и Bus - широковещательные. А остальные - прямые, direct и так далее.
Чем они отличаются? В широковещательных каналах одновременно присутствует множество устройств, которые по каким-то правилам обмениваются данными. В прямых только два: приемник и передатчик. В случае появления третьего весь обмен данными стопорится намертво.
Маленькое лирическое отступление. На рынке вы можете найти много OBD-2 разветвителей. Дескать, позволяют подключать много адаптеров сразу. Выглядят они так.
Но почему-то у некоторых они не работают. Матерые уазоводы еще вспомнят те времена, когда у уазика было два обд разъема: под капотом и в салоне. И при попытке подключения адаптера при работающем бортовом компьютере либо не работало все, либо работало что-то одно. Почему? Давайте глянем на схему первого попавшегося, ибо они все равно все по одной схеме сделаны.
Видите проводки, которые перекрещиваются? Это витая пара, она же twisted pair на инглише. Это именно широковещательные каналы. Остальные, которые напрямую соединены - прямые.
В итоге если мы берем два адаптера, которые хотят пообщаться напрямую с мозгом машины и включаем в этот разъем, то получаем фигу. Мозг ожидает разговора с одним адаптером, а ему подсовывают два. Он просто не знает, кому отвечать. И если адаптеры честные, то они оба затыкаются. А если нет, то кто кого переорет. Но в общем случае ничего хорошего не получится.
Зачем же нужны такие удлинители-разветвители? Взгляните еще раз на обозначение выводов разъема. Видите контакты, которые помечены "Vendor Option" (оно же типа зарезервировано для производителя)? Не скажу за все машины, но LandRover выводит (выводил точно, сейчас не знаю) на них выводы с мозгов вебасты и коробки. И в результате к одному разъему можно подключить обычный адаптер, а к другому - специализированный. Они друг другу не мешают, все счастливы и довольны. Или к обоим подключить адаптеры, которые работают только по CAN шине и снимать с обоих всякие данные. В общем, случаи применения довольно специфические и нужны редко кому. Но знать о такой возможности надо.
Теперь что можно воткнуть в этот разъем? Вы не поверите, но все, что можно вставить в этом разъем - тупые преобразователи. Тупые от слова "ничего сами делать не умеют". Все, что они умеют это отдать данные, полученные от машины, в более-менее понятном виде в компьютер. Ну вернуть данные обратно при необходимости.
Что может купить простой автомобилист? Это всякие адаптеры, сделанные на основе чипа ELM327 и так называемые K/L-line (Написаний много, но все начинаются на букву K и имеют в названии буквы про line) адаптеры.
Принцип работы ELM-327 простой. Он понимает всякие протоколы, по которым машина умеет общаться и предоставляет простой и текстовый интерфейс для программок. В итоге производителю адаптера достаточно приделать микросхемку, отвечающую за bluetooth, com или wifi и готов адаптер на продажу. Программисту достаточно взять на сайте производителя чипа документацию и вуаля, "диагностический" софт готов. Я дальше расскажу, как можно превратить любой компьютер или смартфон с "терминалкой" в диагностический компьютер. Минус тут один, но существенный. Производитель ELM327 не может знать всяких тонкостей, используемых производителями, поэтому ориентируется на стандарты. А довольный производитель (привет LandRover и BMW) добавит какую-нибудь опцию и все, для доступа нужен специальный адаптер за 100500 денег.
К-лайн адаптер работает еще проще. Он просто преобразует напряжения сигналов от машины в удобоваримые для компьютера. Всё, больше он ничего не делает. Из-за тотального исчезновения com портов (это такие же разъемы как для монитора, только с поменяной местами вилкой и розеткой) с компьютеров, в схему обычно добавляют преобразователь com-usb или com-wifi. Повторюсь, вся, абсолютно вся логика общения с машиной делается компьютером. В результате стоит сменить программу и один и тот же набор железа будет способен работать с машиной другого производителя.
Есть еще редко встречающиеся can-адаптеры в "чистом виде", но их я видел только в виде наборов для увлекающихся электронщиков (в гугле наберите arduino can bus adapter) или в составе "профессиональных" кабелей.
Чем же отличаются адаптеры, используемые профессионалами от тех, что может купить за 10 баксов любой желающий? Во-первых, банальной механической прочностью и влагозащитой. Ведь большинство народа работает в условиях, которые далеки от стерильных. Во-вторых, большей электрической защитой. Они не боятся статики, переплюсовок, коротких замыканий и прочих ужасов современной электроники. И наконец, во многие из них ставят маленькие, специализированные микрокомпьютеры, которые занимаются только тем, что общаются с мозгами, выдерживая всякие параметры очень точно. Ведь как с обычным компьютером? Начнем перепрошивку мозгов, а винда захочет жестким диском пошуршать или окошко обновить. А буфер у компьютерных портов маленький, обычно 16 байт всего. Р-р-а-з и кончается. А мозги в режиме перепрошивки тупые, таких приколов не понимают. Вот и получаются кирпичики от 7-8 тысяч рублей ценой. Нет, и их можно вернуть к жизни, но не со знаниями обычных гаражных мастеров. Но если глядеть сверху, то "их" адаптеры от "наших" не отличаются и 2х долларовым "ка-лайном" можно успешно прошить вазовские мозги.
Осталось немного рассказать про протоколы и можно переходить к программной части. Протокол - это просто набор правил, которые должны соблюдать все стороны. Туда входит все, начиная от уровней напряжений в проводах и заканчивая описанием того, как будут передаваться всякие значения и команды. Лично я считаю, что туда лезть совершенно смысла нет, ибо там епархия людей с паяльниками и осциллографами. В общем, там делать вроде нечего, но знать общие принципы полезно.
Из интересного для нас внутри машины есть только CAN-шина и CAN-протокол. Интересного во всем этом ровно три вещи:
1. На CAN-шине может быть много (а с всякими усилителями еще больше) устройств.
2. Никаких методов подтверждения правильности устройства на CAN шине нет.
3. CAN - широковещательный протокол.
Пойдем с конца. Что же все-таки значит широковещательный? Это значит, что внутри CAN все выглядит примерно так "Я мозги, обороты двигателя 1000. Я абс, левое переднее колесо буксует. Я мозги, температура охлаждающей жидкости 95 градусов. Я коробка, включила 4ю передачу". Каждый пакетик занимает один и тот же объем в шине (для электронщиков: размер пакета одинаковый. 11, 29 или 64 бита) и летят они по шине от 10 тысяч пакетиков в секунду (250КБит/с) до ... в общем до дофига. Поэтому не смотря на такую простоту сообщений, скорости хватает, что бы описать все происходящее в автомобиле, от работы двигателя до мигания поворотников. Правда, такое пока только в гламурных машинах, которые даже чихнуть не могут без компьютеров. В обычных в CAN-шине живут двигатель, коробка и всякие абс с климатами.
