Дома, подав давление в холодную систему, я таки разобрался. Ссохлись и потекли патрубки теплообменника ЕГР. Снять этот теплообменник – легче застрелиться. Отдельное «спасибо» итальянцам за неразборные хомутики, освободить которые в стесненных условиях просто невозможно. В итоге, снимая теплообменник, я просто обрезал патрубки, а уж потом разбирался с хомутами. Испытав теплообменник под давлением, я выяснил, что и сам он течет. Т.е. антифриз сочится в систему ЕГР, правда не сильно. Тем не менее, несмотря на высокую цену, я теплообменник заменил, ну и патрубки и хомуты тоже поставил новые. Заодно выяснилась негерметичность клапана ЕГР. Из-за износа втулки штока, тарелка клапана шла на перекос. Клапан тоже заменил.
Естественно, я задумался над причинами поломки охлаждения. Теплообменник установлен между двигателем и печкой. Но предназначен он все-таки для того, чтобы охлаждать газы ЕГР, а вовсе не подогревать антифриз. Дальше в печке стоит регулирующий температуру кран. Который в теплое время года преимущественно закрыт. Значит, циркуляции антифриза через теплообменник нет, и в нем вполне возможен локальный перегрев и кипение со всеми вытекающими. Ай да «грамотные» инженеры УАЗа! Я решил проверить правильность своих мыслей, открыл книжку по Iveco Daily, изучил их систему охлаждения. И увидел то, чего и ожидал: крана в контуре печки у Daily нет вообще. Постоянная свободная циркуляция. Температура воздуха регулируется только заслонкой подмеса. Соответственно, я решил этот косяк поправить. В напорную линию печки я установил трехходовой кран от Газели. Он переключает поток антифриза либо в радиатор печки, либо в байпас. Кран управляется автоматически, блоком климат-контроля Шаттл, у которого есть специальные выходы. Теперь через теплообменник обеспечена постоянная циркуляция антифриза.
В процессе работ по системе охлаждения, я опять обнаружил течь расширительного бачка. Полгода он отработал. Теперь я разобрался с этой проблемой кардинально: заменил его на бачок от ВАЗ-2114, с датчиком уровня ОЖ.
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/04/04/700644_DSC02135.jpg)
Кстати, то, что объем системы охлаждения Патриота с F1A 15 л – наглая брехня УАЗовоской книжки. Только приблизительно 8 – 9 л к нам влезает. Я сливал антифриз очень тщательно, с продувкой печек сжатым воздухом, и именно столько и вытекало. Это легко подтверждается опять-таки книгой по Daily. 9 л у них объем. При том, что радиатор больше нашего. Ну где могут у нас спрятаться лишние 6 л?
Соответственно, наша система всего примерно на литр больше ВАЗовской, и бачок по объему вполне подходит.
Для корректной индикации в фирме AMCservice был заказан новый вариант блока индикаторов на приборную панель. Теперь в нем появились символы уровня ОЖ и круиз-контроля.
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/03/16/695493_DSC02129.jpg)
Одновременно, т.к. система охлаждения и так была разобрана, я установил предпусковой подогреватель. Поизучав отзывы, остановился на Бинаре. Его удалось довольно компактно установить между двигателем и корпусом воздухозаборника печки:
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/01/12/671938_DSC02121.jpg)
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/01/12/671939_DSC02122.jpg)
Пульт управления отправился на потолочную консоль:
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/04/04/700649_DSC00020.jpg)
Выхлопная труба Бинара выведена к масляному поддону двигателя, чтобы подогревать масло.
Электросхема подключения Бинара изменена: Во-первых, он запитан от вспомогательного аккумулятора, т.е. риск не завестись после его длительной работы исключается. Во-вторых, сам он управляет не вентилятором печки, а Шаттлом. Шаттл и вентилятор печки тоже переключены на питание от вспомогательного аккумулятора, и включаются либо при включении зажигания, либо по команде Бинара.
Конечно, Бинаром я остался очень доволен: работает корректно, греет достаточно. Садишься уже в теплую машину, а не ждешь, пока прогреется на ходу. Двигателю, опять-же, теплому, заводиться полезнее.
Однако очень скоро выявилась серьезная проблема: Началась сильная раскачка температуры в салоне. Шаттл и раньше постоянно гонял кран туда-сюда, и печка дула то теплым, то холодным, однако температуру в салоне он поддерживал более-менее на одном уровне. Но после установки Бинара началась форменная жуть. Особенно в пробках. Печка вдруг начинала дуть ледяным воздухом, салон охлаждался, при этом обороты вентилятора постепенно возрастали, и лишь с большим запозданием полностью открывался кран, и в салон снова начинал идти горячий воздух.
Сначала я не мог понять, в чем дело, грешил на салонный датчик температуры, даже на Газелевский кран. Эффект начинался не сразу, а только после полного прогрева салона. На трассе провал температуры случался редко, но в городе – постоянно. Это натолкнуло меня на мысль о том, что косяк зависит от режима работы двигателя, от его оборотов. Я попробовал поездить с постоянно включенным насосом ОЖ Бинара. И тут же проблема ушла! Мало того, Шаттл стал держать температуру даже гораздо ровнее, чем до установки Бинара. Соответственно, причина такова: Выключенная помпа Бинара оказывает дополнительное сопротивление протоку антифриза через контур печки, и на малых углах открытия регулировочного крана печки циркуляция в контуре прекращается совсем, «залипает». Особенно этот эффект проявляется при работе двигателя на малых и холостых оборотах, когда эффективность его помпы падает. И наоборот, работающая электропомпа стабилизирует зависимость протока антифриза от угла открытия крана, сильно облегчая Шаттлу управление им.
Для окончательного решения проблемы я изменил схему управления помпой Бинара. Теперь при выключенном Бинаре она управляется Шаттлом параллельно с Газелевским электрокраном, т.е. работает всегда, когда кран открыт на печку. Включенный Бинар берет управление помпой на себя, и не выдает никаких ошибок.
Поскольку сначала я грешил на салонный датчик температуры, то я наконец-то провел эксперименты по поиску наиболее оптимального места для него в салоне. Оказалось, что ровнее всего Шаттл держит температуру, когда датчик закреплен в передней часть потолочной консоли, куда я его и перенес.
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/04/04/700650_DSC00019.jpg)
Предварительно я внедрил в конструктив датчика еще одну микросхему-датчик, которую подключил к контроллеру Ардуино, и теперь реальная температура в салоне отображается на экране CarPC. Заодно я установил и второй датчик температуры улицы, тоже для ввода в компьютер.
![Изображение](http://img.ii4.ru/images/2016/04/05/701046_menu_12_1.bmp)
В принципе это было не нужно, т.к. Шаттл и так показывает уличную температуру, но необходимость появилась, о которой читайте далее…