Рассмотрим простой пример: я хочу сделать световой индикатор необходимости включения следующей передачи. Ну как в формуле-1, когда двигатель подходит к отсечке, загорается зеленый-желтый-красный. Что делают обычно? Цепляются к форсункам, датчикам, разбирают приборку и занимаются прочими извращениями. Я же тупо возьму микросхему-адаптер для CAN, запрограммирую ее "только слушай, фильтруй мне все сообщения о оборотах двигателя" и выведу ее вывод на другую микросхему, которая будет мигать светодиодиками. Всё. Полученная схема будет работоспособна с абсолютно любым автомобилем, выпущенным после 2002 (или 2004 - не помню) года. Удобно? Не то слово!
Теперь про никакого подтверждения правильности устройств в CAN шине. Это значит что любое устройство которое работает с шиной, считает что все данные, поступающие по ней - правильные. То есть защиты "от дурака" нет (ну или почти нет). Именно эту дырку используют современные "моталки пробега". Их просто вставляют в OBD-2 разъем и они начинают орать в шину "я коробка, скорость машины 4000км/ч". Не работает 4000км/ч? Будет орать про 200км/ч: пара нажатий на кнопку. И всё: кому положено считать скорость и пробег (от спидометра на приборке до "секретных" хранилищ в мозгах) начинают "мотать". А у машины всего-лишь включено зажигание ...
И наконец, про много устройств на шине. Тут думаю все понятно: сколько повесим, столько и будет. Пожелаем, что бы у нас было 20 тахометров - будет. "Кричащему" на шине абсолютно все равно, сколько его услышат. Ему главное проорать.
Ну, вот кажется про теорию всё. Теперь можно переходить к играм с машиной. Я пойду писать, а вы вопросы по теорию задавайте.
... или теоретическая. Ибо как завещали умные люди: "метод тыка хорошо, но пропустишь много интересного".
Итак, как мы можем узнать, что происходит с машиной?
Способ первый, он же в большинстве случаев единственный: приборная панель. Скорость, обороты двигателя, сколько бензина в баке и немного всяких непонятных значков. Если загорелась лампочка "джекичан", то ругаемся и пытаемся включением-выключением зажигания погасить ее. Если не удается, то едем в сервис к суровым дядькам, которым либо платим денег, либо доказываем, что она сломалась сама, а мы не причем и почините по гарантии.
Есть подспособ, применяемый в гламурных иномарках: там есть отдельный дисплейчик бортового компьютера, который рассказывает о погоде за окном и количестве оставшихся километров на литр топлива. И если что случается, то с помощью некоторых действия можно увидеть что-нибудь типа "Gearbox fault" или "Oil level low". Эту надпись можно продиктовать мастеру в сервисе даже по телефону и получить предварительный диагноз. Или даже рассказ, как починить.
Владельцы более обделенных автомобилей обычно покупают бортовые компьютеры (мультитроникс, престиж, штат и так далее), подключают к диагностической колодке машины и начинают смотреть на кучу параметров: от температуры охлаждающей жидкости до напряжения на катализаторе. Продвинутые компьютеры умеют считать расход топлива, напоминать о смене масла и орать дурным голосом при выходе какого-либо параметра за пределы нормы.
Эстетствующим нищебродам, которым не хватило денег на иномарку с бортовым компьютером или которым не нравятся существующие компьютеры, рынок предлагает другой вариант: включение в диагностический разъем адаптера и просмотр примерно тех же параметров на экране мобильника, планшета или ноутбука. Внешне ничего нового в машине, а попытаться узнать причину джекичана можно. Спрос породил предложение: есть адаптеры с bluetooth, wifi и usb. Короче на любой вкус и кошелек. И пофиг, что они сделаны на одном и том же чипе. Минус: необходимо хоть чуть-чуть поизучать специальные программы и помучаться, что бы любимый айфончик понял, что от него хотят.
Отдельной стайкой стоят владельцы экзотических или старых машин. Там либо вовсе нет диагностических разъемов, либо они нетрадиционных форм и размеров. Но с этой группой я знаком очень слабо, поэтому дальше касаться не буду.
И наконец, большие и страшные дядьки в сервисах с компьютерами. Они отработанным движением втыкают кабель от компьютера в потроха машины, с умным видом тыкают пальцем по кнопкам и непререкаемым тоном выносят вердикт. Но в 99% случаев они способны только озвучить написанное на экране компьютера или с озабоченным видом произнести "что-то мне не нравится этот параметр, надо поменять ХУЗ". Оставшийся процент я отношу к настоящим диагностам, которые на самом деле понимают, почему компьютер может показывать то или иное и отвечают за свои слова.
Где-то еще рядом обитают чиповщики, прошивальщики и тюнингаторы. Те, которые заставляют мозги машины работать не так, как их запрограммировали на заводе. Их сама работа заставляет чуть аккуратней относиться к показываемому на экране компьютера, ибо если он спалит мозги машине, то он ставит новые за свои деньги. Но как и везде, есть и тупые обезьяны, и понимающие товарищи. Различить их очень сложно, ибо слишком много мифов вокруг этой области, которые все всеми силами поддерживают.
В какую категорию себя отнести, решайте сами. Я постараюсь описать все с точки зрения человека, который болтается где-то посредине тюнингаторов и диагностов. То есть я понимаю, что "электрика - это наука о контактах" и "компьютер - это просто", но поддержать разговор про цикловое наполнения цилиндров не смогу. Учитывайте, если что.
Итак, воткнувшись в любую современную машину, мы можем получить аж два типа соединения: напрямую с мозгом/вебастой/коробкой/ещечем и широковещательное сразу всех со всеми. Давайте посмотрим еще раз на типовую картинку OBD-2 разъема.
Те, что помечены CAN и Bus - широковещательные. А остальные - прямые, direct и так далее.
Чем они отличаются? В широковещательных каналах одновременно присутствует множество устройств, которые по каким-то правилам обмениваются данными. В прямых только два: приемник и передатчик. В случае появления третьего весь обмен данными стопорится намертво.
Маленькое лирическое отступление. На рынке вы можете найти много OBD-2 разветвителей. Дескать, позволяют подключать много адаптеров сразу. Выглядят они так.
Но почему-то у некоторых они не работают. Матерые уазоводы еще вспомнят те времена, когда у уазика было два обд разъема: под капотом и в салоне. И при попытке подключения адаптера при работающем бортовом компьютере либо не работало все, либо работало что-то одно. Почему? Давайте глянем на схему первого попавшегося, ибо они все равно все по одной схеме сделаны.
Видите проводки, которые перекрещиваются? Это витая пара, она же twisted pair на инглише. Это именно широковещательные каналы. Остальные, которые напрямую соединены - прямые.
В итоге если мы берем два адаптера, которые хотят пообщаться напрямую с мозгом машины и включаем в этот разъем, то получаем фигу. Мозг ожидает разговора с одним адаптером, а ему подсовывают два. Он просто не знает, кому отвечать. И если адаптеры честные, то они оба затыкаются. А если нет, то кто кого переорет. Но в общем случае ничего хорошего не получится.
Зачем же нужны такие удлинители-разветвители? Взгляните еще раз на обозначение выводов разъема. Видите контакты, которые помечены "Vendor Option" (оно же типа зарезервировано для производителя)? Не скажу за все машины, но LandRover выводит (выводил точно, сейчас не знаю) на них выводы с мозгов вебасты и коробки. И в результате к одному разъему можно подключить обычный адаптер, а к другому - специализированный. Они друг другу не мешают, все счастливы и довольны. Или к обоим подключить адаптеры, которые работают только по CAN шине и снимать с обоих всякие данные. В общем, случаи применения довольно специфические и нужны редко кому. Но знать о такой возможности надо.
Теперь что можно воткнуть в этот разъем? Вы не поверите, но все, что можно вставить в этом разъем - тупые преобразователи. Тупые от слова "ничего сами делать не умеют". Все, что они умеют это отдать данные, полученные от машины, в более-менее понятном виде в компьютер. Ну вернуть данные обратно при необходимости.
Что может купить простой автомобилист? Это всякие адаптеры, сделанные на основе чипа ELM327 и так называемые K/L-line (Написаний много, но все начинаются на букву K и имеют в названии буквы про line) адаптеры.
Принцип работы ELM-327 простой. Он понимает всякие протоколы, по которым машина умеет общаться и предоставляет простой и текстовый интерфейс для программок. В итоге производителю адаптера достаточно приделать микросхемку, отвечающую за bluetooth, com или wifi и готов адаптер на продажу. Программисту достаточно взять на сайте производителя чипа документацию и вуаля, "диагностический" софт готов. Я дальше расскажу, как можно превратить любой компьютер или смартфон с "терминалкой" в диагностический компьютер. Минус тут один, но существенный. Производитель ELM327 не может знать всяких тонкостей, используемых производителями, поэтому ориентируется на стандарты. А довольный производитель (привет LandRover и BMW) добавит какую-нибудь опцию и все, для доступа нужен специальный адаптер за 100500 денег.
К-лайн адаптер работает еще проще. Он просто преобразует напряжения сигналов от машины в удобоваримые для компьютера. Всё, больше он ничего не делает. Из-за тотального исчезновения com портов (это такие же разъемы как для монитора, только с поменяной местами вилкой и розеткой) с компьютеров, в схему обычно добавляют преобразователь com-usb или com-wifi. Повторюсь, вся, абсолютно вся логика общения с машиной делается компьютером. В результате стоит сменить программу и один и тот же набор железа будет способен работать с машиной другого производителя.
Есть еще редко встречающиеся can-адаптеры в "чистом виде", но их я видел только в виде наборов для увлекающихся электронщиков (в гугле наберите arduino can bus adapter) или в составе "профессиональных" кабелей.
Чем же отличаются адаптеры, используемые профессионалами от тех, что может купить за 10 баксов любой желающий? Во-первых, банальной механической прочностью и влагозащитой. Ведь большинство народа работает в условиях, которые далеки от стерильных. Во-вторых, большей электрической защитой. Они не боятся статики, переплюсовок, коротких замыканий и прочих ужасов современной электроники. И наконец, во многие из них ставят маленькие, специализированные микрокомпьютеры, которые занимаются только тем, что общаются с мозгами, выдерживая всякие параметры очень точно. Ведь как с обычным компьютером? Начнем перепрошивку мозгов, а винда захочет жестким диском пошуршать или окошко обновить. А буфер у компьютерных портов маленький, обычно 16 байт всего. Р-р-а-з и кончается. А мозги в режиме перепрошивки тупые, таких приколов не понимают. Вот и получаются кирпичики от 7-8 тысяч рублей ценой. Нет, и их можно вернуть к жизни, но не со знаниями обычных гаражных мастеров. Но если глядеть сверху, то "их" адаптеры от "наших" не отличаются и 2х долларовым "ка-лайном" можно успешно прошить вазовские мозги.
Осталось немного рассказать про протоколы и можно переходить к программной части. Протокол - это просто набор правил, которые должны соблюдать все стороны. Туда входит все, начиная от уровней напряжений в проводах и заканчивая описанием того, как будут передаваться всякие значения и команды. Лично я считаю, что туда лезть совершенно смысла нет, ибо там епархия людей с паяльниками и осциллографами. В общем, там делать вроде нечего, но знать общие принципы полезно.
Из интересного для нас внутри машины есть только CAN-шина и CAN-протокол. Интересного во всем этом ровно три вещи:
1. На CAN-шине может быть много (а с всякими усилителями еще больше) устройств.
2. Никаких методов подтверждения правильности устройства на CAN шине нет.
3. CAN - широковещательный протокол.
Пойдем с конца. Что же все-таки значит широковещательный? Это значит, что внутри CAN все выглядит примерно так "Я мозги, обороты двигателя 1000. Я абс, левое переднее колесо буксует. Я мозги, температура охлаждающей жидкости 95 градусов. Я коробка, включила 4ю передачу". Каждый пакетик занимает один и тот же объем в шине (для электронщиков: размер пакета одинаковый. 11, 29 или 64 бита) и летят они по шине от 10 тысяч пакетиков в секунду (250КБит/с) до ... в общем до дофига. Поэтому не смотря на такую простоту сообщений, скорости хватает, что бы описать все происходящее в автомобиле, от работы двигателя до мигания поворотников. Правда, такое пока только в гламурных машинах, которые даже чихнуть не могут без компьютеров. В обычных в CAN-шине живут двигатель, коробка и всякие абс с климатами.
Рассмотрим простой пример: я хочу сделать световой индикатор необходимости включения следующей передачи. Ну как в формуле-1, когда двигатель подходит к отсечке, загорается зеленый-желтый-красный. Что делают обычно? Цепляются к форсункам, датчикам, разбирают приборку и занимаются прочими извращениями. Я же тупо возьму микросхему-адаптер для CAN, запрограммирую ее "только слушай, фильтруй мне все сообщения о оборотах двигателя" и выведу ее вывод на другую микросхему, которая будет мигать светодиодиками. Всё. Полученная схема будет работоспособна с абсолютно любым автомобилем, выпущенным после 2002 (или 2004 - не помню) года. Удобно? Не то слово!
Теперь про никакого подтверждения правильности устройств в CAN шине. Это значит что любое устройство которое работает с шиной, считает что все данные, поступающие по ней - правильные. То есть защиты "от дурака" нет (ну или почти нет). Именно эту дырку используют современные "моталки пробега". Их просто вставляют в OBD-2 разъем и они начинают орать в шину "я коробка, скорость машины 4000км/ч". Не работает 4000км/ч? Будет орать про 200км/ч: пара нажатий на кнопку. И всё: кому положено считать скорость и пробег (от спидометра на приборке до "секретных" хранилищ в мозгах) начинают "мотать". А у машины всего-лишь включено зажигание ...
И наконец, про много устройств на шине. Тут думаю все понятно: сколько повесим, столько и будет. Пожелаем, что бы у нас было 20 тахометров - будет. "Кричащему" на шине абсолютно все равно, сколько его услышат. Ему главное проорать.
Ну, вот кажется про теорию всё. Теперь можно переходить к играм с машиной. Я пойду писать, а вы вопросы по теорию задавайте.
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
http://elmelectronics.com/DSheets/ELM327DS.pdfzeitgeist писал(а):очень интересно читать :)
Вопрос такой: я правильно понимаю, что elm327 понимает и can протокол(читает can шину) в числе других протоколов? Если это так, то имея знание того, как транслирует себя на can-шину раздатка Dymos - можно написать софт для отслеживания её ошибок?
Страница 13. Команда CF - CAN Filter и дальше CM - CAN Mask. Или одной CRA. Этим ловим сообщения от ID раздатки.
Это если она действительно сидит на CAN и что-то говорит про себя. Я пока не дополз до нее
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Кто там говорил, что патриот тормозить не умеет? ... или как я чуть не сбил пешехода
http://youtu.be/ZPU7Yk_QENU
http://youtu.be/ZPU7Yk_QENU
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
... или железно-программная. Руки чешутся, а глаза боятся! Развлекаемся!
Итак, мы все подкованы теоретически, настала пора брать железки в руки и идти в машину.
Самый первый вопрос: какие железки брать? Конечно, собирать такой же арсенал как у меня, смысла особого нет. Прежде всего необходимо определиться, с помощью чего мы будем пытаться выдавить секреты из машины. Если это ноутбук или стационарный компьютер, то наиболее разумным будет покупка usb-адаптера и возможно удлинителя к нему. Если это смартфон или планшет на базе android, то необходимо будет приобрести bluetooth или wifi версию адаптера. А если у вас есть только iPhone или iPad, то вам подойдет только wifi версия адаптера, ибо apple решила, что bluetooth только для гарнитур и точка. Опять же, никто не запрещает с помощью ноутбука цепляться через bluetooth или помучившись, подключить usb версию к планшету с помощью OTG кабеля.
На рынке куча адаптеров, но 99% из них построены на базе микросхемы ELM327. Вот и смотрите на наличие этих буковок или фразы OBD-2. Маленький совет: не гонитесь за крутизной адаптера или его более новой версией. Лишние лампочки абсолютно никак не помогут вам, а более новая версия обычно означает больше китайского барахла внутри. Например, ELM327 v.1.5 не существует в природе. И если вы видите такую надпись (как у меня на фото), то это 100% означает, что внутри китайско-индусская эмуляция чипа на каком-нибудь дешевом pic'е. Но даже если вы купили именно его, то особо волноваться не надо: основные функции он выполнит.
Но прежде чем покупать что-то, сходите в интернет, поищите программы именно к вашим машинам. Скажем, наши для VAGовских делают Вася-Диагност и продают вместе с адаптером. Есть такое же для тойот, лексусов и прочих ниссанов. Поверьте, специализированные штуки гораздо удобнее общедоступных. У меня же патриот, поэтому буду использовать то, что есть у всех и общедоступно. Опять же, типа вызов :)
Итак, адаптер купили, ноутбук/смартфон зарядили, денег на симку положили, что бы был интернет и идем к машине. Открываем её и начинаем осматривать околорулевое пространство на предмет разъема (мы же инструкции никогда не читаем, да и не всегда там это написано). У машин оснащенных OBD2, это разьем обязан быть на расстоянии максимум метра от водителя (так, что бы сидя можно было дотянуться). И этот разъем не всегда на стороне водителя (привет RangeRover!). А найдя, можете смело (но аккуратно, а то будет как у меня) втыкать в него адаптер, естественно предварительно выключив зажигание. Если адаптер более-менее гламурный, то он обязательно зажгет внутри себя какой-нибудь огонек. Не волнуйтесь - просто на диагностическом разъеме есть +12В всегда, а адаптер таким образом сигнализирует вам, что он включился.
В принципе, остался последний шаг: подключить все это к компьютеру/смартфону. Если с USB все понятно, то c другими придется немного повозиться. bluetooth версии адаптеров "святятся" в эфире с говорящими именами типа "CAN-OBDII" или "OBD diag". Думаю, как включить bluetooth на компьютере и поискать доступные устройства, вам рассказывать не надо. Если надо, то ой (на самом деле мне лень). PIN для этих адаптеров обычно 0000 или 1234 (один раз я видел 5678). WI-FI версии адаптеров поступают аналогично: они создают сеть с таким же говорящим названием и не менее сложным паролем. Компьютер цепляется к ней, как к обычной точке доступа, а дальше как обычно.
Как многие заметили, эти адаптеры никогда не выключаются и доступны всем. Страшного в принципе ничего нет, ибо радиус действия таких адаптеров невелик. Да и ничего плохого с их помощью сделать нельзя. Вроде. Я вам ничего не говорил, а вы ничего не узнаете, особенно из 3й части.
Ладно, хватит пугать, пора перейти к программам.
Сразу вас огорчу. Если программа не специализированна под какую-либо марку машины, то особо мучаться в выборе не надо: они все абсолютно одинаковы по возможностям. Просто кнопочки по разному расположены.
Начнем с компьютеров. Тут все хорошо. К большинству программ есть либо бесплатные, либо демонстрационные версии.
Скажем, ScanMaster. Красивенькая и гламурная с кнопочками.
Или ScanXL Professional. Типа суровая штука, для крутых профи.
Или наш Вася. Простой, но тоже знает про OBD.
Или (о ужас!), один из необходимых инструментов для сисадминов, она же терминалка.
Про айфоны не скажу, но для андроидов эталоном считается программа Torque и ее профессиональная версия Torque Pro.
В общем, можете смело ставить и тыкаться там во все места. Ничего плохого вы сделать не сможете по определению. Максимум, что вам доступно из "страшного" - это погасить лампочку CheckEngine. Опять же, если вы не используете "заточенную" под марку машины программу - там можно и набедокурить.
А теперь плавно начнем погружаться в пучины удовольствий. Ну или морально готовиться к 3й части моей рассказки.
Давным-давно на автопроизводителей надавили и заставили их все обеспечить соответствие своих машин стандарту OBD. Кроме разъема, этот стандарт описывает, как машина обязана отвечать на запросы сканера. Скажем, именно в этом стандарте описано, что обязательно "по-умолчанию" должен откликаться мозг двигателя. А что бы упростить работу разработчикам сканеров, были определены так называемые OBD pid. Так как этих пидов получилось слишком много и надо было как-то разрулить работу с ними, то ввели еще и OBD режимы:
Режим 01 - это считывание текущих данных из мозга. Именно отсюда программы берут данные о числе оборотов, скорости и прочем.
Режим 02 - это считывание данных, которые были раньше зафиксированы специальной командой. Режим придуман из-за того, что доступных параметров может быть много и адаптер просто не успеет их все прочитать разом. А для некоторых случаев надо знать значение параметров х1-х100, когда значение у1 было таким-то. Вот сканер дожидается нужного значения у1, дает команду зафиксировать все остальные параметры и спокойно их читает.
Режим 03 - считывание текущих кодов неисправностей. Всякие P0300 и прочее программы берут отсюда.
Режим 04 - стирание кодов неисправностей, зафиксированных значений и так далее.
Режим 05 и выше отвечают за работу с катализаторами, бортовыми системами и прочим.
Поэтому любой, кто делает свою диагностическую программу, повторяет одни и теже действия: цепляется к мозгу "по-умолчанию" (а это обязательно двигатель) и спрашивает в режиме 01, что тот умеет рассказывать. Затем расшифровывает полученные значения и начинает диагностировать вовсю. Вот, к примеру, что показывает torque для уазика:
И вот для отображения этих 17 параметров максимально гламурно и бьются авторы всех этих программ. Даже на иномарках их число обычно невелико и не превышает 30-40, так что не стоит огорчаться.
Но даже этого скудного набора вполне хватает понять, что с машиной и стоит ли волноваться, когда загорается CheckEngine. Большинству этого хватит с запасом. Но мне - нет.
К сожалению, дальше придется идти с боем, прорываясь через кучу страшного и непонятного. И да, на всякий случай предупреждаю: вы все делаете на свой страх и риск.
Для начала нам нужна терминалка. Это простая программа, которая просто плюет в порт данные, полученные от клавиатуры и отображает на экране полученное в ответ. В старых версия windows был HyperTerminal, в линуксе есть minicom, я же буду делать скриншоты с помощью PuTTY. Для ленивых есть встроенная терминалка в ScanMaster, но она у меня регулярно падала. Как подключить терминалку к адаптеру, какие параметры выбрать, я специально не буду писать, хотя лично я их брал с логов ScanMaster. Я даже скриншот вставил. В общем, все как обычно, делаем вид, что это очень круто, страшно и доступно только избранным (шепотом: на самом деле я просто не могу знать, как и к какому "порту" компьютера подцепится ваш адаптер. Но тс-с-с!).
Подцепившись, первым делом проверим, к чему же мы прицепились:
>ati
ELM327 v1.5
Проверим напряжение в бортовой сети
>atrv
13.2V
Узнаем, по какому протоколу мы подключились
>atdp
AUTO, ISO 15765-4 (CAN 11/500)
Почешем в затылке и пойдем читать описание команд ELM327 по адресу http://elmelectronics.com/DSheets/ELM327DS.pdf , попутно пытая гугл на предмет "а как?"
P.S. Наиболее нетерпеливые могут потащится, введя последовательно команды ath1, ats1, atal и atma (получая после каждой OK) на машине с заведенным двигателем. Останавливается извержение любой клавишей.
Итак, мы все подкованы теоретически, настала пора брать железки в руки и идти в машину.
Самый первый вопрос: какие железки брать? Конечно, собирать такой же арсенал как у меня, смысла особого нет. Прежде всего необходимо определиться, с помощью чего мы будем пытаться выдавить секреты из машины. Если это ноутбук или стационарный компьютер, то наиболее разумным будет покупка usb-адаптера и возможно удлинителя к нему. Если это смартфон или планшет на базе android, то необходимо будет приобрести bluetooth или wifi версию адаптера. А если у вас есть только iPhone или iPad, то вам подойдет только wifi версия адаптера, ибо apple решила, что bluetooth только для гарнитур и точка. Опять же, никто не запрещает с помощью ноутбука цепляться через bluetooth или помучившись, подключить usb версию к планшету с помощью OTG кабеля.
На рынке куча адаптеров, но 99% из них построены на базе микросхемы ELM327. Вот и смотрите на наличие этих буковок или фразы OBD-2. Маленький совет: не гонитесь за крутизной адаптера или его более новой версией. Лишние лампочки абсолютно никак не помогут вам, а более новая версия обычно означает больше китайского барахла внутри. Например, ELM327 v.1.5 не существует в природе. И если вы видите такую надпись (как у меня на фото), то это 100% означает, что внутри китайско-индусская эмуляция чипа на каком-нибудь дешевом pic'е. Но даже если вы купили именно его, то особо волноваться не надо: основные функции он выполнит.
Но прежде чем покупать что-то, сходите в интернет, поищите программы именно к вашим машинам. Скажем, наши для VAGовских делают Вася-Диагност и продают вместе с адаптером. Есть такое же для тойот, лексусов и прочих ниссанов. Поверьте, специализированные штуки гораздо удобнее общедоступных. У меня же патриот, поэтому буду использовать то, что есть у всех и общедоступно. Опять же, типа вызов :)
Итак, адаптер купили, ноутбук/смартфон зарядили, денег на симку положили, что бы был интернет и идем к машине. Открываем её и начинаем осматривать околорулевое пространство на предмет разъема (мы же инструкции никогда не читаем, да и не всегда там это написано). У машин оснащенных OBD2, это разьем обязан быть на расстоянии максимум метра от водителя (так, что бы сидя можно было дотянуться). И этот разъем не всегда на стороне водителя (привет RangeRover!). А найдя, можете смело (но аккуратно, а то будет как у меня) втыкать в него адаптер, естественно предварительно выключив зажигание. Если адаптер более-менее гламурный, то он обязательно зажгет внутри себя какой-нибудь огонек. Не волнуйтесь - просто на диагностическом разъеме есть +12В всегда, а адаптер таким образом сигнализирует вам, что он включился.
В принципе, остался последний шаг: подключить все это к компьютеру/смартфону. Если с USB все понятно, то c другими придется немного повозиться. bluetooth версии адаптеров "святятся" в эфире с говорящими именами типа "CAN-OBDII" или "OBD diag". Думаю, как включить bluetooth на компьютере и поискать доступные устройства, вам рассказывать не надо. Если надо, то ой (на самом деле мне лень). PIN для этих адаптеров обычно 0000 или 1234 (один раз я видел 5678). WI-FI версии адаптеров поступают аналогично: они создают сеть с таким же говорящим названием и не менее сложным паролем. Компьютер цепляется к ней, как к обычной точке доступа, а дальше как обычно.
Как многие заметили, эти адаптеры никогда не выключаются и доступны всем. Страшного в принципе ничего нет, ибо радиус действия таких адаптеров невелик. Да и ничего плохого с их помощью сделать нельзя. Вроде. Я вам ничего не говорил, а вы ничего не узнаете, особенно из 3й части.
Ладно, хватит пугать, пора перейти к программам.
Сразу вас огорчу. Если программа не специализированна под какую-либо марку машины, то особо мучаться в выборе не надо: они все абсолютно одинаковы по возможностям. Просто кнопочки по разному расположены.
Начнем с компьютеров. Тут все хорошо. К большинству программ есть либо бесплатные, либо демонстрационные версии.
Скажем, ScanMaster. Красивенькая и гламурная с кнопочками.
Или ScanXL Professional. Типа суровая штука, для крутых профи.
Или наш Вася. Простой, но тоже знает про OBD.
Или (о ужас!), один из необходимых инструментов для сисадминов, она же терминалка.
Про айфоны не скажу, но для андроидов эталоном считается программа Torque и ее профессиональная версия Torque Pro.
В общем, можете смело ставить и тыкаться там во все места. Ничего плохого вы сделать не сможете по определению. Максимум, что вам доступно из "страшного" - это погасить лампочку CheckEngine. Опять же, если вы не используете "заточенную" под марку машины программу - там можно и набедокурить.
А теперь плавно начнем погружаться в пучины удовольствий. Ну или морально готовиться к 3й части моей рассказки.
Давным-давно на автопроизводителей надавили и заставили их все обеспечить соответствие своих машин стандарту OBD. Кроме разъема, этот стандарт описывает, как машина обязана отвечать на запросы сканера. Скажем, именно в этом стандарте описано, что обязательно "по-умолчанию" должен откликаться мозг двигателя. А что бы упростить работу разработчикам сканеров, были определены так называемые OBD pid. Так как этих пидов получилось слишком много и надо было как-то разрулить работу с ними, то ввели еще и OBD режимы:
Режим 01 - это считывание текущих данных из мозга. Именно отсюда программы берут данные о числе оборотов, скорости и прочем.
Режим 02 - это считывание данных, которые были раньше зафиксированы специальной командой. Режим придуман из-за того, что доступных параметров может быть много и адаптер просто не успеет их все прочитать разом. А для некоторых случаев надо знать значение параметров х1-х100, когда значение у1 было таким-то. Вот сканер дожидается нужного значения у1, дает команду зафиксировать все остальные параметры и спокойно их читает.
Режим 03 - считывание текущих кодов неисправностей. Всякие P0300 и прочее программы берут отсюда.
Режим 04 - стирание кодов неисправностей, зафиксированных значений и так далее.
Режим 05 и выше отвечают за работу с катализаторами, бортовыми системами и прочим.
Поэтому любой, кто делает свою диагностическую программу, повторяет одни и теже действия: цепляется к мозгу "по-умолчанию" (а это обязательно двигатель) и спрашивает в режиме 01, что тот умеет рассказывать. Затем расшифровывает полученные значения и начинает диагностировать вовсю. Вот, к примеру, что показывает torque для уазика:
И вот для отображения этих 17 параметров максимально гламурно и бьются авторы всех этих программ. Даже на иномарках их число обычно невелико и не превышает 30-40, так что не стоит огорчаться.
Но даже этого скудного набора вполне хватает понять, что с машиной и стоит ли волноваться, когда загорается CheckEngine. Большинству этого хватит с запасом. Но мне - нет.
К сожалению, дальше придется идти с боем, прорываясь через кучу страшного и непонятного. И да, на всякий случай предупреждаю: вы все делаете на свой страх и риск.
Для начала нам нужна терминалка. Это простая программа, которая просто плюет в порт данные, полученные от клавиатуры и отображает на экране полученное в ответ. В старых версия windows был HyperTerminal, в линуксе есть minicom, я же буду делать скриншоты с помощью PuTTY. Для ленивых есть встроенная терминалка в ScanMaster, но она у меня регулярно падала. Как подключить терминалку к адаптеру, какие параметры выбрать, я специально не буду писать, хотя лично я их брал с логов ScanMaster. Я даже скриншот вставил. В общем, все как обычно, делаем вид, что это очень круто, страшно и доступно только избранным (шепотом: на самом деле я просто не могу знать, как и к какому "порту" компьютера подцепится ваш адаптер. Но тс-с-с!).
Подцепившись, первым делом проверим, к чему же мы прицепились:
>ati
ELM327 v1.5
Проверим напряжение в бортовой сети
>atrv
13.2V
Узнаем, по какому протоколу мы подключились
>atdp
AUTO, ISO 15765-4 (CAN 11/500)
Почешем в затылке и пойдем читать описание команд ELM327 по адресу http://elmelectronics.com/DSheets/ELM327DS.pdf , попутно пытая гугл на предмет "а как?"
P.S. Наиболее нетерпеливые могут потащится, введя последовательно команды ath1, ats1, atal и atma (получая после каждой OK) на машине с заведенным двигателем. Останавливается извержение любой клавишей.
- zeitgeist
- Сообщений: 74
- Зарегистрирован: Чт окт 31, 2013 11:41
- Откуда: г.Заречный
- Онлайн статус: Не в сети
Ну это ж Torque, там вряд ли будет что-то про УАЗовскую раздатку =)crazyzhuk писал(а):Судя по картинке со списком доступных датчиков - раздатку потыкать не получится?
Её(если это возможно) получится пока что только через терминал потыкать видимо.
P.S.
Спасибо за интересную статью! :) Пойду тоже куплю себе такой девайс и буду пробовать чего-нибудь интересное накодить для ipad'a :)
- Owlar
- Сообщений: 154
- Зарегистрирован: Вт мар 05, 2013 23:33
- Откуда: Мурманск, Москва САО.
- Онлайн статус: Не в сети
Очень интереcно! Спасибо!
Купил себе месяц назад ELM 327 v1.5 с блютусом, 1 раз к ноуту подцепился. через сканмастер. после чего адаптер в ноуте отвалился. теперь гадаю, работает ли сам ОБД адаптер ибо андройдов всяких нет.
И вот вопрос. Зажигание надо включать когда адаптер к ОБД2 подключаем? Двигатель можно при этом заводить?
Купил себе месяц назад ELM 327 v1.5 с блютусом, 1 раз к ноуту подцепился. через сканмастер. после чего адаптер в ноуте отвалился. теперь гадаю, работает ли сам ОБД адаптер ибо андройдов всяких нет.
И вот вопрос. Зажигание надо включать когда адаптер к ОБД2 подключаем? Двигатель можно при этом заводить?
Patriot Limited, бензин, E-RK, ЖСМ, ГБО.
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Надо (для диагностики. в момент физического подключения зажигание должно быть выключено), двигатель заводить можно. Некоторые его (адаптер) вообще не снимают.Owlar писал(а):Очень интереcно! Спасибо!
Купил себе месяц назад ELM 327 v1.5 с блютусом, 1 раз к ноуту подцепился. через сканмастер. после чего адаптер в ноуте отвалился. теперь гадаю, работает ли сам ОБД адаптер ибо андройдов всяких нет.
И вот вопрос. Зажигание надо включать когда адаптер к ОБД2 подключаем? Двигатель можно при этом заводить?
- mudriy27
- Сообщений: 720
- Зарегистрирован: Ср май 22, 2013 07:55
- Откуда: г.Судогда, Владимирская обл.
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 36 раз
- Онлайн статус: Не в сети
что значит отвалился? ноут с мозгом не связывается? так это может чисто физически контакта в колодке нет. пины выскакивают из нее на ура. с обратной стороны диагностического разъема рукой провода придерживайте. что б они из колодки не вылезали.Owlar писал(а):Очень интереcно! Спасибо!
Купил себе месяц назад ELM 327 v1.5 с блютусом, 1 раз к ноуту подцепился. через сканмастер. после чего адаптер в ноуте отвалился. теперь гадаю, работает ли сам ОБД адаптер ибо андройдов всяких нет.
И вот вопрос. Зажигание надо включать когда адаптер к ОБД2 подключаем? Двигатель можно при этом заводить?
- Owlar
- Сообщений: 154
- Зарегистрирован: Вт мар 05, 2013 23:33
- Откуда: Мурманск, Москва САО.
- Онлайн статус: Не в сети
Блютус модуль в самом ноуте. Может странная програмулина что в комплекте к ОБД адаптеру шла его добила, а может китайский чип свой ресурс за час выработал :))mudriy27 писал(а):что значит отвалился? ноут с мозгом не связывается? так это может чисто физически контакта в колодке нет. пины выскакивают из нее на ура. с обратной стороны диагностического разъема рукой провода придерживайте. что б они из колодки не вылезали.Owlar писал(а):Очень интереcно! Спасибо!
Купил себе месяц назад ELM 327 v1.5 с блютусом, 1 раз к ноуту подцепился. через сканмастер. после чего адаптер в ноуте отвалился. теперь гадаю, работает ли сам ОБД адаптер ибо андройдов всяких нет.
И вот вопрос. Зажигание надо включать когда адаптер к ОБД2 подключаем? Двигатель можно при этом заводить?
Patriot Limited, бензин, E-RK, ЖСМ, ГБО.
- mudriy27
- Сообщений: 720
- Зарегистрирован: Ср май 22, 2013 07:55
- Откуда: г.Судогда, Владимирская обл.
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 36 раз
- Онлайн статус: Не в сети
ясно. но проверяй все равно адаптер в ноуте. найти в наше время блютуз устройство на несколько минут абсолютно не проблема. ну и не забывайте о сказанном мной выше, относительно выскочившего пина с разъема на самом блоке предохранителей. адаптер ведь встроенного питания не имеет, и получает его от разъема. а если контакт с питанием отошел что будет? правильно, ничего не будет. адаптер не включился, сеть свою не создал, устройства его не видят. я наверно час голову ломал почему подключится не могу (у меня проводной), хотя за несколько дней до этого все отлично было. потом с фонариком в разъем нырнул, а левого верхнего контакта и не увидел. засунул руку под разъем контакт и появился. у елм толстые контакты, они в контакты разъема тяжело входят. проверьте, минуту времени займет.Owlar писал(а):Да нет у меня таких игрушек. Но магнитола в машине не видит. И свойствах ошибку модуля выдаёт. Драйвера уже менял. Так что это сам чип.
p.s. надеюсь multik не в обиде за посты в его журнале
Вот тут я с автором вполне согласен исходя из собственного опыта. В 2008 году имел "счастье" немного поездить на гренвале SUV. Сейчас их уже не выпускают. Знаете, был такой, похож чем то на Тойоту Райнер. Так вот, как то выезжая из леса, забыл выключить 4WD :o Проехал до города примерно 80 км. со скоростью 100 км\час. Врубился только на следующий день, когда завёл движок и на панели высветилось, что передок включен! :D Думал - пипец, угробил! Но ни хрена подобного. Отъездил ещё полгода и благополучно продал. Правда очень радовался этому. Почему, это к теме Патриота не относится :D2) Конструкции передних приводов (не включалки) одинаковые. Поэтому всякие ограничения применимы и для патра и наоборот. Просто кто-то больше перестраховывается, а кто-то меньше :)
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Вот уже прошло полгода (ну или пройдет), как я кручу баранку. Что имеем на данный момент?
Из него ничего не течет. Совсем.
Это я заехал на только-только выпавший снег и оставил на ночь. Будучи бывшим ведроводом, знаю поговорку про "если сухо, значит все уже вытекло" и регулярно сую нос в разные дырки и отверстия. Есть жидкости. И крышка омывайки всё никак не лопнет ...
Расход горючего "по москве" устаканился в районе 15 литров на сотню. Я практичеки уже до рубля угадываю, сколько будет на счетчике колонки. Опять ничего нового.
Опять же, я залез с рулеткой под машину. На 245/75 просвет под передним редуктором составляет 21,5см. Я довольный. Но все равно посматриваю в сторону 235/85 ...
И наконец, я собрал всю свою волю в кулак (а то лень-матушка ...) и решил наконец-то избавиться от скрипа (это скрип? да руль вибрирует при повороте) в руле. Как полагается, предварительно прочитав в интернете все, что смог найти.
Для избавления от скрипа надо всего две вещи: среднюю крестовую отвертку с жалом подлиннее и напильник. Но для начала надо понять, что именно скрипит. Для этого откручиваем снизу 4 самореза из-под руля: два перед замком зажигания и два прикрыты резинкой за замком. Некоторые еще отцепляют накладку из кожи, но она у меня отвалилась с обоих сторон сама.
Смотрим на руль:
Видите "нашорканную" полоску? Это нашоркалось кромкой крышки
Некоторые (не будем показывать пальцами) просто смазывают либо руль, либо эту кромку какой-нибудь силиконовой смазкой и делают вид, что все в порядке. Во что превратится руль и как быстро оно снова заскрипит, набрав пыли, решайте сами.
Я решил просто подточить кромку. Напильника у меня нет, поэтому на его замену вышел Dremel.
Шикарная крутилка на аккумуляторе. При желании выдает 30 тыщ оборотов ... Железяки режет только искры летят! Кхм. В общем, надел "наждачный" круг и просто снял с кромки пару миллиметров пластмассы.
Примеряю ...
Даже при сильном нажатии остается зазор, не говоря уже о обычном состоянии. Стоит ли говорить, что скрип точно так же исчез? Мелочь, а приятно.
И наконец, сменил дворники. Решил побаловать нас (я и Дрынь) любимых и взял крутые, навороченные ...
В общем, я теперь гламурен немерянно. И зона очистки у них чуть-чуть побольше родных. Опять же радостно. А тем, кто тыкал в меня пальцем, хихикая что я дворники чуть не разломал, вот вам картинка про способы крепления дворников. Считайте сами, сколько вариантов:
Из него ничего не течет. Совсем.
Это я заехал на только-только выпавший снег и оставил на ночь. Будучи бывшим ведроводом, знаю поговорку про "если сухо, значит все уже вытекло" и регулярно сую нос в разные дырки и отверстия. Есть жидкости. И крышка омывайки всё никак не лопнет ...
Расход горючего "по москве" устаканился в районе 15 литров на сотню. Я практичеки уже до рубля угадываю, сколько будет на счетчике колонки. Опять ничего нового.
Опять же, я залез с рулеткой под машину. На 245/75 просвет под передним редуктором составляет 21,5см. Я довольный. Но все равно посматриваю в сторону 235/85 ...
И наконец, я собрал всю свою волю в кулак (а то лень-матушка ...) и решил наконец-то избавиться от скрипа (это скрип? да руль вибрирует при повороте) в руле. Как полагается, предварительно прочитав в интернете все, что смог найти.
Для избавления от скрипа надо всего две вещи: среднюю крестовую отвертку с жалом подлиннее и напильник. Но для начала надо понять, что именно скрипит. Для этого откручиваем снизу 4 самореза из-под руля: два перед замком зажигания и два прикрыты резинкой за замком. Некоторые еще отцепляют накладку из кожи, но она у меня отвалилась с обоих сторон сама.
Смотрим на руль:
Видите "нашорканную" полоску? Это нашоркалось кромкой крышки
Некоторые (не будем показывать пальцами) просто смазывают либо руль, либо эту кромку какой-нибудь силиконовой смазкой и делают вид, что все в порядке. Во что превратится руль и как быстро оно снова заскрипит, набрав пыли, решайте сами.
Я решил просто подточить кромку. Напильника у меня нет, поэтому на его замену вышел Dremel.
Шикарная крутилка на аккумуляторе. При желании выдает 30 тыщ оборотов ... Железяки режет только искры летят! Кхм. В общем, надел "наждачный" круг и просто снял с кромки пару миллиметров пластмассы.
Примеряю ...
Даже при сильном нажатии остается зазор, не говоря уже о обычном состоянии. Стоит ли говорить, что скрип точно так же исчез? Мелочь, а приятно.
И наконец, сменил дворники. Решил побаловать нас (я и Дрынь) любимых и взял крутые, навороченные ...
В общем, я теперь гламурен немерянно. И зона очистки у них чуть-чуть побольше родных. Опять же радостно. А тем, кто тыкал в меня пальцем, хихикая что я дворники чуть не разломал, вот вам картинка про способы крепления дворников. Считайте сами, сколько вариантов:
- ВМВ
- Сообщений: 275
- Зарегистрирован: Сб янв 18, 2014 11:03
- Откуда: Московская обл. Подольск
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 8 раз
- Онлайн статус: Не в сети
multik ты вот штатную магнитолу "потрошил" и в электронике шаришь, в связи с этим у меня вопрос. Каким нибудь образом подрулевой пульт управления магнитолой подключить возможно? Может просто нужные кнопки запараллелить и все?
Уж больно привык к этому девайсу в предыдущем авто.
Уж больно привык к этому девайсу в предыдущем авто.
УАЗ ПАТРИОТ бензин Limited 2014 г. http://www.uazpatriot.ru/forum/vmv-uaz- ... 33158.html
- Серёжик
- Сообщений: 371
- Зарегистрирован: Пн окт 21, 2013 12:40
- Откуда: Поволжье
- Благодарил (а): 144 раза
- Поблагодарили: 62 раза
- Онлайн статус: Не в сети
От скрипа руля подобным образом пытался избавится. :D
Напильником значит обзавелся...Не тут то было...Снял кожух руля-а скрип идет!
Поизучав конструкцию было определеночто скрип издает белая шайбочка отлючающая поворотники, которая видна на первом фото, там еще контакты сигнала видны. В общем смазал литолом и собрал :D .
Напильником значит обзавелся...Не тут то было...Снял кожух руля-а скрип идет!
Поизучав конструкцию было определеночто скрип издает белая шайбочка отлючающая поворотники, которая видна на первом фото, там еще контакты сигнала видны. В общем смазал литолом и собрал :D .
- multik
- Сообщений: 225
- Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 19:40
- Откуда: Москва
- Онлайн статус: Не в сети
Ну напрямую точно нет. А если парралелить, то от подрулевого будет идти пучок проводов :)ВМВ писал(а):multik ты вот штатную магнитолу "потрошил" и в электронике шаришь, в связи с этим у меня вопрос. Каким нибудь образом подрулевой пульт управления магнитолой подключить возможно? Может просто нужные кнопки запараллелить и все?
Уж больно привык к этому девайсу в предыдущем авто.
- ShadowGazer
- Сообщений: 51
- Зарегистрирован: Чт фев 20, 2014 15:29
- Откуда: Королёв, Московская Область
- Онлайн статус: Не в сети
Скажите, пожалуйста, в итоге установили переключатели в машину на управление раздаткой? И есть ли фото того, как реализовали?multik писал(а):Ален ноби, ностра алис!
... Что означает — ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может.
"У патриота глючная раздатка!", "вон, в обзоре писали, что даже с помощью разработчиков с завода не могли включить пониженную!". Ну и так далее и тому подобное. Любой форум, на котором хоть каким-либо образом обсуждается "патриот" с "электрораздаткой", полон подобных высказываний. В "говорильных" разделах владельцы предидущих поколений глумятся над проблемами с раздаткой, а в технических народ обсуждает, как от этих проблем избавиться. Скажу честно, я долго ходил кругами вокруг собственной раздатки, пока наконец не решился докопаться до технически приемлемого решения. Тем более, что и у меня все это начало глючить.
<...>
Как обычно, у меня все работает. Но надеюсь, что у вас тоже все заработает. Удачи!
- ShadowGazer
- Сообщений: 51
- Зарегистрирован: Чт фев 20, 2014 15:29
- Откуда: Королёв, Московская Область
- Онлайн статус: Не в сети
Понятно. С нетерпением жду отчёта об установке и эксплуатации.multik писал(а):Не, пока ничего не ставил. Слишком много других дел навалилось :(ShadowGazer писал(а): Скажите, пожалуйста, в итоге установили переключатели в машину на управление раздаткой? И есть ли фото того, как реализовали?
В эти выходные, ползая по лесам, вспомнил про Вашу доработку. Очень не хватало возможности быстро включить пониженную передачу, поскольку со штатной крутилкой выходило включить её не с первого раза (видимо где-то ошибался в алгоритме и всё приходилось начинать с начала).